СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по разработке и реализации дистанционных курсов по дополнительным общеобразовательным программам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по разработке и реализации дистанционных курсов по дополнительным общеобразовательным программам

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке и реализации дистанционных курсов по дополнительным общеобразовательным программам»

Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара













Методические рекомендации
по разработке и реализации дистанционных курсов
по дополнительным общеобразовательным программам


















Разработчик: Мохов А.В. – методист



С
амара, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Основные понятия

  2. Рекомендации по внедрению и использованию (реализации) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

  3. Нормативная правовая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

  4. Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

  5. Рекомендации по реализации дистанционного курса Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В 2020 году, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, в сложившейся ситуации в образовании в целом, возникла необходимость в разработке и реализации дистанционных курсов, обеспечивающих освоение учащимися дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в любое удобное время.

Проблема заключалась в невозможности составления расписания при реализации дополнительных общеобразовательных программ в онлайн формате из-за «плавающего» расписания общеобразовательных организаций г.о. Самара.

Разработка дистанционных курсов по дополнительным общеобразовательным программ позволила учащимся осваивать программу в любое удобное для них время.

В мае 2020 года МБОУ ОДПО «ЦРО» г.о. Самара был организован конкурс дистанционных курсов для педагогических работников г.о. Самара.

МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара (далее Центр) на конкурс были представлены два дистанционных курса: «Компас 3D для начинающих» - технической направленности и «Волшебная кисточка» - художественной направленности, занявшие I и III места соответственно.

В период с июня по декабрь 2020 года обучение по данным курсам прошли более 230 учащихся, что послужило поводом к составлению данных методических рекомендаций. Также была разработана и реализуется дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Компьютерный мир», которая может быть реализована полностью в дистанционном формате (I место в окружном этапе областного конкурса «Новый формат-2021»).

В настоящее время на основе данных методических рекомендаций педагогами дополнительного образования Центра успешно разрабатываются и реализуются дистанционные курсы для учащихся г.о. Самара (дистанционный курс «Юный натуралист» - 3 место в городском конкурсе дистанционных курсов 2021 г.; дистанционный курс «Букваренок» - 2 место).



  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) - совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих

технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1].

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система,

предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [7].

Информационно-коммуникационная технология- информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [7].

Электронный образовательный ресурс (далее - ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и данные о них [7].

Система дистанционного обучения (далее - СДО) — это программное обеспечение для организации дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса, электронного документооборота, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой программы, проведения консультаций.



  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ (РЕАЛИЗАЦИИ) ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели:

  • полностью дистанционное обучение;

  • частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение.

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством данной оболочки (платформы).

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.



  1. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499, Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2.



  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения обеспечивается функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих

технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения (далее - СДО):

  • разработчики дистанционных курсов совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

  • педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;

  • администрация Центра, методисты, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

  • обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой курса, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;

  • все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

  • должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем;

  • должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;

  • должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудио-конференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.



  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

Этап I. Определение целевой группы, которую предполагается обучать дистанционно.

Перед началом обучения необходимо выявить целевую (возрастную) аудиторию, на которую будет сориентирован учебный процесс. Если их будет несколько, то важно учитывать специфику групп при построении и проведении дистанционного курса.

Здесь при разработке курса необходимо учитывать степень ответственности обучающихся и их способность к самостоятельной работе.

Для всех учащихся нужно заранее включить в курс всевозможные инструкции, которые снимут часть организационных вопросов (как сделать автоматическую подпись в почтовом ящике, регистрироваться в форуме, присоединиться к вебинару, установить какую-либо программу и т. д.). Таким образом, знание целевой группы поможет подготовить наиболее востребованный и доступный курс, что значительно сэкономит время при его проведении.

Этап II. Формулирование учебных целей дистанционного курса.

Цели дистанционного курса должны быть описаны для каждой учебной единицы курса (каждого образовательного модуля) и обязательно доведены до сведения обучающегося. Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата.

Типичными для любого курса могут быть такие цели:

  1. Обеспечить обучающегося некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал.

  2. Научить учащегося понимать суть процессов и явлений.

  3. Сформировать у обучающегося умения рассуждать, давать оценки, анализировать.

Этап III. Составление структуры и рабочей программы дистанционного курса.

Рабочая программа дистанционного курса составляется на основе дополнительной общеобразовательной программы. Наиболее удобна рабочая программа дистанционного курса, состоящая из модулей, которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения.

Модуль программы курса может состоять из учебных единиц, которые включают в себя:

  1. входной контроль (для определения начального уровня подготовки);

  2. теоретические материалы;

  3. практические материалы;

  4. самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов);

  5. мониторинг учебной деятельности (для проверки педагогом).

В рабочей программе курса помимо модулей могут быть указаны следующие данные:

  1. используемые методы обучения;

  2. учебный план курса;

  3. учебные и методические материалы;

  4. необходимое оборудование;

  5. программное обеспечение,

  6. административная и техническая поддержка.

На основе рабочей программы курса составляется календарно-тематический план курса с почасовой разбивкой на изучение каждой темы и указанием видов деятельности для проведения занятий.

Этап IV. Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса.

Организация дистанционного контроля знаний при обучении - очень важный этап. От правильно выстроенного контроля зависит качество знаний обучаемых, если контроль на дистанционном курсе выстроен педагогически грамотно и ведется систематически, а задания представляют собою такие формы, как выполнение веб-квестов, проектов, составление схем, планов, классификаций и т. д., то в этом случае между обучающимся и педагогом налаживается систематическое общение, которое часто проходит в режиме online и которое уже чрезвычайно сложно имитировать и выполнять за кого-то.

В практике дистанционного обучения часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга:

  • вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении);

  • вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин);

  • вопросы, требующие развернутых письменных ответов (для проверки умений и навыков) - статьи, резюме, анализ;

  • ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях.

Контроль знаний в дистанционном обучении может выполняться в режимах онлайн и офлайн. Реализация дистанционного курса должна сопровождаться и заканчиваться контролем успеваемости обучающихся с помощью различных средств ИКТ: электронной почты,

телеконференций как асинхронных (форум, вики-вики, списки рассылки, твиттер), так и синхронных (чаты, видеоконференции), взаимоконтроля внутри учебной группы, самоконтроля.

Этап V. Разработка учебного материала дистанционного курса.

Автору курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям курса, а уже потом разработать теорию.

В таком порядке это делать значительно удобнее, чем сначала создать дистанционный курс, а потом придумывать формы дистанционного контроля. Количество модулей зависит от объема курса. В модуль объединяются темы для изучения, близкие по содержанию. По итогам изучения модуля удобно организовывать контроль.

Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:

  • учебные цели;

  • содержание;

  • график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;

  • список литературы;

  • текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео;

  • практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;

  • виртуальные (или с удаленным доступом) лаборатории и тренажеры;

  • задания, развивающие умения и навыки учащегося;

  • задания для самоконтроля и проверки знаний педагогом;

  • дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т. д.);

  • глоссарии, указатели и т. п.

При реализации данного этапа разработчику дистанционного курса важно тщательно отбирать содержание, перерабатывать его в удобный для восприятия обучающимся вид, подбирать наглядный материал.

Качество разработки дистанционных курсов - это профессиональная ответственность каждого автора-разработчика за свой курс.

Этап VI. Подготовка инструкций для дистанционных обучающихся.

В начале курса педагог составляет инструкцию по обучению на дистанционном курсе. Она должна быть написана на дружественном языке (без наукообразных терминов) и включать следующие сведения:

  • главное в изучении курса;

  • порядок изучения курса;

  • что ожидает обучающегося в процессе изучения курса;

  • режим работы над курсом;

  • сроки выполнения заданий;

  • адреса отправки выполненных заданий;

  • формы контроля знаний, используемых в курсе;

  • критерии успешного завершения работы над курсом;

  • адреса средств телекоммуникаций для связи с педагогом.

В инструкциях должна быть представлена последовательность таких действий как:

  • вход в систему дистанционного обучения;

  • прохождение авторизации;

  • поиск и изучение необходимой информации;

  • поиск и выполнение заданий;

  • прохождение этапов промежуточной и итоговой аттестации.

Инструкции рекомендуется сопровождать изображениями экранов (скриншотами) системы дистанционного обучения. Желательно также создание кратких видео инструкций, которые можно разместить в системе дистанционного обучения или на других ресурсах (например, на сайте Центра). [8].

Этап VII. Публикация дистанционного курса на сайте.

На сегодняшний день существует много возможностей для размещения дистанционного курса: облачные сервисы, сайт Центра, системы дистанционного обучения (СДО), которых на образовательном рынке представлено множество (Moodle, Электронный университет, WebCT, BlackBoard, Доцент, Компетентум., Инструктор, Магистр, ShareKnowledge, SharePoint Learning, KiteLearning Server 3000, Adobe Connect, IBM Lotus Learning Management System, IBM Workplace Collaborative Learning, SumTotal, Clix, TraingWare, 1C, Mirapolis, SharePointLMS, JoomlaLMS, AcademLive и др.).

При публикации курса в сети Интернет необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Желательно сохранить разбивку учебного курса на модули и учебные единицы.

  2. Необходимо продумать систему рубрик, меню, простой навигации по сайту, удобных гипертекстов и гипермедиа, немедленный доступ к любому элементу учебного материала.

  3. Сайт курса должен содержать только материалы, относящиеся к теме обучения с уместным применением звуковых и анимационных эффектов, иметь привлекательный дизайн.

Этап VIII. Организация взаимодействия с обучающимися.

По завершении подготовки курса необходимо установить связь с учащимися для организации обратной связи и обменяться адресами (сайт, электронная почта). После чего можно начинать дистанционное обучение.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация дистанционных курсов:

  • обеспечивает широкий доступ к лучшим образовательным ресурсам;

  • существенно увеличивает возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды,

  • способствует приобретению обучающимися навыков самостоятельной работы;

  • повышает уровень образовательных программ за счет предоставления альтернативных программ широкому кругу обучающихся;

  • позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными организациями;

  • имеет большое социальное значение, позволяет удовлетворить в полной мере образовательные потребности населения.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, использование цифровых технологий в образовательном процессе позволит организациям дополнительного образования выйти на новый уровень подготовки обучающихся, отвечающий вызовам современной экономики. Одной из актуальных проблем внедрения информационных и компьютерных технологий в образовательную сферу является создание электронного образовательного контента.

Важным направлением организации дистанционного обучения является подготовка педагогических работников - координаторов электронных учебных курсов. В связи с этим в организациях дополнительного образования при внедрении дистанционного обучения возникает необходимость организовать систематическую работу по повышению профессионального мастерства педагогов в области использования современных технологий обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Для проведения обучающих семинаров, консультаций с педагогическими работниками могут быть использованы данные методические рекомендации.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании»

  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации.

  3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N499 // Российская газета. - 2013. - №190 (от 28августа 2013 г.)

  4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N816 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).- 2017. - 20 сентября 2017 г.

  5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения. - URL: http:

//www.obrazovanieufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_nedostatki_distantsionnogo_obucheniya.htm

  1. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет» В. Канаво, http://www.curator.m/method.html#1 9 ГОСТ Р 55751-2013. Информационно­коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики. - Москва: Стандартинформ, 2014.

  2. Современная цифровая образовательная среда в РФ [Электронный ресурс]:Ц^: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

  3. Бесплатные Е-Ьеат^инструменты [Электронный ресурс]:Ц^:

www.efrontlearning.net/ (дата обращения: 05.12.2018)