СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и способы обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методом обучения называют способ работы преподавателя и учащихся, при котором достигается усвоение знаний, приобретаются умения и навыки, формируется их мировоззрение и развиваются способности.

Методы обучения по источникам приобретения знаний можно подразделить на словесные, наглядные и практические.

Просмотр содержимого документа
«Методы и способы обучения.»

Методы и способы обучения.


Методом обучения называют способ работы преподавателя и учащихся, при котором достигается усвоение знаний, приобретаются умения и навыки, формируется их мировоззрение и развиваются способности.

Методы обучения по источникам приобретения знаний можно подразделить на словесные, наглядные и практические.

Методы обучения, применяются при изучении экономики, организации и планирования производства, имеют общие черты с методами, применяемыми при преподавании других предметов, но и некоторые особенности при проведении практических занятий (например, овладение методикой аналитических, плановых и хозяйственных решений).

Словесные методы обучения характеризуется тем, что источником информации в них является устное или печатное слово о фактах, событиях, явлениях, закономерностях науки, о природе, обществе и др. Словесные методы делятся на устные и письменные. К устным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа; к письменным – чтение учебников и другой литературы.

Рассказ – повествовательная форма изложения материала, широко используется при преподавании предмета, особенно в группах, сформированных на базе восьмилетнего образования. При обучении данным методом усвоение знаний происходит в основном благодаря слуховому восприятию материала. Чтобы обеспечить более прочные знания и поддержать активность учащихся на уроках, используются и другие методы: беседа, наглядность обучения.

Объяснение – доказательное изложение преподавателем материала, той или иной проблемы, правила, хода решения экономических задач, анализа явлений, событий и т. д. Объяснение широко используется при изложении теоретических проблем предмета, методики плановых расчетов, анализа хозяйственной деятельности предприятий, при описании развития социалистического сельского хозяйства, истории решения какой – либо проблемы и т. д.

Метод объяснения применяется при инструктаже на практических занятиях по предмету, при подготовке заданий для курсовой работы, перед отъездом на практику.

Объяснение может быть основным методом обучения на уроке или его составной частью.

Лекция – это монологическая форма изложения материала предмета, предполагающая способность преподавателя в течение всего урока систематически, последовательно и доказательно излагать теоретический материал, а со стороны учащегося – способность внимательно слушать и конспектировать его. Лекция в отличие от рассказа и объяснения посвящается крупным и принципиально важным вопросам учебной программы, проводится на более высоком теоретическом уровне и миеет большой объем информации.

Лекции могут быть вводными, проблемными, обзорными, обобщающими и общего систематического цикла. Они различаются по построению, приёмам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Вводная лекция намечает основные проблемы большой темы или раздела и читается в начале изучения предмета или раздела. В нее включают основные вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нём. Такие лекции по предмету читают и во время установочных сессий при заочной форме образования. Одна из задач вводной лекции – привлечь интерес учащихся к изучаемому предмету, показать его роль в становлении специалиста данного профиля.

Для вводной лекции характерны приемы обобщений, установок, оценочных выводов.

Проблемная лекция содержит материал о каком – либо научном открытии или проблеме, ее возникновении, путях решения. Изложение ее заканчивается краткими выводами. Так, например, проблемные лекции по предмету могут быть посвящены специализации, концентрации, интенсификации сельскохозяйственного производства, его материально-технической базе и др.

Обзорная лекция является основным методом изучения некоторых тем программы, например, вопросов экономики, организации и планировании производства продукции в растениеводческих и животноводческих отраслях. В обзорных лекциях освещают важнейшие узловые вопросы и достижения науки и передового опыта.

Обзорной лекции присущи элементы повествования, описания, сочетаемые с анализом и обобщениями.

Основным в обзорной лекции является умение преподавателя так отобрать и сгруппировать типичные и характерные факты, чтобы логически подготовить учащихся к пониманию закономерностей.

Обобщающая лекция систематизирует широкий круг вопросов и проблем, усвоенных учащимися в процессе изучения тех или иных тем и разделов предмета.

Лекционный метод обучения обычно применяется в сочетании с наглядными методами, что обеспечивает более прочное усвоение полученных знаний.

Беседа – диалогический метод, при котором преподаватель, опираясь на знания и личный опыт учащихся, посредством системы вопросов и ответов подводит к усвоению новых знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала. Виды беседы могут быть различными и связанны с подачей нового материала, повторением пройденного, с работой над понятиями, обобщением и систематизацией материала, применением знаний на практике. Беседа активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает внимание и речь. Для проведения беседы преподаватель должен предварительно разработать четкие, краткие вопросы, логически связанные между собой, подводящие учащихся к желаемому ответу.

Метод беседы используется при проведении теоретических и практических знаний по предмету, но не является основным, а выступает в сочетании с другими. Беседа относится к активным методам обучения, но методика ее ведения недостаточно разработана, что ограничивает ее применение.

Более широко метод беседы используется при проверке знаний учащихся.

Письменные методы обучения основаны на применении учебников, учебных пособий и другой литературы. Так, учащиеся готовят сообщения, доклады, аннотации, подбирают и систематизируют материал для курсовой работы по предмету, докладов на экономической конференции и в кружке. Для подготовки домашних заданий преподаватель рекомендует определенные литературные источники и материалы периодической печати.

Работа с учебником, книгой, с текстом, подготовленным преподавателем (при программированном обучении), может быть основным методом обучения и включает: просмотр иллюстраций, анализ кино- и диафильмов, графических наглядных пособий, работу над формулировками понятий и т. д. Учебник и учебное пособие используются также для инструктажа и последующей работы на практических занятиях. В процессе обучения письменные методы сочетаются со словесными и наглядными.

Наглядные методы обучения характеризуются тем, что основным источником информации являются зрительные восприятия. К наглядным методам относятся: наблюдения, экскурсии, демонстрации кино- и диафильмов, просмотр слайдов и графических наглядных пособий, фотографий, картин, иллюстраций.

Целью самостоятельных наблюдений является формирование у учащихся наблюдательности при изучении трудовых и производственных процессов, умения систематизировать и обобщать собранные факты, то есть формирование навыков научного исследования. Самостоятельные наблюдения учащихся ведут во время учебной практики по предметам, производственно – технологической и производственной преддипломной практики и оформляют их в виде дневников, графиков, схем, таблиц и т. п., что позволяет делать на их основе выводы обобщения. Систематические наблюдения проводятся и на лабораторно – практических занятиях и в ходе подготовке курсовой работы.

Для организации самостоятельных наблюдений преподаватель рекомендует учащимся правила методики наблюдения: активность и целенаправленность действий, последовательность и системность в накоплении фактов, тщательный их анализ и обобщение. Наблюдения не должны искажаться произвольным толкованием фактов.

Кратковременные и эпизодические наблюдения при преподавании предмета возможны в форме уроков – экскурсий, уроков на производстве. Учебные экскурсии могут предшествовать изучению материала темы, сопутствовать и заключать ее изучение. Наблюдения и экскурсии практикуются во внеклассной кружковой работе по предмету и во время практики.

Иллюстрация и демонстрация как средства наглядности основываются на показе учащимся предметов в натуре (растения, животные, сельскохозяйственная техника, производственные постройки и т. д.) или в изобразительной (фотографии, картины, диапозитивы, диафильмы, киноленты, телевизионные передачи) и символической формах (карты землепользования, карты севооборотов, различные графики, таблицы чертежи). Иллюстрации могут быть источником новых и средством закрепления ранее полученных знаний.

Выбор средств наглядности определяется дидактической целью обучения. Преподаватель должен так демонстрировать наглядные пособия, чтобы учащиеся ясно и четко воспринимали предмет и процесс в целом.

Наглядные методы могут быть основными во время урока – экскурсии и киноурока, но чаще всего они сочетаются со словесными методами обучения.

Практические методы обучения характеризуются тем, что основную информацию учащиеся получают в процессе самостоятельной работы. Они включают практические и лабораторные работы, упражнения, письменные и графические работы, начала исследовательской работы, общественно полезный труд.

Практическая работа по предмету проводится учащимися во время трудового и производственного обучения при прохождении всех видов практики, а также во время дежурства в хозяйстве техникума. Лабораторные работы по предмету выполняются в процессе обучения. Они включают решение экономических задач по анализу, планированию, определению экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Лабораторные работы проводятся, при различной степени самостоятельности учащихся: на основе подробного инструктажа, использования методических указаний и инструкционных карт или без них. Им предшествует тщательное изучение теоритического материала темы или раздела предмета. Для этого метода обучения характерны индивидуальная или звеньевая организация труда и персональная отчетность исполнителя о проделанной работе.

Упражнения (письменные, устные, графические) выполняются учащимися самостоятельно, формируют у них определенные навыки по изучению предмета и способствуют лучшему усвоению материала. Упражнения могут быть репродуктивными (выполнение домашних заданий по пройденному материалу) и творческими, связанными с решением конкретных задач сельскохозяйственного производства на основе имеющихся знаний (выполнение курсовых работ, аналитических и плановых расчетов во время учебной практики по планированию, подготовка материалов к экономической конференции, к конкурсу на лучшего по профессии и др.).

Исследовательский метод обучения предполагает знакомство учащихся с методами научных экономических исследований, формирования у них умения и навыков по наблюдению, экспериментированию и сбору материала и находит отражение при написании курсовых работ по предмету, выполнении самостоятельных исследований в кружке, в подготовке сообщений и докладов.

Выбор того или иного метода обучения зависит от содержания и своеобразия учебного материала, возраста, уровня подготовки жизненного опыта учащихся, от педагогического мастерства преподавателя.

В процессе обучения и даже на отдельном уроке могут применяться в сочетании различные методы обучения, причем один из них будет основным, а остальные дополняющими.

Педагогическое мастерство преподавателя и заключается в овладении методическим разнообразием построения учебной работы по предмету.