МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Подготовила: Сафарян К .П
Детская школа искусств пос. Тульский
Введение Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания администрации и педагогических коллективов школ. По окончании школы учащиеся, рекомендованные для поступления в средние специальные учебные заведения, зачисляются по решению руководства школы и с учетом мнения педагогического совета в класс профессиональной ориентации. Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать шире, чем это порой осуществляется в практике работы ДМШ и ДШИ. Помимо исполнительской направленности, следует учитывать возможности поступления учащихся в музыкальные училища на специальности "Теория музыки" и "Хоровое дирижирование", "Эстрадное отделение", а также в педагогические и культурно-просветительные училища. Настоящие методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств предусматривают возросшие требования к музыкальному образованию и ориентированы на действующий учебный план ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Внимание педагогов в настоящих методических указаниях сконцентрировано на главной задаче современной музыкальной педагогики - совершенствовании всестороннего комплексного воспитания учащихся. Важнейшую роль в этом процессе должна сыграть перестройка преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил. В современных условиях музыкальная школа должна быть очагом поисков прогрессивных методик и проведения соответствующих педагогических экспериментов. Суметь возглавить и организовать эти поиски - долг администрации и ведущих педагогов школы. Важной задачей ДМШ и ДШИ на современном этапе является также энергичное развертывание массовой художественно-просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве, борьба за очищение вкусов людей от воздействия отрицательных явлений псевдокультуры. Педагогам школ необходимо включиться в эту работу и увлечь ею своих учеников, развернуть ее среди населения, в общеобразовательных школах, среди родителей. Осуществление ее принесет большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в самих музыкальных школах. 1. Задачи педагога инструментального класса Педагог инструментального класса - основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. В практике лучших педагогов эстетическое воспитание имеет самые различные формы - от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают, и в зависимости от того, в какой мере работа над ним ориентирована на их подлинно художественное воспитание. Обучение учащихся в детских музыкальных школах (музыкальных отделениях детских школ искусств) рекомендуется начинать с семилетнего возраста. Для детей дошкольного возраста организуются подготовительные группы. 4 Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и музыкальную) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий.** Столкнувшись с большим объемом школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение - это прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в музыкальной школе. Если все же замечается падение интереса ученика к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Одной из причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая частая причина - завышение программы, работа над которой угнетает ребенка. Поэтому увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением ученика вперед следует лишь в особых случаях. Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной возрастной группы учащихся, ведет к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип "доступности и последовательности в обучении", вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций. Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие - не закрепляются. Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания младших школьников. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При введении в работу нового, более сложного материала важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание. В инструментальном классе следует максимально использовать возможности индивидуального обучения; сочетая в то же время индивидуальные формы занятий с коллективными (создание различных внутриклассных ансамблей и др.). С первых же уроков и в дальнейшем, на протяжении всего периода общения с учащимися педагогу необходимо стремиться как можно лучше познать личность ученика в самых различных ее проявлениях и в ее развитии. Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Ответить на вопрос - стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у ребенка интереса к музыке. Дети, серьезно увлекшиеся ею, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа ребят, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее разучивающих 5 произведения, выразительнее их исполняющих. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечивая таким ученикам более быстрое освоение техники игры на инструменте, необходимо уделять самое пристальное внимание и их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, а обучающиеся на струнных и духовых - в оркестре, т. е. развивались всесторонне. Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными способностями к музыке, не склонные впоследствии заниматься ею профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Истинный педагог должен находить удовлетворение, воспитывая их как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников любительского музицирования, людей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. К таким ученикам следует предъявлять достаточно высокие требования, памятуя, что воспитание любителей - дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, т. к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию (слушание музыки, игра в ансамблях, чтение с листа, аккомпанемент и т. д.) в процессе занятий возрастал, чтобы искусство становилось им все более необходимым, и они ясно осознавали его огромное значение в жизни каждого человека. 2. Методы работы с учеником В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой - педагогикой и психологией. Этот опыт и достижения науки каждому музыканту-педагогу следует систематически изучать, используя соответствующую литературу. Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие их происходит особенно успешно, если педагог работает увлеченно и своим исполнением, а также словесными пояснениями вводит ученика в самую суть стоящих перед ним задач и создает у него необходимый настрой для последующей домашней работы. А наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения. Применительно к работе в инструментальном классе это означает прежде всего продумывание педагогом путей для максимальной активизации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, педагогу следует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостоятельно, находить ответы на них. Педагогу следует организовывать эти поиски и направлять их, развертывая в процессе обучения одну за другой проблемные ситуации. При этом надо иметь в виду, что если в практике общего и технического обучения создание такого рода ситуаций основано преимущественно на мыслительной деятельности ученика, то в процессе музыкального воспитания они предполагают максимальное использование, наряду с интеллектом, эмоциональной сферы и слуха ученика. У многих педагогов с течением времени возникает потребность в обобщении своего опыта работы с учениками и в выработке определенных принципов воспитания. Такая практика должна быть признана разумной, отвечающей современной тенденции к 6 широкому использованию системного метода в различных областях человеческой деятельности. Надо, однако, опасаться превращения выработанных принципов в штамп. Поэтому для каждого ученика они должны применяться гибко, с учетом его индивидуальности. При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком художественном уровне. 3. Планирование работы ученика. Составление индивидуального плана Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы учащихся. Оно должно исходить из разностороннего знания педагогом ученика и систематического анализа его музыкального развития. Все это необходимо отразить в характеристиках, которые педагоги составляют в конце каждого учебного года, при переходе в следующий класс. Характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны его индивидуальности: - уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); - соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту; - общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции; - отношение к музыке, музыкальным занятиям; - работоспособность, собранность; - умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений; - успехи к концу учебного года; - недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению. Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др. В начале каждого учебного года педагог представляет на учащихся индивидуальные планы. При составлении их необходимо учитывать задачи комплексного воспитания. Помимо основных произведений годовой программы - полифонических, крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, аккомпанементы, пьесы для самостоятельного изучения, для чтения с листа и транспозиции, гаммы и упражнения на развитие техники. Ко времени окончания школы, наряду с практическими навыками владения инструментом, выпускник должен достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений. Важно поэтому, чтобы музыкальные стили и жанры были представлены в репертуаре учащегося достаточно широко и полно. Так, при выборе произведений крупной формы следует чередовать разные ее виды: вариационный цикл, рондо, сонатное аллегро, концерт. В области полифонии - прелюдии, отдельные части из сюит, инвенции, фугетты, фуги, переложения органных произведений, образцы подголосочной полифонии. При изучении пьес следует включать в план сочинения как кантиленного характера, так и виртуозного, опусы классиков прошлого и произведения современных композиторов. В процессе обучения ребенок должен постепенно знакомиться с различными типами мелодики, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам и фактурному воплощению, возможен, конечно, лишь при постоянно вдумчивом планировании всей работы ученика. На занятиях с каждым ребенком важно последовательно проводить определенные, 7 намеченные выше, репертуарные линии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели. Если в развитии ученика происходят какие-либо неожиданные изменения, то, учитывая новые обстоятельства, намеченный план следует изменить. Произведения подбирают с учетом постепенного возрастания их трудности, что способствует планомерному продвижению учащихся. Однако при этом необходимо исходить из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Высокий уровень способностей ученика, возможность его профориентации вносят в составление плана свои коррективы. В репертуар таких детей следует включать более сложные этюды на различные виды техники и уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т. к. работа над ними, и особенно над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту. В индивидуальных планах учеников, не склонных заниматься музыкой профессионально, можно сократить количество произведений крупной формы и полифонии, зато уделить больше внимания пьесам и ансамблям. В старших классах для таких учащихся выбор сочинений должен быть значительно более свободным, предусматривающим выход на пределы традиционного школьного репертуара. В стремлении добиться органичного развития ученика педагог зачастую работает преимущественно над устранением тех или иных недостатков, вследствие чего наиболее яркие черты музыкальных способностей ребенка не получают должного развития. Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы избежать подобной ситуации. Следует внимательно продумать выбор сочинений, изучаемых в порядке ознакомления. Если в программе ученика есть произведения из авторского сборника, то полезно эскизное ознакомление с двумя-тремя пьесами из этого же опуса. Работу по воспитанию более широкого музыкального кругозора целесообразно строить также путем ознакомления ученика одновременно с пьесами разных эпох, стилей и жанров. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы. Серьезное внимание необходимо уделять знакомству детей с современной музыкой, с особенностями ее гармонических звучаний. Не секрет, что основная масса слушателей не подготовлена к восприятию современной музыки. А между тем, и в репертуаре отечественных исполнителей, и в программах зарубежных музыкантов все большее место занимают современные произведения, понимание и тонкое слышание которых требует весьма основательной подготовки. Памятуя о том, что ученики детской музыкальной школы - это слушательская аудитория недалекого будущего, педагогам следует активнее воспитывать их в этом направлении. В репертуарные списки учащихся полезно включать современные песни разных стилей и жанров - это позволит ученикам сразу включиться в музыкальнопросветительскую жизнь общеобразовательной школы, разных детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной ценности обучения в музыкальной школе и вместе с тем активизировать учебный процесс в инструментальном классе. Индивидуальные планы - важный документ, характеризующий процесс развития ученика. Планы следует приносить на все прослушивания, в них необходимо фиксировать не только полученные оценки, но также делать краткие заметки о качестве исполнения, о достигнутых учеником успехах и о тех недостатках, на устранение которых следует обратить внимание. 4. Проведение урока Воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, так же как и методы его работы с учащимися, реализуются в основном на уроке. Сложная проблема, возникающая на каждом уроке, - сочетание задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика. В практике малоопытных педагогов именно эта проблема оказывается часто нерешенной. Не умея планировать 8 работу с учеником на длительный период времени, они вынуждены тратить свои усилия преимущественно на то, что "горит" - на срочную доделку еще "сырых" произведений к открытому выступлению, на ликвидацию "прорыва" по гаммам ввиду приближающегося контрольного урока. В результате главное - решение важнейших художественновоспитательных задач остается упущенным. Избежать педагогу этого факта можно путем составления представления об основных задачах на длительный период времени, которые следует ставить перед собой в процессе воспитания и обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко, в соответствии с обстоятельствами, их решать. Начинающие педагоги должны воспитывать в себе "чувство времени", умение сделать на уроке все наиважнейшее - проверить домашнее задание, поработать над самым необходимым в разучиваемых произведениях, дать новое задание к очередному уроку. Работу по чтению нот с листа, подбору по слуху и транспозиции, над упражнениями, гаммами и другими техническими формулами целесообразно распределять таким образом, чтобы один урок посвящать, например, чтению нот, подбору и транспозиции, а другой - игре упражнений и технических формул. Время, отведенное на уроках этой работе, будет постепенно сокращаться, ввиду необходимости концентрации внимания на прохождении репертуара, но ее следует вести систематично, активно и целеустремленно на протяжении всего периода обучения. Некоторые педагоги проявляют на уроках слишком много мелочной опеки вместо того, чтобы помочь учащимся ясно представить стоящую перед ними задачу, заинтересовать их предстоящей работой и дать для нее нужные ориентиры, а затем проявить должную требовательность в оценке достигнутых результатов. Следуя таким путем, можно успешно решить проблему времени на уроке и быстрее воспитать в ученике самостоятельность, В первые годы обучения возможны мелкогрупповые формы проведения уроков, т. е. использование времени урока целиком или какой-либо его части на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. При этом образуется общий резерв времени, который может быть реализован (без создания перегрузок) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Педагог получает возможность организовать различные внутриклассные ансамбли, продуктивнее работать над развитием навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования и др., заниматься расширением музыкального кругозора ребенка. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию. 5. Работа над музыкальными произведениями Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. В процессе ее развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя. С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить. С учениками младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежностей, допущенных при разборе, особенно устранение фальшивых нот, требует в дальнейшем затраты многих усилий. С течением времени следует давать задания по разбору нотного текста и самим ученикам, чтобы к окончанию школы они накопили в этом отношении достаточный опыт. 9 Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме ее анализировать. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы и их развитие, определить главную и частичные кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и термины, уметь их произносить на иностранном языке. Для изучения терминов полезно завести специальную тетрадь. Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит. Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности. Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с учениками: - устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.; - самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; - отмечает допущенные ошибки; - делает разбор исполнения своего товарища, особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил; - самостоятельный разбор - устный и на инструменте - заданного сочинения в классе под наблюдением педагога. Для подготовки учащихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами самоконтроля, использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок. В младших классах важнейшие рекомендации относительно работы над произведениями, как частные, так и общего характера, записываются ученикам в дневник. При работе с учеником над произведением педагогу целесообразно последовательно концентрировать свое внимание на разных задачах. Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученика аппликатуру, а для исполнителей на струнных инструментах - также штрихи. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, т. к. удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинок. На серединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных разделов формы и элементов ткани сочинения. Внимание учащихся концентрируется на достижении нужной выразительности в интонировании голоса, в соотношении звучности голосов, в ритмике, динамике, а также на преодолении всех технических трудностей. Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом. "Собрать" воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом. В этот период работы педагогу следует чаще слушать исполнение всего произведения целиком. О том, что ученику удалось и над чем еще необходимо работать, следует сказать после окончания исполнения. При подготовке учащегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно, чтобы с течением времени ребенок все больше проникался убеждением в необходимости передать другим то, чему он научился в музыкальной школе, чтобы чувство ответственности перед слушателями, желание донести до них замысел композитора, увлечь аудиторию стали сильнее страха, ненужных мыслей о себе. 10 После выступления исполнение следует обсудить с учеником на очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче, и ч т о было утеряно. Если волнение отразилось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы. Такие обсуждения формируют критическое отношение учащихся к своим выступлениям, способствуют утверждению высокого авторитета оценки и замечаний педагога. Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут исполняться медленнее указанного темпа. Обязательно, однако, выявление основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту. Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает, чему он научился за данный период времени. По тому как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения становится ясно, на какие разделы работы педагогу надо обратить внимание. Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар учеников, что важно для их всестороннего развития. С целью накопления репертуара надо почаще повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично. 6. Чтение нот с листа, игра в ансамбле Свободное чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Чтобы научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Надо знакомиться с самыми различными музыкальными произведениями, чаще играть в ансамблях и аккомпанировать. Вся эта работа осуществляется под контролем педагога, который следит за тем, чтобы она протекала наиболее эффективно. С первых месяцев обучения он приучает учащихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков ("видеть" и "слышать вперед"), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие характера гармонии), и меньше смотреть на инструмент. В процессе обучения чтению нот с листа можно использовать специальные упражнения. Например, педагог начинает играть фразу, а затем ученик подхватывает и продолжает ее (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и "смотреть-слышать" вперед). Или другое упражнение: педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Полезны такие упражнения: прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками - сначала в простейших, затем в постепенно усложняющихся сочетаниях. Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеют различные ансамбли. При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом. Особо следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных 11 жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения. Умелая педализация в ансамблях с участием фортепиано обеспечивает не только "чистое" звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: "солирования" - когда нужно ярче выявить свою партию, и "аккомпанирования" - умения отойти на второй план ради единого целого. По мере усложнения художественных задач и технических трудностей ансамблевых произведений, а также партий аккомпанемента работа над ними может быть углублена за счет времени, выделенного в учебном плане на изучение предметов по выбору. В старших классах работа над навыками ансамблевого исполнения и аккомпанемента продолжается. Наиболее интересные номера следует показывать на классных вечерах, концертах дли родителей и учащихся общеобразовательных школ, академических концертах и т. д.