Русский язык 3 класс
Тема: «Не с глаголами»
Цели и задачи:
-повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах;
-познакомить с написанием частицы НЕ и её ролью в речи.
Оборудование: диск с презентацией.
Организационный момент
Вот книжка на столе,
А вот - тетрадки, не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Актуализация знаний
1.Урок начнем со знакомством с героем Иванов Ваня.
Ваня пришел не с пустыми руками, а с выполненной работой.
Но у него есть сомнения в правильности выполненной работы.
Давайте поможем ему. Все ли верно выполнил Ваня? Что ни так?
Изображение №1
Прочтите текст, что заметили необычного
Льды скавали реки и азёра,
В снежной дымке рощи и лиса.
Пот нагами снек скрепит небрежно,
Со нце пабароть не в силах тьмы…
Но пает нам птичька, нежно – нежно,
Будто бы и не было земы.
По каким правилам Ваня писал текст
(по правилам разговорной речи)
А как надо?
А надо по правилам письменной речи.
2. Исправьте ошибки допущенныеваней.
ЦЕЛЬ: повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах
(фронтально, объяснение орфограмм)
Почему ученики допускают много ошибок в письменной речи?
(Не знают, не учат правила).
Знал ли правила Ваня?
Чего же не делал Ваня, чтобы не допускать ошибок в письменной речи?
Изображение № 2
Н
е учил
Не думал
Не слушал
Не старался
Изображение № 3
Что же нужно было делать Ване, чтобы грамотно написать текст?
А еще что заметили? (НЕ - частица)
Какие еще знаете частицы?
Что знаете о частицах?
Какая часть речи? (служебная часть речи) Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами, помогает выразить эмоции
Употребление в устной речи частица помогает:
-эмоционально выразить вопрос (разве, неужели)
-усилить высказывание (даже, ведь. уж, же)
-то-то ограничит(лишь, только)
-вызвать сомнение (вряд ли, едва ли)
Вывод,
1.Частица - служебная часть речи.
2. Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами, помогает выразить эмоции
Создание ситуации затруднения. Выход на тему урока.
1.В упражнении о Ване не показано как правильно написать частицу НЕ со словами.
Как напишем?
Почему?
А докажите по какому принципу нужно проверить написание частицы.
2. Работа в парах
-Вывод: 1) убрать частицу; 2) вставим между частицей и словом другое слово - не очень думал.
3.Запишите упражнение в тетрадь. Проверка на экране
Изображение № 4
-Перед какой частью речи записали частицу?
Какая тема урока? Кто догадался?
Изображение № 5
Тема: Служебные части речи. Правописание частицы НЕ с глаголами
Сегодня рассмотрим написание частицы НЕ с глаголами
Какие задачи мы с вами должны поставит , чтобы освоить тему урока?
Усвоить правило правописания НЕ с глаголами;
Научиться применять правило на письме.
Изображение № 6
Совместное открытие знаний
Работа с учебником с.9 упр.14 (устно)
Задание 1.
Прочитайте стихотворение.
-если в тексте частица НЕ?
Сравнить с не, и без не ( отрицание, не отрицание)
Что изменилось? (Смысл)
Что вносит частица НЕ?
(Оттенок-отрицание)
Значит какой можно сделать вывод?
Вывод: Частица НЕ вносит в предложение оттенок – отрицание. Предложение становится отрицательным
Задание 2
- выписать глаголы с частицей не
Проверка
Формирование новых знаний
-прочитайте сведения о частице НЕ
-выделите главное
Изображение № 4
.
Чего мы не знали?
Итог, вывод.
Частица НЕ – является служебной частью речи.
Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами помогает выразить эмоции.
Помогает выразить отрицание. Предложение становиться отрицательным.
Может употребляться с другими частями речи.
НЕ с глаголами пишется раздельно
Первичное закрепление. Самостоятельная работа, с проверкой
УЧЕБНИК С 10 УПР 15
-прочитайте
-какие это предложения
-что надо сделать в упражнении?
-как написали НЕ с глаголами?
-Какие еще слова написали раздельно? Почему?
-какие – слитно? Почему?
Формирование новых знаний. Ситуация затруднения.
Работа в парах
Изображение №
Прочитайте глаголы. Почему записали в 2 столбика?
Л
ексическое значение незнакомых слов. Назовите слова - синонимы (близкие по значению, словам 2-ого столбика). Прочитаем слова без НЕ. Какой вывод можно сделать?
Не читать недоумевать
Не писать ненавидеть
Не считать несдобровать
Не учить негодовать
Вывод: В словах : недоумевать, ненавидеть, несдобровать, негодовать, НЕ пишется слитно, т.к. является приставкой.
Вторичное закрепление
Изображение №
Один раз мама пошла…
-прочитайте текст
-кто написал?
-о чем текст?
-что необычного заметили?
-чего не хватает в тексте (отрицания)
Задание:
-списать текст, где необходимо, добавить отрицательную частицу НЕ
Прочитайте глаголы с не
Что они вам напоминают?
Кто вам так говорит?
Слова-запреты (запрещает)
В чем встречаются запреты?
(Правила поведения)
Задание.
Работа в группах(6 групп) на листах. Дополни.
Н
е опаздывай не ломай не перебегай
Не разговаривай не лови не играй
Не мешай не разоряй не переходи
Не рисуй не срывай не пытайся
РЕФЛЕКСИЯ
-Чему научились?
-Что сложного?
-Что интересного?
Дома:упр.226 прочитай глаголы без не