Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Словесный: слово учителя Психологический настрой | 1-2 минуты | Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! Здравствуйте, ребята! Садитесь! | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Личностные (Л) – самоопределение к деятельности. Коммуникативные (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и мотивация. Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 6-8 минут | - Откройте тетради, положите правильно, запишите число и вид работы: классная работа. (Учитель следит за осанкой детей). - Урок , по традиции, начнем с минутки чистописания. Писать красиво не легко: «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». За буквой буква, к слогу слог. Ну хоть бы кто-нибудь помог! Сначала «да», потом уж «ёт». Уже написано «даёт», Уже написано «даёт», Но тут перо бумагу рвёт. Опять испорчена тетрадь — Страничку надо вырывать! Страничка вырвана, и вот: «Ко-ро-ва мо-ло-ко да-еёт». «Корова молоко даёт», А нужно все наоборот: «Даёт корова молоко»! Вздохнем сначала глубоко, Вздохнем, строку перечеркнем И дело заново начнем. «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко». Перо цепляется за «ко», И клякса черная, как жук, С конца пера сползает вдруг. Одной секунды не прошло, Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»… Еще одну страничку вон! А за окном со всех сторон: И стук мяча, и лай щенка, И звон какого-то звонка, — А я сижу, в тетрадь гляжу — За буквой букву вывожу: «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»… Да! Стать ученым не легко! - Какое предложение надо было написать герою стихотворения С.Михалкова «Чистописание»? - Запишите это предложение по образцу, который дан на доске, соблюдая соединения. - Скажите как надо написать слова «корова», «молоко». Что это за слова? - Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? Распространенное или не распространенное? Простое или сложное? - Мне сегодня прислали странное сообщение. Я хочу, чтобы вы помогли мне его прочитать. (Приложение 1) (Работа с текстом.) - Что вы прочитали? Аргументируйте свой ответ - А какая общая тема объединяет эти предложения? | Записывают дату и вид работы. Дети слушают учителя. Отвечают на вопрос Записывают предложение Отвечают на вопросы - Словарные слова Читают с экрана зачеркнутый текст. (Слайд 2. ) - Делают вывод, что это текст и аргументирует свой ответ (Текст – это высказывание в котором 2 или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу). (Этот текст об инопланетянине, который попал не в ту страну на нашей планете) | П – анализируют. К – умение выражать свои мысли полно и точно. Понимание прочитанного |
Постановка учебной задачи, цели урока. Наглядный: презентация. Словесный: учебный диалог. Практический: работа с текстом. | 6-8 минут | - Ребята, а вы хотите помочь гостю нашей планеты? - Давайте подумаем, чем мы можем ему помочь? - Но дорога эта нелегкая. Вам придется показать свои знания, проявить смекалку и выполнить какие-то задания по русскому языку. Мы закончили изучать второй раздел учебника. Вспомните с каким разделом мы работали на уроках русского языка, если не помните, найдите информацию в учебнике, и, опираясь на то, о чем мы уже говорили на этом уроке, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Сформулируйте, пожалуйста цель урока (Слайд 3). - Мы отправляемся в Страну «Невыученных уроков», чтобы вместе с нашим таинственным гостем найти путь к нам, то есть в нашу страну. - В путь, друзья! | - Да! - Надо найти дорогу из этой страны. Дети ищут информацию в учебнике, либо листая страницы, либо в содержании учебника. (Текст. Предложение. Словосочетание.) Дети вместе с учителем формулируют цель урока. | П – подведение под понятие. К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью. Р – целеполагание. |
Включение в систему знаний. Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение заданий. Физкультминутка | 2-3 минуты | - Такой страны на карте мира нет. Но она есть у каждого на столе. Рассмотрите ее (слайд 4). Учитель рассказывает Правила работы по карте: - Следуя цифрам, указанным на карте, вам необходимо выполнить задания, которые указаны под этими цифрами. - Работать вы будете в группах, индивидуально (то есть, каждый за себя), парами. - Встаньте! Выйдите из-за парт. В путь, ребята! Звучит фрагмент песни «Дорога с облаками». Учитель проводит физкультминутку. | Дети рассматривают карту Дети выполняют движения за учителем | |
Этап самостоятельной работы с проверкой «Текст с хвостами» Работа с учебником | 15-20 минут | Задание 1 (слайд 5). Выполните задание, которое находится в конверте на вашем столе (Приложение 2) - Обратите внимание на значок на слайде, который показывает, что работа будет проходить в паре. Мы сможем с вами продвинуться вперед, только выполнив каждое задание правильно. За это вы будете получать Волшебный ключик, который будет помогать вам продвигаться дальше. - Проверим выполнение задания. Задание 2 (слайд 6). Задание из орешка (игрушечное большое яйцо) (Приложение 3) - Ребята, давайте сейчас используем знания о типах текстов при выполнении работы, которую вы будете делать в группе. Работа по карточкам. - Но сначала вспомним все, что мы знаем по теме «Текст». Расскажите, какие бывают тексты. Откройте с. 13 учебника. - Восстановите деформированные тексты и определите типы этих текстов. Спишите эти тексты: 1 группа – текст -повествование; 2 группа – текст -описание; 3 группа – текст - рассуждение При выполнении работы проводите обсуждение в группе. Задание 3 (слайд 7) (Приложение 4) Задание 4 (слайд 8) в учебнике с. 36 № 60 Задание 5 (слайд 9) Составить синквейн со словами «текст», «предложение», «словосочетание» - вспомните правило составления синквейна | Дети выполняют задание. Работают в парах. Ответы детей: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст. Работают со схемой «Типы текстов» Определяют порядок предложений. Определяют типы текстов. Списывают тексты по заданию. Выполняют задания в учебнике Читают информацию на сайте. Работают группой. | К – учет разных мнений. П – необходимость извлекать информацию из текстов. К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью. |
Рефлексия по продукту деятельности. Словесный: учебный диалог. Домашнее задание | 3-4 минуты | - Мы спасли нашего гостя и вывели из страны невыученных уроков. Какие трудности вы встретили на этом пути? - Оцените работу на уроке соседа по парте. Говорим вежливо. Слушаем внимательно. Четко высказываем свое мнение. Уважаем мнение собеседника. Домашнее задание: с. 38 № 4. - Мы закончили свое путешествие. Цель достигнута? Главное, что мы были вместе. Всю дорогу шли руку об руку и помогали друг другу. Я уверена, что гостю с планеты «Грамматика» понравится в нашей стране. Самой любимой и грамотной стране. Я желаю вам никогда не попадать в Страну «Невыученных уроков». Вместе весело шагать Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского | Ответы детей. Высказывают свое мнение, оценивают работу на уроке. Записывают домашнее задание. Отвечают на вопрос учителя | П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л – самооценка. Л – объективное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |