Методы и приемы систематизации и обобщения знаний на уроках русского языка
Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.
Обучение должно быть построено, как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, что из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.
Главная задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Большое внимание в работе с детьми уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие мыслительной активности. Готовясь к уроку, в первую очередь думаю о том, как заинтересовать ребят своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы . У меня небольшой опыт работы. Но я уже усвоила, как заинтересовать ребят и как активизировать их познавательную деятельность используя следующие методы и приемы .
Приемы обучения:
Прием «Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Пример :
Числовой диктант Прочитайте утверждения, которые могут быть верны или ошибочны. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте около него 1, если нет – 0. ДОБРОТА – это прилагательное.
В русском алфавите 33 буквы.
Количество букв и звуков в русском языке одинаковое.
В написании числительного, идущего после 10, есть удвоенная согласная.
Дополнение – это один из главных членов предложения.
«КАКОЙ?» - это вопрос прилагательного.
(010101)
Приём «Суперконтрольная»
Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.
На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.
На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой.
Выставляется средняя оценка.
Заставляет ребят ответственнее готовиться к урокам - Работа в группах..
Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше примеров привести. Ошибка – минус команде.
- Зарисовка огромных правил в схемы и таблицы.
Обратите внимание. Перед вами правило действительные и страдательные причастия.
А здесь это же правило, но в таблице .как показывает опыт ,правила в схемах и таблицах усваиваются лучше. ,(мы ведем специальную тетрадь для правил). Которая пригодится в будущем на ОГЭ и ЕГЭ
-Смена видов деятельности детей, способствует снижению усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Приём «Незаконченные предложения»
Здесь каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность и полезность выбранных форм работы. Ученики высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и РАЗЛИЧНЫЕ формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
творческая работа:
подготовка словарных диктантов,
составление вопросника к зачету по теме,
составление конспекта, опорных таблиц
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Мне всегда хочется сделать интересными уроки обобщения (закрепления) после изучения определённой темы. Их задача – вывести учащихся на более высокий уровень осмысления знаний, а значит – помочь добиться успеха в закреплении пройденного. Особенно эффективны уроки – практикумы, на которых предусматривается разноуровневая работа учащихся: индивидуальная, в парах или группах.
Чтобы повторение пройденного было успешным, оно должно быть осознанным.
Если урок не скучен, то он уже на 50% успешен.
Подводя итог, хочу сказать, говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные приемы и методы обучения.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов!