СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный уголок

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ-Ново-Шиловская СОШ№82, кабинет№8

Школьный краеведческий музейный уголок

руководитель: учитель географии Н.А.Жукова

Просмотр содержимого документа
«Музейный уголок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВО-ШИЛОВСКАЯКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №82



«МУЗЕЙНЫЙ УГОЛОК»

Руководитель

школьного краеведческого уголка:

учитель географии Жукова Н.А.









Цель школьного краеведческого уголка: создание условий для системной работы по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Задачи:

- изучение и осмысление жизни народа с целью развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей учащихся;

- популяризация культурных ценностей русского народа;

- воспитание уважения и любви к этнокультуре, народным обычаем и традициям.

Идея создать музейный уголок в школе возникла в 2000 году. Тогда была собрана коллекция предметов быта русского народа. В своём кабинете совместно с учащимися создали музейный уголок. В нем выставлены на обозрение и изучение экспонаты: крестьянская утварь XIX века (орудия труда, посуда, предметы быта; фотографии основных объектов села Ново-Шилово). Изучая экспонаты, которые хранят память о предках, олицетворяют «связь времён», представляют культуру той или иной эпохи, учащиеся, посетители музея сами превращаются в серьёзных исследователей.

Материалы музея я использую не только на уроках географии, но и во внеурочной деятельности. Так при изучении темы: «народы России» в 9 классе, изучаем культуру, обычаи, быт и уклад наших предков. В 6классе в изучении раздела «Путешествие по родному краю», составляем визитную карточку своего района. Учащимися выполняются проекты по темам: «Обычаи, традиции, и праздники народов», «Необычные памятники нашей области», «И жизни след оставили свой…»

Занятия по оформлению музейного уголка – это ещё и научно- исследовательская деятельность учащихся, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.

В настоящее время работа музея включает просветительскую, научно-исследовательскую, поисковую, оформительскую деятельность.

Просветительская деятельность представляет собой экскурсионно-лекторскую работу; музейные уроки; проведение интегрированных уроков совместно с преподавателями ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, истории; подготовку и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин; проведение занятий по декоративно-прикладному искусству; проведение выставок детского творчества.

Научно-исследовательская деятельность – исследование музейных предметов, времени и места их использования.

Поисковая деятельность – пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок, работа с библиотеками и интернет-ресурсами.

Оформительская деятельность – оформление выставок детского творчества, оформление театрализованных фольклорных праздников, конкурсов поэзии «Цвети, мой край родной!» и других.

Школьный музейный уголок позволяет совершить ребятам воображаемое путешествие во времени. Воображаемыми «остановками» в пути являются, например, такие как: «Предметы быта», «Народные промыслы», «Русская национальная одежда», «Фольклор» и другие. Экскурсоводами в музейном уголке являются сами обучающиеся.

Школьный музейный уголок является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Приобщаясь к истокам прошлого своего края, у детей школы повышается эрудиция, культурный уровень, воспитывается уважение к культуре народа, формируется познавательная деятельность учащихся. Поисковая работа в рамках музейного уголка является первым шагом в развитии исследовательских и проектных работ. Музейный уголок помогает приобретать дополнительные знания по предметам гуманитарного цикла и реализовать региональный компонент.

Работа в музейном уголке активизирует деятельность ребят. Оформлением музейного уголка занимаются ребята разных возрастных категорий, но объединяет их одно – любовь к родному краю, бережное отношение ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Ребята записывают воспоминания, рассказы местных жителей о прошлом станицы, его людях, событиях, памятниках культуры; собирают исторические документы, фотографии, предметы быта, книги.

Занятия по оформлению музейного уголка – это ещё и научно- исследовательская деятельность учащихся, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важный фактор учебного содержания предмета истории, так как самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. На этапе сбора материала по истории станицы ребята овладевают навыками поисковой, исследовательской, научной и творческой деятельности, осваивают основы научной организации труда, отбирая и изучая историко-литературный материал.

Более подробное описание предметов быта можно посмотреть по следующей ссылке: Кухня в купеческой усадьбе





Перечень экспонатов:   

Ухват –  предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка ручная – приспособление для прядения пряжи.

Прялка ножная - В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. В как можно большем количестве пряжи. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена - это была последняя механическая прялка.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Самовар -  Самовар изобрели очень давно в городе Туле.  При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.  Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбил, того из дома выживает.

Маслобойка-  приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или cметаны, путём сбивания — механического воздействия на обрабатываемый продукт.

Лопата хлебная - прямоугольная или овальная доска на длинной деревянной рукояти для сажания хлебов пирогов в печь и доставания их оттуда.