СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неподготовленная речь в изучении английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для формировании неподготовленной речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Неподготовленная речь в изучении английского языка»

МАРУПОВА М.Х.

Учитель английского языка ФГКОУ СОШ № 6 г. Душанбе

НЕПОДГОТОВЛЕННАЯРЕЧЬ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.



Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях - один из показателей качества владения языком. Для того , чтобы достичь определенной цели , нужны адекватные методы и приемы обучения , поиск которых не прекращается как в отечественной, так и зарубежной методике.

Ключевые слова : непринужденное общение, жизненная ситуация, возможность использовать приобретенные языковые навыки на практике.



Формирование речевого навыка, устойчивость, соответствие норме языка, достигается с помощью определенных заданий и упражнений. На практике для полноценного общения с носителями языка навыка недостаточно. Необходимо правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства.Одним из приемов, как показывает опыт обучения, является использование коммуникативных мероприятий на уроках иностранного языка.

Отличительная черта коммуникативных мероприятий- коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала. В процессе выполнения коммуникативных мероприятий учащиеся реализуют себя коммуникативным способом как лингвистически интересные личности. Большое значение для успешности проведения коммуникативных мероприятий имеют два взаимосвязанных фактора: заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность учащихся в ее активное обсуждение. Для небольшой эффективности на уроке необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с обстановкой психологического комфорта. Важным условием является также правильное деление класса на группы и пары, выбор метода исправления ошибок.

Коммуникативные мероприятия позволяют преодолеть самую большую трудность- реализацию речевой интенции при общении с носителями языка. В учебной аудитории учащиеся высказываются, как правило, по аналогии или же под воздействием учителя. В ситуации общения с носителями языка речевая интенция школьника чаще всего, как показывают наблюдения, блокируется или приобретает неестественную форму. Для этого в процессе обучения необходимо использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке. Это решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, ролевые игры, которые достаточно известны в теории и практике методике обучения иностранного языка. Например, на основе прочитанного текста о проблемах молодежи можно провести в классе дискуссию, а затем ролевую игру в виде телевизионного шоу. Использование коммуникативных мероприятий на уроке помогает предупредить возникновение языкового барьера в процессе реального общения.Это в значительной степени обеспечивается полным исключением во время урока родного языка. Очень эффективно система штрафов для соревнующих команд за употребление родного языка.

Интерактивные фразы, необходимые в каждой ситуации общения, рекомендуется выписать на доске и обратить на них внимание учащихся до проведении мероприятия. Учителю необходимо тщательно продумать, из скольких шагов оно будет состоять, сколько времени займет, какие трудности могут возникнуть у учащихся.

План проведения коммуникативного мероприятия:

-Введение в тему мероприятия.Это может быть рассматривание картины, связанной с темой, небольшой рассказ учителя подводящий к нужной теме, необходимая лексика.

- Организация класса и инструктаж.Учитель делить класс на группы или пары, раздает материал, дает ясные инструкции о ходе мероприятия и проверяет понимание задания.

-Начало мероприятия и его развитие.Учитель наблюдает,слушает, фиксирует допускаемые учащимися ошибки , но не вторгается в беседу учащихся. Они коммуникативным способом находят решение в заданной ситуации .

- Окончание мероприятия. Учитель завершает ход мероприятия, тактично останавливая процесс общения.

- Обсуждения и оценка мероприятия.Работа надошибками. Дискуссия, как известно, носить более сложный характер и для ее проведения необходимо, чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт, а также умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения и, следовательно, продуцировать более распространенное, нежели в проблемных заданиях, высказывание.

Иногда дискуссии могут возникнуть спонтанно, но обычно это заранее подготовленные дебаты, где обе стороны готовят и представляют свою точку зрения. Учитель использует этот прием для того, чтобы помочь учащимся прийти к правильным и необходимым выводам. Темой для обсуждения может быть прочитанный текст, просмотренный вместе фильм, общеизвестное событие.

Дискуссия как коммуникативное мероприятие помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации помогает также решать большие воспитательные задачи на уроках иностранного языка. Вовлечь каждого в дискуссию довольно сложно. Далеко не каждый сможет сказать что-то необыкновенное или новое, но каждый сможет внимательно слушать и выразить свое согласие или несогласие с тем, что было сказано до него. При организации в классе дискуссий можно предложить учащимся держать в руках какой-то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим. Это тоже своеобразная игра, которая приучает высказываться всех, так как по условиям игры нельзя передать предмет, ничего не сказав. Темой для обсуждения может быть степень престижности профессий в современном обществе, степень важности ограниченного количества предметов, которые необходимо взять в экспедицию или спасти из дома во время наводнения. Многие дискуссии могут явиться стимулом для дальнейшей письменной или устной работы, например, написание эссе или составление диалога.

Составление рассказастимулирует учащегося к связному высказыванию, активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведется работа в определенный момент, но и большого количества сопутствующего языкового материала. Цель данного мероприятия – употребление и взаимодействие всех элементов языка, развитие беглости речи, умение раскрыть данную тему, импровизировать.

Ролевые игры – это эффективный способ вовлечьучащихся в коммуникацию. Их цель- создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или искусственным и интересным.При проведении ролевых игр возможны два варианта:

- учащемуся предлагается роль другого человека;

- учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию.

Ролевые игры можно начинать проводить в том случае, если в классе существует психологически комфортная обстановка и учащиеся чувствуют себя абсолютно свободно. Как известно , ролевые игры могут быть различного вида, но в любом варианте до проведения мероприятия учитель должен убедиться, что учащимся понятно идея. Необходимо выделить время для того, чтобы ученики освоили роли и обдумали свои действия. В это время учитель может дать консультацию и оказать помощь отдельным учащимся. Можно разрешить делать записи роли, но во время выступления следует поощрять импровизацию, а не чтение подготовленного текста.

Подводя итоги , во время проведения подобных мероприятий, учитель должен быть терпеливым и выполнять свои контролирующие функции незаметно для учащихся. Они должны почувствовать самостоятельность, приложить усилия для решения как языковых, так и ситуативных проблем и проявить себя интересными собеседниками.В ходе проведения коммуникативных мероприятий:

- учитель вводит учащихся в тему мероприятия, ставит проблемные вопросы и задания и организует участников групп;

- учащиеся обсуждают задание, приходят к своим выводам самостоятельно;

-учитель подводит итоги, ведет завершающий этап беседы;

- после мероприятия учитель подводит итоги и разбирает допущенные учащимися ошибки одним из следующих способов:

1. Ошибки выписаны на доске, желающие их исправить приглашаются к доске.

2. После работы в группах или в парах работу над ошибками проводят в том же составе.

3. На доске выписаны предложения, вызвавшие затруднения во время проведения мероприятия, и их обсуждают все учащиеся. Для подержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка- это естественная часть процесса обучения.

Проведения коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки иностранного языка, делает их значимыми для учащихся и поддерживает интерес к изучению данного предмета.

ЛИТЕРАТУРА :

1.Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка .Издательство Воронежа, 1987г.

2. Рыбак Г.Ф. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранного языка. Газета « Иностранные языки в школе -1977,- №5.

3.Барышкинов Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе.- М: Просвещение, 2003г.











2