СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Музейная педагогика вчера, сегодня, завтра".

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ №

от 110 от 30.08. 2019г


………………………… Г.Д.Збыковская



Общеобразовательная общеразвивающая программа


«Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра»

(очная форма обучения)


общекультурный (базовый)

__________________________________________________________________________

(указать направление, название курса)

Уровень общего образования (класс)

Основное общее – 5-9 классы

________________________________________________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов__170 часов___________


Срок реализации: 5лет

Возрастная категория: 10-16 лет



Составитель: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением

отдельных предметов

Попова Елена Викторовна

(Ф.И.О.)



2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4. Образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2019-2020 учебный год. 5. Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2019-2020 учебный год.
Направленность программы – туристско-краеведческая
Вид программы – модифицированная Общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» является модифицированной, составлена на основе учебного пособия «Донская, этносоциальная мозаика» (автор: Тикиджьян Р.Г.,2011г) под редакцией Водолацкого В.П.), «Донской издательский дом», г.Ростов-на-Дону.
Уровень программы: - общекультурный (базовый)
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она позволяет расширить возможности познавательной деятельности учащихся за счет системного изложения проблем музейной педагогики с момента зарождения до настоящего времени. Программа позволяет определить перспективы развития по разным историко-краеведческим направлениям. Новизна программы в том, она знакомит учащихся с современными новациями в развитии музейного дела, позволяет совершенствовать знания, умения и навыки в сфере музееведения.
Особенности программы:
  • Разнородность детского коллектива. (микрорайон является многонациональным и много конфессиональным);
  • Разновозрастной состав обучающихся;
  • Участниками программы являются дети, имеющие опыт и достижения по разным направлениям;

Педагогическая целесообразность -

заключается в том, что содержание программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» позволит:

- познакомить учащихся с историей, теорией и практикой музейной работы в России;

- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

- побудить учащихся к созидательной деятельности.

- она связана с появлением новых возможностей организации образовательного процесса, таких, как онлайн-консультации и др.

Программа будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.


Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • чётко выраженным заказом общества и государства на формирование духовной и нравственной личности;

  • ростом российского гражданского самосознания и потребности в национальной и культурной самоидентификации;

  • возросшим интересом учащихся к истории и культуре родного края;

  • потребностью обучающихся в самореализации в творческом процессе.


Тот факт, что данная программа является социально востребованной, подчеркивает её возросшую актуальность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

В процессе обучения у учащихся происходит:

- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии


Практическая значимость программы состоит в привитии учащимся навыков исследовательской работы с архивными и литературными источниками.


Цель: - формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа, воспитывая стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.


Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)


  • Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомство с историей музейного дела и с музеями школы, города области,

  • составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности;

  • формирование активной жизненной позиции;

Развивающие:

  • обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

  • развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.

  • развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

  • развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

  • совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства

  • развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

  • формирование навыков работы с архивными документами.


Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в 5-9 классов (10-16 лет), интересующихся историей и культурой родного края.


Срок реализации программы: 5 лет. Программа каждого года рассчитана на 34 часа

(1 час в неделю) Всего – 170 часов.

В качестве эксперимента, программа может быть продолжена в 10-11 классах, за счет расширения учебного модуля – авторской программы «Батайсковедение». (См. Приложение).

Новая программа включает тематику проектов учеников школы по истории родного края.


Форма организации образовательного процесса: групповые занятия.


Программой предусмотрено получение учащимися необходимых материалов по программе (в электронном виде), очно-заочные консультации, лекции, помощь в подготовке исследовательских работ к участию в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, конференциях и т.д.

Заочное обучение предполагает выполнение заданий по программе, общение обучающихся с педагогом посредством электронной почты.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, применять полученные знания на практике,

- четкое осознание позиции школьного музея как открытой системы, характеризующейся:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.


Программа рассчитана на 170 часов для обучающихся 5 – 9 классов. Данный курс предполагает, как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.

Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Объём программы170 часов, которые распределяются следующим образом:

5класс – 34 часа,

6класс – 34 часа,

7 класс – 34 часа,

8 класс – 34 часа.

9 класс - 34 часа


Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.


Формы и методы проведения занятий:


- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов


Общая характеристика курса

1 год обучения (5 класс) - «Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела. Работа с экспонатами. Изучение музейных фондов»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от простого к сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.

2 год обучения (6класс) –

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

Обучающиеся должны знать:

- историю родного города, школы; - основные музейные профессии; - музейную терминологию.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; - владеть музейной терминологией; - оформлять документацию.

3 год обучения (7класс) –

Продолжается изучение музейных фондов. Данный уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.

4 год обучения (8 класс) –

«Поисково - исследовательская работа». На этой ступени большое внимание отдаётся наработке практических навыков, умению выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.

Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся 8-х классов

5 год обучения (9 класс) –

Заключительный этап программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра», предполагает выход на более высокий уровень работы с учащимися. Как правило, это дети, которые прошли первые подготовительные ступени за предыдущие 4 года обучения. Учащиеся познакомились с историей музейного дела, овладели навыками архивной работы и работы с музейными экспонатами. Прошли обучение как экскурсоводы. Было совершено множество экскурсий в государственные музеи города и области.

В 9 классе планируется перейти к самостоятельной научно-исследовательской работе. Работая над своими проектами, ученики смогут проявить полученные знания умения и навыки. Для этого предполагается подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и конференциях.


  • Планируемые результаты.


 появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

 у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

 укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

 обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.


В ходе изучения курса «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра», учащиеся, должны овладеть следующими умениями и навыками:

- анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь историзмом, объективностью;

- давать оценку исторических событий и явлений;

- работать с историческими источниками знаний: учебной литературой, историческими документами, картой, материалами периодической печати (критический разбор, подготовка сводной информации, обоснование своего отношения);

- составлять конспект, реферат, доклад;

- сопоставлять различные точки зрения, обосновывать своё мнение, участвовать в дискуссиях;

- применять свои исторические знания при анализе различных проблем развития современного общества.


По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Ученики должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.д.).


Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного курса. В соответствии с ФГОС в программе «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра», представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра», распределяются по уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Социальное партнёрство:

В ходе реализации программы предполагается тесное сотрудничество:

  • Администрация МБОУ СОШ №4;

  • Совет ветеранов города Батайска;

  • Инициативная группа Западного Батайска;

  • Городской краеведческий музей;

  • Отдел молодежи города Батайска и др.


В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свои творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно зависимых формах деятельности

К формам подведения итогов реализации программы следует отнести подготовку исследовательских работ, проектов, реферативно-презентационных работ, участие в ежегодных конкурсах и конференциях.

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании групп в начале учебного года с целью определить исходный уровень знаний учащихся. Используются такие формы оценки, как собеседование и анкетирование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем или раздела программы. Контроль осуществляется с помощью заданий педагога (тестов, экспертной оценки).

Промежуточная диагностика – в конце первого полугодия. Подразумевает участие обучающихся в конкурсах, конференциях.

Итоговый контроль – в конце учебного года – создание исследовательских проектов, презентаций по истории родного края.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  • Содержание программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» для 5-6 кл


Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений, обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа. Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

  1. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа. Поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка Устава объединения юных музееведов.

  1. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа. Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

  1. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественнонаучные кабинеты 16 – 19 вв. Художественное коллекционирование в 17 в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музея в 18 в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа – презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев).

  1. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.).

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера в Санкт – Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.

Практическая работа. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России, защита проекта.

  1. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно – исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа. Участие в планировании деятельности школьного краеведческого музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

  1. Фонды музея. Работа с фондами.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт». Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

  1. Музейная экспозиция и её виды.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «Экспозиционные комплексы». Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фоно комментарии, указатели).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи – заповедники, музеи под открытым небом).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

  1. Поисково –исследовательская и научная деятельность музея.

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно – исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования в области истории. Теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

  1. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Термин «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные, выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе. Составление паспорта выставки.

  1. Культурно-образовательная деятельность музея.

Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

  1. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, государственном музее, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно – исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, анкетирование респондентов, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

  1. Организация краеведческой работы в экспедициях.

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа – исследователя при выполнении поисково –исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

  1. Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общие результаты.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся: подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок, подготовка презентационных материалов и видеофильма, проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.


  • Содержание программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» для 7-8 кл


Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

2 Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь. Музейные занятия с пятым классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»

3 Формы работы в музее

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

- Поисковая работа

Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление «Книги заслуженные учителя».

3.Репетиции экскурсий.

4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

1.Оформление тематических выставок в течении года.



  • Содержание программы «Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра» 9класс



Организация и методы исследовательской работы школьников.


Введение. Источниковедение и его роль в изучении истории Основные тапы работы с источниками Интервью, беседы, опрос и другие формы исследовательской работы Социологические методы исследования Фонды музея. Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Требования к оформлению результатов исследовательской деятельности Классификация и систематизация музейных экспонатов. Правила хранения вещественных исторических источников Исторические документы и работа с ним

Поисковая музейно-краеведческая деятельность учащихся.


Поисково-исследовательская деятельность Представление результатов исследовательской деятельности Музейный экспонат Оформление музейной экспозиции. Проектная деятельность «Обзорная экскурсия» Представление результатов «Обзорная экскурсия» Работа с фондами музея. Законодательство об охране объектов наследия.

Школьный музей: задачи, оформление, организация работы.

Организация учета и хранения музейного материала. Музейный архив. Экспозиции школьного музея Основные направления и план работы музея. Семинары по исследовательской деятельности

Учёт и хранение краеведческих материалов.


Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Шифровка предметов музейного значения и их охрана. Изучение формуляров исследовательских документов. Проведение деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея. Проведение семинара по исследовательской деятельности

Военная Слава земляков.


Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы -

кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы

Экскурсионная работа в школьном музее.


Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тексты в музейной экспозиции


Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Игра-практикум по составлению текстов к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.


Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

2.Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

3. Поисково-исследовательская работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотоучета

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга учета переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

5. Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.

Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».


  • Календарно - тематическое планирование 5 класс

Дата

Наименование темы

ДЗ

Часы

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие


1

1



Круглый стол «Мы – вместе!»


1


1


Обзорная экскурсия по школьному музею


1

1



Знакомство с виртуальным музеем школы


1

1



Экспозиции школьного музея 60-80-х гг


1

1



Экспозиции школьного музея 90-2000-х гг


1


1


Современные экспозиции школьного музея


1


1


Правила оформления музейных экспозиций


1

1



Беседа на тему «музейный экспонат, его значимость.»


1

1



Экспонат как носитель информации


1

1



Ценность и сохранность музейных экспонатов


1

1



Знакомство с этапом оцифровки экспонатов


1

1



Знакомство с этапом оцифровки экспонатов


1


1


Музейная терминология как азбука музейного дела


1

1



Музейная терминология как азбука музейного дела


1

1



Музейные фонды и их комплектование


1

1



Музейные фонды и их комплектование (практикум)


1


1


Музейные фонды и их комплектование (практикум)


1


1


Основные формы учёта музейных фондов. Теория.


1

1



Основные формы учёта музейных фондов. Практикум.


1


1


Основные формы учёта и хранения музейных фондов


1

1



Основные формы хранения музейных фондов


1


1


Документ. Документальная информация.


1

1



Документ. Документальная информация.


1


1


Подлинность документа. Теория.


1

1



Подлинность документа. Практикум.


1


1


Копия документа. Теория.


1

1



Копия документа. Практикум.


1


1


Информация, содержащаяся в документе. Лекция.


1

1



Информация, содержащаяся в документе. Практикум.


1


1


Отношение к документу, как к источнику информации.


1

1



Отношение к документу, как к источнику информации.


1

1



Работа с документами


1


1


Итоговое занятие. Круглый стол «Наши успехи»


1


1










Итого:


34

20

14



  • Календарно - тематическое планирование 6 класс



Тема урока

Часы



Всего

Теория

Практика



Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.





История возникновения музейного дела.

1

1



Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы.

1

1



Знакомство с положением о школьном музее.

1

1



Профили школьных музеев

1

1



Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея.

1


1


Знакомство с содержанием туристко - краеведческой работы в школе.

1

1



Основные направления деятельности школьного музея.

1

1



Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

1

1




Поисково-исследовательская работа.





Разработка поиска по теме «История пионерской организации в средней школе №4 г. Батайска»»

1


1


Проведение поиска по конкретной теме

1


1


Интервью с бывшими пионервожатыми школы

1


1


Запись и оформление воспоминаний о работе пионервожатых школы

1


1


Сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе

1

1



Сбор экспонатов.

1


1


Обработка и систематизация собранных материалов.

1


1


Сбор информации о последних пионерах школы;

1


1


Обработка и систематизация собранных материалов.

1


1



Учёт и хранение фондов.





Задачи учётно – хранительской работы.

1

1



Музейный предмет как источник научных знаний.

1

1



Типы и группы музейных предметов.

1

1



Шифровка. Оформление шифра экспонатов

1

1



Приём и выдача предметов

1

1




Экспозиционная работа.





Требования к экспозиции.

1

1



Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками»

1


1


Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками»

1


1


Подборка текстового материала к экспозиции

1


1


Оформление экспозиции

1


1


Составление текста экскурсии по созданной экспозиции.

1


1



Подготовка и проведение музейной экскурсии.





Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

1

1



Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

1

1



Экскурсия как форм образовательной и культурно-просветительной работы.

1

1



Типы и виды экскурсий.

1

1



Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1

1



Защита проектной работы.

1


1



Итого

34

19

15



  • Календарно - тематическое планирование 7 класс

Дата

Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

1

1



Что такое школьный музей?

1

1



Основные понятия и термины музееведения.

1

1



Музееведение как научная дисциплина.

1

1



Роль музея в жизни человека.

1

1



Основные социальные функции музеев.

1

1



История музейного дела за рубежом.

1

1



Коллекционирование (от Античности до конца 18 в.)

1

1



История музейного дела в России.

1

1



Коллекционирование (17-19 вв.)

1

1



Музейная сеть и классификация музеев.

1

1



Школьный краеведческий музей.

1

1



Фонды музея.

1

1



Работа с фондами музея. Теория.

1

1



Работа с фондами музея. Практикум

1


1


Музейная экспозиция.

1

1



Виды музейных экспозиций

1

1



Краеведческая деятельность музея.

1

1



Поисковая деятельность школьных музеев.

1

1



Поисковая деятельность музея школы.

1


1


Выставочная деятельность музеев.

1

1



Выставочная деятельность музея школы.

1


1


Классификация выставок.

1

1



Культурно-образовательная деятельность музея.

1

1



Научно-исследовательская и деятельность музея.

1

1



Знакомство с тематикой исследований музея школы

1


1


Проекты школьного музея

1


1


Организация краеведческой работы в экспедициях.

1

1



Организация краеведческой работы в экспедициях.

1

1



Обновление музейных стендов

1


1


Обновление музейных стендов

1


1


Подготовка и проведение итогового мероприятия.

1


1


Итоговое занятие. Круглый стол «Наши успехи»

1

1



Итоговое занятие. Круглый стол «Планы на будущее»

1


1



Итого

34

25

9



  • Календарно - тематическое планирование 8 класс

Дата

Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

1

1



Посещение историко-этнографического музея «Танаис»

1


1


Сбор информации по истории школы

1


1


Экскурсия в музей г. Азова

1


1


Лекция на тему «Города-герои»

1

1



Методика публичной защиты своих проектов.

1

1



Требования к оформлению проектной презентации.

1

1



Создание презентаций «Земляки – Герои Советского Союза»

1


1


Создание презентаций «История села Койсуг»

1


1


Создание презентаций «История школы»

1


1


Создание презентаций «Моя родословная»

1


1


Посещение историко-краеведческого музея в Старочеркасске

1


1


Методика социологических опросов жителей

1

1



Сбор информации по истории края, города.

1


1


Встреча с ветеранами педагогического труда.

1


1


Работа с архивами школьного музея

1


1


Экскурсия в г. Таганрог

1


1


Обновление музейных стендов

1


1


Работа в микрорайоне школы

1


1


Экскурсия в Новочеркасск

1


1


Возложение цветов у Обелиска Памяти землякам.

1


1


Встреча с детьми войны

1


1


Работа с архивами школьного музея

1


1


Обновление музейных стендов

1


1


Экскурсия по городу «Памятники нашего города»

1


1


Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

1


1


Сбор информации о памятниках города, их описание

1


1


Оформление экспозиции в музее «История памятников Батайска»

1


1


Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны

1


1


Лекция на тему «Города воинской славы России»

1

1



Экскурсия на Самбекские высоты

1


1


Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

1

1



Зачетные занятия: защита исследовательских работ

1


1


Итоговое занятие. Круглый стол «Наши успехи»

1

1




Итого

34

8

26



  • Календарно - тематическое планирование 9 класс

Дата

Тема

Часы



  1. Организация и методы исследовательской работы школьников.

Всего

Теория

Практика


Введение. Источниковедение и его роль в изучении истории

1

1



Основные тапы работы с источниками

1

1



Интервью, беседы, опрос и другие формы исследовательской работы Социологические методы исследования

1


1


Фонды музея. Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Требования к оформлению результатов исследовательской деятельности

1


1


Классификация и систематизация музейных экспонатов.

1

1



Правила хранения вещественных исторических источников

1

1



Исторические документы и работа с ними

1


1



  1. Поисковая музейно-краеведческая деятельность учащихся.





Поисково-исследовательская деятельность

1

1



Представление результатов исследования

1


1


Музейный экспонат

1

1



Оформление музейной экспозиции.

1


1


Проектная деятельность «Обзорная экскурсия»

1


1


Представление результатов «Обзорная экскурсия»

1


1


Работа с фондового музея. Законодательство об охране объектов наследия.

1


1



  1. Школьный музей: задачи, оформление, организация работы.





Организация учета и хранения музейного материала. Музейный архив.

1

1



Экспозиции школьного музея

1

1



Экскурсия в Областной музей.

1


1


Экскурсия в Областной Историко-художественный музей.

1


1


Основные направления и план работы музея.

1

1



Семинары по исследовательской деятельности

1

1




  1. Учёт и хранение краеведческих материалов.





Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе исследований школьного музея.

1

1



Шифровка предметов музейного значения и их охрана

1


1


Изучение формуляров исследовательских документов.

1

1



Проведение деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея

1


1


Проведение семинара по исследовательской деятельности

1


1



  1. Военная слава земляков (8 часов





Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

1


1


Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

1

1



Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу.

1


1


Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы

1


1



  1. Экскурсионная работа в школьном музее (8 часов)





Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

1

1



Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.

1

1



Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

1


1


Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

1


1



  1. Тексты в музейной экспозиции (4 часа)





Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

1


1


Игра-практикум по составлению текстов к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

1


1



Итого

34

14

20




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационные пособия, натуральные объекты

Интерактивная доска «SMART»

Сайт школы

Экспонаты школьного музея

Мобильный класс

(16 ноутбуков)

Раздел школьного музея на сайте школы с цифровыми ресурсами.

Разработки занятий и электронных приложений (интернет-ресурсы)

Интернет беспроводной


История России. Мультимедийное приложение (электронное учебное издание)

Сборник презентаций виртуального музея школы

Проектор Ксерокс Сканер Телевизор ДВД

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки Отечественной истории. Уроки всемирной истории.

Исторические карты (интернет-ресурсы)

Компьютер (4 шт)

Презентации по истории (интернет-ресурсы)

Разработки уроков и электронных приложений к урокам истории (интернет-ресурсы)

Ноутбук (2 шт)

Разработки уроков и электронных приложений к урокам истории (интернет-ресурсы)

Презентации по истории (интернет-ресурсы)

Принтер (лазерный, цветной) Принтер (лазерный, черно-белый)

Исторические карты (интернет-ресурсы)

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки Отечественной истории. Уроки всемирной истории



Рекомендуемая литература:


  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (в помощь учителю, руководителю кружка) - М., 1992.

  2. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.,2000.

  4. Краеведение: пособие для учителя под ред. А.В. Даринского,- М., 1987.

  5. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб. -метод, пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

  6. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т.А.Кудриной – М., 1985.

  7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

  8. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.

  9. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.

  10. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

  11. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.

  12. Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

  13. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с

  14. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Дополнительная литература

Методические пособия для учителя:

  1. Безносов, А. Э. История России и мир. 9-11 классы : учебно-методическое пособие / А. Э. Безносов, Ю. В. Кушнерева. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Васильева, В. М. Изучение вопросов культуры XI-XVIII веков на уроках истории : книга для учителя : из опыта работы / В. М. Васильева. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Веряскина, О. Г. История России с древнейших времен до конца XIX в. Олимпиады: школьные и муниципальные этапы. 6-8,10 классы : учебно-методическое пособие / О. Г. Ве­ряскина. - Ростов н/Д.: Легион, 2009.

  4. История. 5—10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.

  5. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы) / авт.-сост. И. С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2002.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Иллюстрированная история СССР - М.: Мысль, 1987.

  2. История России. 10-11 классы. История России в лицах. X-XVII вв. Герои и изгои рево­люции. Личность и история России : элективные курсы

  3. История СССР в художественно-исторических образах: с древнейших времен до конца XVIII в. : хрестоматия для учителя / сост. А. В. Шестаков. - М.: Просвещение, 1985.

  4. Рябов, С. И. История родного края: книга для учителя / С. И. Рябов. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988.



Дополнительная литература для учащихся:

  1. Антонов, В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. [пособие для учащихся / В. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1984.

  2. Антонов, В. С. Книга для чтения по истории СССР, XIX в.: пособие для учащихся средней школы / В. С. Антонов, М. Б. Огнянов, И. И. Пирумова. - М.: Просвещение, 1989.

  3. Сто великих битв . - М.: Вече, 2001.

  4. Сто великих картин . - М.: Вече, 2001.

  5. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ.ред. А. И. Алексашкиной. - М.: ACT, 2004.

Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; репетитор; трениро­вочные задания; сборники заданий; CD-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».

Учебно-методическое обеспечение

  1. Печатные пособия.

Таблицы по основным разделам истории России с древнейших времен до конца XIX в. (син­хронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по основным разделам истории России с древнейших времен до конца XIX в. (отра­жающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России с древнейших времен до конца XIX в.

Портреты выдающихся деятелей истории России с древнейших времен до конца XIX в. Атлас по истории России (с древнейших времен до конца XV в.) с комплектом контурных

Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт.

Атлас по истории России (XIX в.) с комплектом контурных карт.



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №4

от 28 .08.2019 года № 1


____________________

Сычева Т.В.





49