СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов занятий.»


Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов занятий.
Алгоритм составления конспекта занятия


Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.

В настоящее время все занятия строятся на принципах интеграции. Что такое интеграция? Это, когда один основной вид деятельности входит в другой вид деятельности, то есть смешивается - интегрируется. Например, педагог провел занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме «Русская береза», где объединила разные дидактические методы: беседа, рассматривание репродукций или картин, опытно-экспериментальная или исследовательская работа, использование схем или карт и т.д. Здесь же включила задачи безопасности, сохранения здоровья детей. Используя разные дидактические методы и приемы, педагог еще и предлагает детям через рисование, либо аппликацию изобразить березу или сделать коллективную работу, например, «Березовую рощу». Получилась интеграция двух доминирующих образовательных областей:

«Познавательного развития» и «Художественно-эстетического развития».

Таким образом, можно строить занятия, где педагог, используя интеграцию, решает образовательные задачи и психолого-педагогическое содержание образовательных задач образовательной программы дошкольного образования. Занятия, построенные на принципах интеграции, позволяют повышать интерес детей, желание заниматься и активность детей, как правило, всегда высокая. Занятия можно построить и в интеграции двух доминирующих образовательных областей, например, в союзе воспитателя и учителя-логопеда, либо воспитателя и музыкального руководителя.

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия


Остановимся на общих ошибках, допускающихся в правильном составлении конспекта. При составлении программного содержания занятия обычно допускаются распространенная ошибка - отсутствие триединства в составлении программного содержания. Нет целостности, четкости в составлении программного содержания в определении образовательных, развивающих и воспитательных задач. Значит, при составлении программного содержания необходимо всегда продумать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

  • Во многих конспектах не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам, то есть в программном содержании прописываются определенные задачи, а в занятии их реализация отсутствует или о решении каких-то задач ничего не говорится, а в занятии воспитатель их решает. Например, в программном содержании поставлены задачи: познакомить детей с математическими знаками «плюс», «минус» и «равно», а в ходе занятия выявилось, что дети знаки знают, воспитатель их только закрепляет. В программном содержании ничего не говорится о знаках «больше» и «меньше», а в течение занятия идет ознакомление с данными математическими знаками.

  • Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи. Объем и отбор методов и приемов должны иметь оптимальное содержание для решения программных задач и должны соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей. Методы и приемы должны подбираться так, чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и занятие тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут, так как смена интересных видов деятельности и продуманная двигательная активность, изменение статической позы ребенка повысят их активность и сохранят повышенный интерес в течение всего занятия. Но главное, должна соблюдаться интеграция образовательных областей. Итак: необходимо обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством

которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности.

  • Конспект следует продумать так, чтобы в основном говорили дети. Надо помнить, что педагог должен говорить 25 – 30 %, а остальное время говорят дети. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией. Необходимо давать возможность детям использовать свой приобретенный жизненный опыт, то есть реализовать знания, полученные ранее не только на занятиях в детском саду, а и посредством самостоятельных наблюдений, знаний, полученных в общении с родителями, со сверстниками; через просмотр познавательных фильмов, изучения с помощью взрослых энциклопедий, чтения художественной литературы, рассматривания картин, из своих наблюдений и т. д. Воспитателю необходимо следовать за

ребенком, а не вести его за собой.

  • Наблюдения показывают, что в использовании элементов проблемности в обучении чувствуется недоработка. Многие конспекты, составленные воспитателями, скучные, в них не решаются, не выдвигаются проблемы. В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель в занятии решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Например, воспитатель использовал проблемную ситуацию, но стоит только одному из детей найти правильное решение и воспитатель сразу с ним соглашается. А для Маши и Коли, например, не понятно, они остались при своем мнении, это потому, что воспитатель вместе с детьми не выяснил, почему именно это решение правильное, может быть есть и другой способ решения проблемы? Педагог должен быть уверен, что каждый ребенок понял правильность решения задачи, усвоил материал.

Итак: выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, развития и воспитания, в зависимости от образовательных задач, обеспечивает

развивающий характер занятия (развитие познавательной активности ребенка, его самостоятельности мышления, включения в поисковую ситуацию и др.).

  • Необходимо в конспектах занятий продумать, обозначить предварительную работу по определенной теме, то есть, обозначить степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.

  • Встречается еще одна очень распространенная ошибка. В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет в каждом виде деятельности, как в организованном, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на словарную работу уделяется крайне мало внимания.

  • В большинстве конспектов не обозначается индивидуально- дифференцированный подход в обучении детей. В последнее время говорится о том, что работа в дошкольном учреждении строится на личностно- ориентированном подходе к детям. В индивидуально-дифференцированном подходе как раз есть большая возможность реализовать личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать психологические и физические особенности каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию. Итак, индивидуальная работа с детьми проводится до занятия с целью облегчить ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

Необходимо также отметить еще ряд недостатков в продумывании занятия, а также некоторые ошибки, которые встречаются в составлении конспекта:

  • Допускаются грамматические ошибки;

  • Не конкретно продумываются вопросы;

  • Не четко и последовательно даются детям задания;

  • Мало используется музыкальное оформление занятия и познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ТСО, ИКТ. Мы не должны забывать, в какое время живем.

  • Допускается неверная подача информации. При продумывании занятия педагог прежде всего сам должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Педагог должен и обязан доводить до детей достоверную информацию. Например, педагог дает информацию детям, что море не способно самоочищению. Морю помогают спасатели, ученые, экологи, а в чем заключается их помощь, ничего не говорится детьми и воспитателем детям. Да, это - верно, морю помогают ученые, если в нем гибнут рыбы и исчезают редкие особи. Спасатели помогают морским обитателям, если их выбросило волной на сушу, экологи запрещают отлов или отстрел, например, белых тюленей и т.д. Но море как раз – то и имеет способность к самоочищению, если бы оно не имело такую способность, то за короткое время превратилось бы в большую мусоросвалку. Происходит это так: волной к берегу выбрасывает все, что плавает на поверхности (пластиковые бутылки, куски бревен, надувные матрасы, сигаретные упаковки, окурки, панамы, шарфики, что ветром сдувает, срывает). А волна же образуется в связи с движением воздуха. Это и есть - ветер. Чем больше или сильнее ветер, тем больше волна, которая прибивает воду к берегу. Это явление называется «прибой», а не то, что говорит воспитатель. А педагог говорит детям, что «прибой – это волна, которая выбрасывает мусор на берег».

  • Обычно при составлении занятия по физическому развитию детей, часто имеют инновационный характер. Вместе с тем, встречаются ошибки при составлении конспекта, не даются разъяснения такого характера, например:

  • комплекс упражнений изучен ранее или идет закрепление;

  • какое из основных движений на сегодня новое;

  • каким способом выполняются основные движения: поточным методом или в подгруппах;

  • знакома ли подвижная игра для детей или она новая. И, если даже эта игра детям знакома, то по методике все равно необходимо повторить правила или сделать акцент на правило, которое дети чаще всего нарушают. А, если эта игра для детей новая, необходимо показать, как педагог преподносит детям правила игры;

  • не показана индивидуальная работа с детьми, и самое место на таких занятиях, особенно в основных видах деятельности, использовать дифференцированный подход;

  • не показана роль воспитателя на занятии.

  • Каждый конспект занятия, либо сценарий какого-то праздника или развлечения, направлены на то, чтобы делиться опытом работы и, кроме основных требований к оформлению конспекта, было бы хорошо сопровождать его приложениями или сопровождать иллюстративным материалом, обеспечить дидактическим материалом (например, схемы, карточки, движения какой-то игры, музыкальные композиции и др.)

Итак: При составлении и оформлении конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится занятия, какой материал будет использован на занятии, какая должна быть предварительная работа и т.д.


Приложение к методическим рекомендациям

«Алгоритм составления конспекта занятия»


Таблица 1

Типы занятий

Тип занятия

Форма организации

Изучение и усвоение нового

материала

лекции, объяснение, демонстрация и т. д.

Закрепление и совершенствование

знаний, умений и навыков

повторение, обобщение, упражнения, решение задач,

лабораторные работы и др.;

Обобщение знаний, умений и

навыков

самостоятельные работы, семинары, дискуссии,

конференции, аукционы, представления и др.;

Комбинированное

учебное занятие со всеми элементами процесса

обучения

Контрольное

итоговое

Таблица 2

Модель составления формулировки учебных задач

Наименование

задачи

Слово для начала

формулировки задачи

На что может быть направлена

задача

Образовательная

Учить … Формировать … Способствовать … Знакомить … Обобщить … Расширить представления..

  • выполнять основные виды операций;

  • представления о …;

  • осознавать признаки понятий, технологию процессов;

  • определять причинно-следственные связи, закономерности…;

  • правила поведения …;

  • и т. п.

Развивающая

Развивать … Формировать … Обогащать … Систематизировать … Обобщать … Стимулировать …

  • … умения и навыки;

  • словарный запас детей;

  • способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

  • сенсорную сферу (глазомер,

ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);



  • двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

  • познавательный интерес учащихся;

  • …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);

  • самостоятельность обучающихся;

  • способности к …;

  • и т. п.

Воспитательная

Воспитывать… Способствовать …

  • нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

  • общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);

  • коммуникативные способности (доброту,

взаимопомощь, толерантность и т. п.).

Таблица 3

Варианты методического оснащения


Тип методического

оснащения

Наименование оснащения

Материально-

· станки, машины;

техническая база

· инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы,


кисти…);


· материалы (нитки, леска, клей, краски, т. д).

Дидактическое

· учебное пособие;

обеспечение

· рабочая тетрадь;


· сборник заданий;


· словари, справочники…;


· дидактические (настольные) игры;


· плакаты;


· таблицы;


· технологическая карта;










  • образцы объекта труда;

  • образцы поузловой обработки изделий;

  • материалы для контроля знаний обучающихся (карточки- задания, тесты, кроссворды).


Таблица 4

Классификация методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)


Методы

Форма

Словесные (источником

знания является устное или печатное слово)

Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия Лекция Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные

пособия)

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.) Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов,

презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя

практическое действие)

Упражнения Практическая работа Решение задач Моделирование объектов


Классификация методов обучения (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернер)



Методы

Содержание

Объяснительно- иллюстративный метод

Педагог сообщает готовую информацию разными

средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

Репродуктивный метод

Суть его состоит в повторении (многократном) способа

деятельности по заданию педагога

Проблемный метод

Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать

образцы решения проблемы

Частично-поисковый метод

Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую


деятельность, но целостное решение проблемы пока

отсутствует

Исследовательский метод

Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них

проблем, творческое применение знаний

Таблица 5

Формы организации деятельности детей

Форма

Содержание

Традиционные

  • Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

  • Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

  • Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

  • Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

  • Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

  • Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

  • Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

  • Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

  • Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

  • Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.


  • Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.

  • Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

  • День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

  • Выпускной ринг - отчет выпускников, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания;

формирование умения взаимодействовать с людьми