СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики исследования группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерные методики исследования группы.

Просмотр содержимого документа
«Методики исследования группы.»

Примерные методики для изучения группы учащихся


МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (А.Н. Лидерс)

Цель. Изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: четыре вопроса с вариантами ответов.

№1 Дружный ли у вас класс?

  1. Наш класс очень дружный, сплоченный.

  2. Наш класс дружный.

  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

  4. В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.

  5. Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.

  6. Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.

№2 Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?

  1. У нас в классе принято нести ответственность за других

  2. Мы все боремся за искоренение недостатков в классе

  3. В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников

4.В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.

  1. Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.

  2. В нашем классе царит полнейшая безответственность.

№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?

  1. Мне помогают добровольно, по своей инициативе

  2. Мне помогают, но очень редко.

3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом

4 Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.

  1. Мне помогают только после указания учителя.

  2. Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.

№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?

  1. Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.

  2. Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.

  3. Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.

  4. Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели

  5. Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.

  6. Я ни за что не буду помогать другим

Инструкция: «Данные вопросы Вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с Вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов (см. ниже), куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).

Таблица

Список класса

ВОПРОСЫ

Средний балл



№1

№2

№3

№4



1. А

5

4

5

6

5

2 Б

2

1

3

2

2

3 В

6

4

1

3

3,5

Групповой средний балл






Интерпретация результатов. Полученные показатели средних значений позволяют дать следующее описание:

• на основе индивидуального среднего значения выделяются учащиеся,
которые чувствуют себя более или менее комфортно в группе;

* на основе группового среднего балла определяется характер
взаимоотношения в ученической группе по каждому вопросу (№№1,2, 3,4).








МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»

Цель. Определить положение человека в системе межличностных отношений той ученической группы (класса), к которой он принадлежит.

Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса).

Материал: чистый листок (каждому).

Социометрия проводится в группе, если она включает в себя не менее 5 человек и существует более 1 года. Кроме этого, ее желательно проводить при полном составе малой группы, а если есть отсутствующие, то на момент опроса они не включаются в выборный список.

Инструкция 1- «Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной деятельности и общения вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Вам сейчас необходимо будет ответить на несколько вопросов, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который подпишите своей фамилией и именем. Итак, представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь, по своему желанию, определить состав класса. Напишите: 1). Кого из одноклассников Вы включили бы в состав нового класса? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). Кого из одноклассников, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию личностного взаимоотношения}.

Инструкция 2 «.. Теперь, представьте себе контрольную работу по каком-либо учебному предмету. Вам разрешили сесть на ней по вашему желанию. Укажите: 1) С кем из одноклассников Вы бы сели на контрольную работу? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). С кем из одноклассников, напротив, не хотели бы сесть на контрольной работе? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию деловых - учебных отношений).(Если в классе от 5 до 10 человек, выборы делать по одному человеку).Обработка данных.

Этап I. Составление социометрической матрицы.

На основе индивидуальных данных составляется социометрическая матрица.



Образец социометрической матрицы

Кто выбирает

Кого выбирают

Кол-во сдел-ых выборов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



1 . А-ян


+








+

+

3

2. Б-ва

+







+



+

3

3. В-ин

+



+

+







3

4. Г-зе



+


+






+

3

5. Г-т



+




+



+


3

6. С-ов

+



+







+

3

7. Т-ко

+




+




+



3

8. Ф-ва

+

+









+

3

9. Ф-ов

+






+




+

3

10.У-ко

+



+


+






3

11.Я-на

+

+




+






3

Количество полученных выборов

8

3

2

3

3

2

2

1

1

2

6

33

Количество взаимных выборов

3

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

18

Условия составления социометрической матрицы следующие:

  • по вертикале в алфавитном порядке фиксируются фамилии учащихся (кто выбирает);

  • по горизонтали проставляются порядковые номера тех же учащихся (для отметки тех, кого выбирают);

  • в строках матрицы можно указывать одновременно положительные и отрицательные выборы (по одному критерию), но при этом они указываются разным цветом, к примеру, синим - положительные, а красным -отрицательные выборы, для удобства подсчета и анализа.

! По каждому критерию выбора (системе отношений) желательно делать отдельные социометрические матрицы.

Этап II. Подсчет выборов.

По внесенным данным в социометрическую матрицу подсчитывается количество сделанных (по горизонтали) и полученных (по вертикали) выборов, которые должны совпадать в сумме (для проверки).

После этого осуществляется анализ и подсчет взаимных выборов, что делается исходя из средней линии матрицы, по обе стороны которой зрительно находятся совпадения выборов (положительные с положительными или отрицательные с отрицательными) на одинаковом расстоянии от неё. Их лучше соединить прямой линией, чтобы наглядно видеть. В итоге определяется количество взаимных выборов, сделанных каждым участников группы и их общая сумма.

Этап III. Определение индекса групповой сплоченности.

По количественным показателям матрицы возможно определить индекс групповой сплоченности по следующей формуле:

где С - индекс групповой сплоченности, Р - количество взаимных выборов, а [N (N-1)] - общее возможное число взаимных выборов в группе, N -количество участников группы (участвовавших в опросе).

Показателем оптимальной продуктивной групповой сплоченности является индекс (С)16, равный 0,6 - 0,7. Значения при С низком уровне сплоченности группы, а при С 0,7 - о высоком уровне.

Интерпретация результатов. Сумма полученных выборов каждым членом группы свидетельствует о неформальном положении этого человека в системе внутригрупповых отношений (по определенному критерию, который был заложен в инструкции). При положительном выборе усматривается положение лидеров и предпочитаемых, а также можно определить тенденцию к пренебрежению или изоляции учащегося в группе:

  • к лидерам относят членов группы, набравшие максимальное количество выборов;

  • к предпочитаемым - лиц, имеющих выборы в количестве выше среднего показателя (по положительным выборам);

  • к пренебрегаемым - учащихся, которые набрали количество выборов ниже среднего показателя (по матрице положительных выборов);

  • к изолированным - тех, кто не получил ни одного выбора.

Точную информацию по позициям отверженного (пренебрегаемого) или изолированного человека возможно пронаблюдать по матрице отрицательных выборов (если они давались в инструкции). Наибольшее количество отрицательно полученных выборов свидетельствует об отвержении и непредпочтительном отношении к ученику, а отсутствие положительных и отрицательных выборов (при сравнении двух матриц) у человека говорит об его изолированном положении в группе.

Сумма взаимных положительных выборов дает информацию о дружеских группировках и парах, а также о взаимных антипатиях при взаимных отрицательных выборах.

! Полученную информацию по социометрическому опросу необходимо уточнить в ходе беседы с руководителем группы или ее участниками, где можно также получить и дополнительный материал о классе.

МЕТОДИКА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

Цель. Определить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) класса.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: анкета, где каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (№№1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (№№3, 7, 9, 12, 27), знания (№№2, 5, 14, 21, 32), качества ума (№№4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (№№8,13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (№№11,17,23,29, 33), отношение к себе (№№10, 19, 28, 31, 35).

Образец анкеты

Дисциплинированность.

  1. Эрудированность

  2. Сознание общественного долга.

  3. Сообразительность.

  4. Начитанность.

  5. Трудолюбие.

  6. Идейная убежденность.

  7. Умение контролировать работу.

  8. Моральная воспитанность.

  9. Самокритичность.

  10. Отзывчивость.

  11. Общественная активность

  12. Умение планировать работу.

  13. Любознательность.

  14. Умение работать с книгой

  15. Целеустремленность.

  16. Коллективизм.

  1. Прилежание.

  2. Требовательность к себе.

  3. Критичность.

  4. Духовное богатство.

  5. Умение объяснить задачу.

  6. Честность.

  7. Инициативность.

  8. Внимательность.

  9. Ответственность.

  1. Самостоятельность.

  2. Общительность

  3. Рассудительность.

  4. Скромность.

  5. Осведомленность.

  6. Справедливость.

34.Оригинальность.

35 Уверенность в себе.

Инструкция: «Вам необходимо выбрать из предлагаемых 35 качеств только 5, которые, по Вашему мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности в классе».

Обработка данных.

Этап I. Составление сводной таблицы.

По полученным выборам испытуемых составляется сводная таблица. В ней на каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал

данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества.



Образец сводной таблицы

а/я

Фамилии учащихся

Качества





1

2

3

4

5

6

7

8

9


34

35

1

А-ва

+


+


+



+



+


2

Б-ва


+

+


+

+


+





3

В-ев

+


+

+



+


+




4

Д-ва


+


+

+

+

+






5

И-ов

+


+






+


+

+

6

К-ов


+

+


+


+

+





7

Л-ов

+

+

+








+

+

8

Н-на


+

+

+

+

+







9

О-ов


+




+


+

+


+


10

О-ва


+




+


+

+



+

11

П-ов



+

+

+


+

+





12

Р-ых

+

+

+


+


+






13

С-чук


+

+

+

+

+







14

Т-ва


+

+




+

+

+




15

У-ва

+

+

+

+

+








Сумма выборов

6

11

12

6

9

6

6

7

5

0

4

3

Этап II. Определение коэффициента ценностно-ориентационного единства.

По данным сводной таблицы вычисляется коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства (С) учащихся класса по следующей формуле:

C = (n-m)/N

где п — среднее число выборов, приходящееся на пять качеств, получивших максимальное число выборов; т — среднее число выборов, приходящееся на остальные качества; N — число учащихся, принявших участие в опросе.

Существует более простая формула вычисления коэффициента ценностно-ориентационного единства:

C = (l,4n-N)/6N

где п — сумма выборов, приходящееся на пять качеств, получивших максимальное число выборов; TV — число учащихся, принявших участие в опросе.

Интерпретация результатов. По степени ценностно-ориентационного единства делается вывод о характере сплоченности ученической группы. Если С 0,5, то это считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс имеет сплоченность уровня коллектива. Если 0,3находится на промежуточном уровне развития ЦОЕ. И, если С свидетельствует о недостаточной сплоченности класса как коллектива.

По содержанию качеств можно дать качественную характеристику сплоченности ученической группы. Это делается путем определения принадлежности наиболее весомых качеств (которые набрали наибольшее количество выборов) к той или иной группе (см. группировку качеств в пункте

«материал»). Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

МЕТОДИКА «АТМОСФЕРА В КЛАССЕ»

Цель. Выявить психологический климат в ученической группе. Возрастная группа: с подросткового возраста. Материал: бланки (каждому) следующего содержания:

5 4 3 2 1


  1. Дружелюбие враждебность

  2. Согласи несогласие

  3. Удовлетворенность неудовлетворенность

  4. Увлеченность равнодушие

  5. Взаимная поддержка не доброжелательность

  6. Теплота холодность

  7. Сотрудничество отсутствие сотрудничества

  8. Взаимовыручка отсутствие взаимовыручки

  9. Занимательность скука

  10. Успешность не успешность

Набор качеств может дополняться и преобразовываться в зависимости от содержания исследования.

Инструкция: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе.

С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны - плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую - большинство враждебно, первую - все относятся друг к другу враждебно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируют в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству.

Образец сводной таблицы

Список класса

КАЧЕСТВА

,_ 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.А 2. Б 3. Г











Групповой средний балл











Интерпретация результатов делается по следующим пунктам:

  • по групповому среднему баллу выделяется преобладающая атмосфера в
    ученической группе (через анализ граф);

  • по индивидуальным низким оценкам (отдельным качествам)
    психологического климата в классе отмечаются учащиеся, которые
    возможно чувствуют себя некомфортно в данной группе (уточняется при
    беседе с ними и у классного руководителя).

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель. Выявить эмоциональный настрой в ученической группе. Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса). Материал: бланк (для каждого) с незаконченными предложениями. Образец бланка

  1. Мой класс

  2. Мне нравится, когда в классе

  3. Мне не нравится, когда в классе

  4. Больше всего мне запомнилось, когда в классе произошло

  5. Я хотел бы попасть в класс

  6. У меня всякий раз портится настроение, когда в классе

  7. У меня впечатление, что наш класс

  8. Мне не нравится, когда люди

  9. Мне кажется, что мои одноклассники не

10.Мне очень важно, чтобы

В зависимости от конкретной ситуации содержание и количество предложений может быть изменено.

Инструкция: «Перед вами незаконченные предложения, которые необходимо внимательно прочесть и завершить. Постарайтесь долго не думать. Первая мысль, которая приходит в голову, самая верная. Задание выполняйте самостоятельно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные ответы заносятся (переписываются или вырезаются и наклеиваются) в таблицу результатов и качественно анализируются.

Таблица результатов

Список

ОТВЕТЫ

класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.А











2. Б











З.Г











Интерпретация результатов осуществляется с помощью постановки и решения следующих вопросов:

  • Какие отношения раскрываются в большинстве ответов?

  • Какие ожидания, недовольства, сомнения наблюдаются в группе?

  • Какие эмоции чаще проявляются учащимися в группе?

Данная методика дает косвенную информацию об особенностях психологической атмосферы в группе, поэтому требует применение дополнительных методов для изучения климата в конкретном классе.