МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Олигофренопедагогика
Учебная задача по теме 1.2.
Условие задачи: Внимательно ПМПК о квалификации типа дизонтогенеза, обучения и развития ребенка дошкольного возраста и выполните 4 предложенные задания.
СТУДЕНКА __________________ Минежетдинова Динара Рамильевна
(личная подпись)
РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ ст. пр. к. спец. пед.и и псих. С.Е.Уромова.
(личная подпись)
Нижний Новгород – 2020 г.
Задание:
Алексей М., 6 лет. Обратилась мать с сыном с жалобой на задержку в формировании речи и странности в поведении. Со слов матери ребенок родился в срок, с нормальным весом и ростом. Отказывался брать грудь, долго не формировался «комплекс оживления». Несмотря на это, раннее развитие соответствовало норме, первые слова появились в 9 мес., навыки ходьбы — в 1 год и 2 мес. Детский сад ребенок не посещает, воспитывается дома. В настоящее время у ребенка присутствует фразовая речь с аграмматизмами; путаются местоимения, себя называет «ты» или «Денис», мать может назвать «я». Из вопросов употребляется только «где?» и то крайне редко. Речь представляет собой комментарии всех событий, происходящих с ребенком, его действий и желаний. Часты неологизмы, иногда непонятные для окружающих: «Чурля-ка», «Небияк» и т. д. Новые, похожие по звучанию слова ребенок может повторять в течение нескольких дней, не интересуясь их содержанием.
Моторика развита слабо, плохо, часты стереотипные действия: раскачивания, переступання с ноги на ногу; рисует одинаково правой и левой рукой, иногда двумя сразу. Карандаш удерживает в кулаке. Себя ребенок обслуживает: самостоятельно ест, одевается. Выражена избирательность в еде, страх перед новой пищей. Помимо этого Денис боится собак, громких звуков, избегает общения с детьми. Мать беспокоят такие особенности ребенка. Она хотела бы решить вопрос о форме и месте обучения. Ребенок умеет читать, считать в пределах 100, легко считает трехзначные числа.
При психологическом обследовании контакт с ребенком удается установить только в процессе совместного рисования. До этого он ходит по кабинету, дотрагивается до предметов и мебели, обследует их. Игрушки иногда лижет. На присутствие в комнате психолога никак не реагирует. В ходе совместного рисования называет тему своего рисунка: «Денис рисовать ежей» и рисует подряд на пяти листах одинаковых ежей. Возможно рисование по просьбе экспериментатора. Другие задания не выполняются, выражены реакции пассивного протеста. Возможно выполнение простых инструкций: «Дай мяч», «Положи карандаш». Зрительного контакта с психологом нет, на прикосновения — реакция избегания.
Рисунки, с точки зрения ребенка, неудачные, он тут же рвет и бросает обрывки в определенный угол кабинета; удачные вырезает и пытается наклеить на стену кабинета. За помощью не обращается ни к психологу, ни к матери.
Задание:
Предположите, какой тип нарушения психического развития возможен в данном случае.
Заключение какого специалиста особенно важно для формирования коллегиального решения ПМПК о диагнозе?
Предложите основные направления углубленной диагностики.
Какие можно выделить направления и этапы реализации коррекционно-развивающей программы для мальчика?
Решение учебной задачи:
В данном случае возможен такой тип нарушения психического развития, как Ранний детский аутизм.
Заключение психолога особенно важно для формирования коллегиального решения ПМПК о диагнозе.
Направления углубленной диагностики:
• постановка клинического диагноза;
• уточнение диагностической группы.
Направления и этапы реализации коррекционно-развивающей программы:
Направления коррекционной работы:
коррекция дезадаптивного поведения;
формирование стереотипа учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
формирование навыков социального взаимодействия;
развитие социально-бытовой ориентировки;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
формирование «модели психического».
Также важными направлениями коррекционной работы являются
следующие:
сенсорно-перцептивное развитие;
развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
коррекция нарушений устной и письменной речи;
эмоционально-личностное развитие.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые занятия,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка, разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.