СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЕ с глаголами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 3 класс.  «Не с глаголами».

Просмотр содержимого документа
«otkryityij-urok»

Русский язык 3 класс

Тема: «Не с глаголами»


Цели и задачи:

-повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах;

-познакомить с написанием частицы НЕ и её ролью в речи.

Оборудование: диск с презентацией.


Организационный момент

Вот книжка на столе,

А вот - тетрадки, не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть

На корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!


Актуализация знаний

1.Урок начнем со знакомством с героем Иванов Ваня.

Ваня пришел не с пустыми руками, а с выполненной работой.

Но у него есть сомнения в правильности выполненной работы.

Давайте поможем ему. Все ли верно выполнил Ваня? Что ни так?

Изображение №1


Прочтите текст, что заметили необычного

Льды скавали реки и азёра,

В снежной дымке рощи и лиса.

Пот нагами снек скрепит небрежно,

Со нце пабароть не в силах тьмы…

Но пает нам птичька, нежно – нежно,

Будто бы и не было земы. 


По каким правилам Ваня писал текст

(по правилам разговорной речи)

А как надо?

А надо по правилам письменной речи.

2. Исправьте ошибки допущенныеваней.

ЦЕЛЬ: повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах

(фронтально, объяснение орфограмм)

Почему ученики допускают много ошибок в письменной речи?

(Не знают, не учат правила).

Знал ли правила Ваня?

Чего же не делал Ваня, чтобы не допускать ошибок в письменной речи?


Изображение № 2


Не учил

Не думал

Не слушал

Не старался

Изображение № 3

Что же нужно было делать Ване, чтобы грамотно написать текст?

А еще что заметили? (НЕ - частица)

Какие еще знаете частицы?

Что знаете о частицах?

Какая часть речи? (служебная часть речи) Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами, помогает выразить эмоции

Употребление в устной речи частица помогает:

-эмоционально выразить вопрос (разве, неужели)

-усилить высказывание (даже, ведь. уж, же)

-то-то ограничит(лишь, только)

-вызвать сомнение (вряд ли, едва ли)

Вывод,

1.Частица - служебная часть речи.

2. Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами, помогает выразить эмоции


Создание ситуации затруднения. Выход на тему урока.

1.В упражнении о Ване не показано как правильно написать частицу НЕ со словами.

Как напишем?

Почему?

А докажите по какому принципу нужно проверить написание частицы.

2. Работа в парах

-Вывод: 1) убрать частицу; 2) вставим между частицей и словом другое слово - не очень думал.

3.Запишите упражнение в тетрадь. Проверка на экране

Изображение № 4

-Перед какой частью речи записали частицу?

Какая тема урока? Кто догадался?

Изображение № 5

Тема: Служебные части речи. Правописание частицы НЕ с глаголами

Сегодня рассмотрим написание частицы НЕ с глаголами

Какие задачи мы с вами должны поставит , чтобы освоить тему урока?

  1. Усвоить правило правописания НЕ с глаголами;

  2. Научиться применять правило на письме.


Изображение № 6

Совместное открытие знаний

Работа с учебником с.9 упр.14 (устно)

Задание 1.

Прочитайте стихотворение.

-если в тексте частица НЕ?

Сравнить с не, и без не ( отрицание, не отрицание)

Что изменилось? (Смысл)

Что вносит частица НЕ?

(Оттенок-отрицание)

Значит какой можно сделать вывод?

Вывод: Частица НЕ вносит в предложение оттенок – отрицание. Предложение становится отрицательным

Задание 2

- выписать глаголы с частицей не

Проверка

Формирование новых знаний

-прочитайте сведения о частице НЕ

-выделите главное


Изображение № 4

.

Чего мы не знали?

Итог, вывод.

Частица НЕ – является служебной частью речи.

Сама по себе ничего не значит, а в связи с другими словами помогает выразить эмоции.

Помогает выразить отрицание. Предложение становиться отрицательным.

Может употребляться с другими частями речи.

НЕ с глаголами пишется раздельно

Первичное закрепление. Самостоятельная работа, с проверкой

УЧЕБНИК С 10 УПР 15

-прочитайте

-какие это предложения

-что надо сделать в упражнении?

-как написали НЕ с глаголами?

-Какие еще слова написали раздельно? Почему?

-какие – слитно? Почему?

Формирование новых знаний. Ситуация затруднения.

Работа в парах

Изображение №

Прочитайте глаголы. Почему записали в 2 столбика?

Лексическое значение незнакомых слов. Назовите слова - синонимы (близкие по значению, словам 2-ого столбика). Прочитаем слова без НЕ. Какой вывод можно сделать?

Не читать недоумевать

Не писать ненавидеть

Не считать несдобровать

Не учить негодовать



Вывод: В словах : недоумевать, ненавидеть, несдобровать, негодовать, НЕ пишется слитно, т.к. является приставкой.

Вторичное закрепление

Изображение №

Один раз мама пошла…

-прочитайте текст

-кто написал?

-о чем текст?

-что необычного заметили?

-чего не хватает в тексте (отрицания)

Задание:

-списать текст, где необходимо, добавить отрицательную частицу НЕ

Прочитайте глаголы с не

Что они вам напоминают?

Кто вам так говорит?

Слова-запреты (запрещает)

В чем встречаются запреты?

(Правила поведения)

Задание.

Работа в группах(6 групп) на листах. Дополни.

Не опаздывай не ломай не перебегай

Не разговаривай не лови не играй

Не мешай не разоряй не переходи

Не рисуй не срывай не пытайся


РЕФЛЕКСИЯ


-Чему научились?

-Что сложного?

-Что интересного?

Дома:упр.226 прочитай глаголы без не

Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya-russkij»

На ошибках учатся! Льды скавали реки и азёра, В снежной дымке рощи и лиса. Пот нагами снек скрепит небрежно, Со нце пабароть не в силах тьмы… Но пает нам птичька, нежно – нежно, Будто бы и не было земы.      о о е и г о д л о о о и

На ошибках учатся!

Льды скавали реки и азёра,

В снежной дымке рощи и лиса.

Пот нагами снек скрепит небрежно,

Со нце пабароть не в силах тьмы…

Но пает нам птичька, нежно – нежно,

Будто бы и не было земы.     

о

о

е

и

г

о

д

л

о

о

о

и

( не ) учил  ( не ) думал  ( не ) слушал    ( не ) старался

( не ) учил

( не ) думал

( не ) слушал  

( не ) старался

( не ) знал знал ( не ) думал думал ( не ) слушал слушал ( не ) старался старался ( не ) знал знал ( не ) думал думал ( не ) слушал слушал ( не ) старался старался
  • ( не ) знал знал ( не ) думал думал ( не ) слушал слушал ( не ) старался старался
  • ( не ) знал знал
  • ( не ) думал думал
  • ( не ) слушал слушал
  • ( не ) старался старался
Частицы – «не», «разве», «неужели», «даже», «ведь», «уж», «же», «лишь», «только», «вряд ли», «едва ли» и другие являются служебной частью речи. Сами по себе они ничего не значат. Но в связи с другими частями речи помогают выразить эмоции.
  • Частицы – «не», «разве», «неужели», «даже», «ведь», «уж», «же», «лишь», «только», «вряд ли», «едва ли» и другие являются служебной частью речи.
  • Сами по себе они ничего не значат. Но в связи с другими частями речи помогают выразить эмоции.
Роль в предложении

Роль в предложении

  • помогает выразить эмоции (разве, неужели)
  • Усилить высказывание ( даже, ведь ,уж, же)
  • Что-то ограничить (лишь, только)
  • Вызвать сомнение (вряд ли, едва ли)
ТЕМА УРОКА:  «Служебные части речи. Правописание частицы не с глаголами».

ТЕМА УРОКА:

«Служебные части речи. Правописание частицы не с глаголами».

  • Усвоить правило правописания НЕ с глаголами;
  • Научиться применять правило на письме.
не учил  не думал  не слушал    не старался

не учил

не думал

не слушал  

не старался

! ! ! Частица НЕ является служебной частью речи  помогает выразить отрицание.  Она так и называется отрицательная частица.  Когда частица НЕ стоит перед глаголом, предложение из утвердительного становится отрицательным. НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: Танцевать я умею. Танцевать я не умею.   Тебе известна ещё одна характеристика предложения. Частица употребляется с разными частями речи. Ты в этом можешь убедиться, когда будешь читать любой текст.

! ! ! Частица НЕ является служебной частью речи помогает выразить отрицание.

Она так и называется отрицательная частица.

Когда частица НЕ стоит перед глаголом, предложение из утвердительного становится отрицательным. НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: Танцевать я умею. Танцевать я не умею.

Тебе известна ещё одна характеристика предложения. Частица употребляется с разными частями речи. Ты в этом можешь убедиться, когда будешь читать любой текст.

Упражнение 21

Упражнение 21

  • Не узнаешь, не любят, не слушают, не сделать, не добудешь, не стыдно, не знать, не научиться.
не не  читать доумевать  писать навидеть  считать сдобровать  учить годовать не  не не  не не  не

не

не

читать доумевать

писать навидеть

считать сдобровать

учить годовать

не

не

не

не

не

не

Один раз мама пошла на рынок за мясом, и девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, все трогать, со спичками играть, на подоконники лазать, на лестницу выходить, котёнка е мучить. И обещала им принести каждой по апельсину. (По Л. Пантелееву)

Один раз мама пошла на рынок за мясом, и девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, все трогать, со спичками играть, на подоконники лазать, на лестницу выходить, котёнка е мучить. И обещала им принести каждой по апельсину.

(По Л. Пантелееву)

Уходя, мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котёнка не мучить.

Уходя, мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котёнка не мучить.

1. Сегодня на уроке я научился …, понял… 2. Было трудно… 3 . Было интересно…

1. Сегодня на уроке я научился …, понял…

2. Было трудно…

3 . Было интересно…

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1уровень:
  • Рабочая тетрадь, с.56 упр .4
  • 2уровень:
  • Рабочая тетрадь, с.56 упр .5
  • 3уровень:
  • Рабочая тетрадь, с.57 упр .6