СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальная школа в таблицах

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В ТАБЛИЦАХ

Просмотр содержимого документа
«Начальная школа в таблицах»

АЛФАВИТ


В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. 
Гласных букв – 10, а звуков 6. Согласных букв-21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

У каждой буквы есть номер и название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают.

Буква

Имя

Буква

Имя

Буква

Имя

Буква

Имя

1

Аа

а

11

Йй

и краткое

21

Уу

у

31

Ээ

э

2

Бб

бэ

12

Кк

ка

22

Фф

эф

32

Юю

ю

3

Вв

вэ

13

Лл

эл

23

Хх

ха

33

Яя

я

4

Гг

гэ

14

Мм

эм

24

Цц

цэ




5

Дд

дэ

15

Нн

эн

25

Чч

че




6

Ее

е

16

Оо

о

26

Шш

ша




7

Ёё

ё

17

Пп

пэ

27

Щщ

ща




8

Жж

жэ

18

Рр

эр

28

Ъъ

твёрдый знак




9

Зз

зэ

19

Сс

эс

29

Ыы

ы




10

Ии

и

20

Тт

тэ

30

Ьь

мягкий знак





ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.

мял -  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, обозначающие два звука.

Есть "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти особенные буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы.

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э] (ЕЛЬ, ЕГОР)

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О] (ЁЛКА, ЁЖИК)

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У] (ЮЛА ,ЮБКА)

Буква Я обозначает звуки [Й] [А] (ЯМА, МОЯ)


Правило выделения звука в слове при помощи цвета:

  1. Гласный – красный

  2. Согласный твёрдый – зелёный

  3. Согласный мягкий – синий


Правило деления на слоги:

Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы. 


Правило переноса слов:

  1. Слова надо переносить по слогам, если в них нет приставки и суфикса. Бе-рё-за

  2. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка

  3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

  4. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом. Кас-са, ван-ная


Правило постановки ударения:

Позови данное слово, выделяя голосом звук. Пример: малина-малина-малииииии́на.


ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ

 С большой буквы всегда пишутся:

Имена, отчества, фамилии людей: Александр Сергеевич Пушкин. 

Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень (географические названия) например: страна Россия, город Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка. 

Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

А также с заглавной буквы пишется начало предложения: Наступила прекрасная погода.

БУКВА Ь

  1. Смягчающий Ь: пишут в конце слова или между согласными. Пень, школьный

  2. Разделительный Ь: пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Деревья


БУКВА Ъ

Разделительный Ъ: пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед Е,Ё,Ю, Я. Съёмка, съехал, объявление



ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ


ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Машина, жизнь.

ЧА-ЩА пиши с буквой А. Чайка, щавель.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Чудеса, щука.

Буквосочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без Ь. Девочка, молочный, почта, мощный, птенчик.


ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ СО СЛОВАМИ

Предлоги у, к, с, на, от, до, по, из, за, без, для, под, надо, перед, о со словами пишутся РАЗДЕЛЬНО. У_ дома растёт берёза.


ЧАСТИ СЛОВА

  1. Приставка ¬

  2. Корень ͡

  3. Суффикс ^

  4. Окончание □

Однокоренными слова являются, если:


  1. Есть одинаковая часть слова – корень

  2. У слов одинаковое значение


Холм, холмистый, холмик









Б-большее число, М-меньшее число, Р-разность


Нахождение разности (на сколько больше? на сколько меньше?)

Б


Б -М=Р


?


М

Нахождение большего числа

?

М+Р= Б

Р+М= Б


Р


М

Нахождение меньшего числа


Б


Б -Р=М


Р


?








Составные задачи

?


Алгоритм решения:


? 1) Найти Б или М (?)

Р Найти неизвестную часть


2) Б+М (?)

М Найти целое

Б



?

Р


?


+ ?

Алгоритм решения:

? 1)Найти неизвестное целое

+ = ?


2)Найти часть

?

А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки и придают мягкость предыдущему согласному

Буква Я обозначает звук [А] (МЯЧ) 

Буква Ю обозначает звук [У] (ЛЮК)

Буква Е обозначает звук [Э] (ЛЕС, ЛЕТО)

Буква Ё обозначает звук [О] (МЁД, ЛЁД)


БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ


Звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

Глухие

к

п

с

т

ф

х

ц

ч

ш

щ



Всегда твёрдые

ж

ц

ш

Всегда мягкие

й

ч

щ


Парные согласные

б

в

г

д

ж

з

Непарные согласные

й

м

н

р

х

ц


п

ф

к

т

ш

с


ч

щ






Алгоритм звукового анализа слова

(На примере слова лето)

  1. Прочитай слово-лето

  2. Выделяю первый звук-ЛЛЛЛЛ́ето. [Л́] согласный, мягкий, звонкий, непарный. Выделяю зелёным кружком.

  3. Выделяю второй звук-л́ ЭЭЭ̀то. [Э] гласный, ударный. Выделяю красным кружком.

  4. Выделяю третий звук-л́эТТТТо. [Т] согласный, твёрдый, глухой, парный. Выделяю синим кружком.

  5. Выделяю четвёртый звук-л́этОООО. [О] гласный, безударный. Выделяю красным кружком.

  6. Делю слово на слоги-[Л́э-то].

  7. Проверяю – два слога, первый слог ударный.

  8. В слове лето-4 буквы, 4 звука.


СЛОВАРНЫЕ СЛОВА. ЗАПОМНИ!


обе́д

соба́ка

суббо́та

бар́ан

бараба́н

корзи́на

реб́ята

ряби́на

я´года

я´блоня

я´блоко

хорошо́

де´вочка

эколо́гия

экскава́тор

эскала́тор

учен́ик

учен́ица

учи́тель

учи́тельница

го́род

огоро́д

помидо́р

коро́ва

воро́на

ве́тер

капу́ста

оси́на

соро́ка

стака́н

кросс

класс

лимо́н

молоко́

сапоги́

то́нна

ка́рта

карти́на

карти́нка

бага́ж

воробе́й

дива́н

ещё

за́яц

карто́н

коньки́

маши́на

топо́р

чемода́н

что

шёл


















- начало написания цифры


Предметы мы можем разделить на 3 группы:

  1. По цвету

  2. По размеры

  3. По форме

Правила нахождения на части и целого:

  1. Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть другую часть.


Ц – Ч = Ч


  1. Чтобы найти целое, надо сложить части.


Ч + Ч = Ц





Числа можно сравнить при помощи знаков:

- больше

- меньше

= - равно

5 4 6


АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ


  1. Прочитать задачу

  2. Выделить зелёным цветом условие задачи

  3. Выделить красным вопрос задачи

  4. Заполнить схему

  5. Составить выражение

  6. Записать решение+наименование (…)

  7. Записать ответ

Виды задач:


Нахождение части и целого


Ц


Ч ? Ц -Ч=Ч


?

Ч+Ч= Ц

Ч Ч


Ц Ц -Ч=Ч


? Ч



Величина – это свойство предмета, которое можно сравнить с помощью знаков ,



Величина

Единица измерения

Инструмент

Длина

Сантиметр (1см)

Дециметр (1дм)

1дм=10см

Линейка

Масса

Килограмм (кг)

Весы

Объём

Литр (л)

Сосуд



Алгоритм решения уравнения:


  1. Найти в уравнении и обозначить части и целое

  2. Определить, что х является частью или целым

  3. Применить правила:

-чтобы найти неизвестную часть, можно из целого вычесть известную часть

-чтобы найти целое, можно сложить известные части

  1. Выполнить действие

  2. Назвать и записать ответ

  3. Выполнить, если требуется, проверку («ответ» подставляем в первое уравнение)







Правило сложения и вычитания двузначных чисел:


  1. Чтобы сложить двузначные числа, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.


21+15=36

2дм1см+1дм5см=3дм6см


  1. Чтобы вычесть двузначные числа, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.


36-21=15

3дм6см-2дм1см=1дм5см


Алгоритм сравнения двузначных чисел:


Сравнить десятки

Если количество десятков разное, то больше число, у которого больше десятков, и наоборот.

4227

Если количество десятков одинаковое, то больше число, у которого больше единиц, и наоборот.


427