"Никто не забыт, ничто не забыто"
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
учитель начальных классов
Магомедова Малика Батырмурзаевна
Сроки выполнения: с 12.01.17-по 14.05.17 г.г.
Целевая аудитория:
обучающиеся 3 «Г» класса;
учителя и работники школы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в, то, же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно, сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее».
ПРОБЛЕМА
Дети, начиная с начальных классов, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
НОВИЗНА
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Для меня, как для педагога, проектно-исследовательская деятельность в данном направлении является одной из новых и интересных и новых форм работы.
ГИПОТЕЗА
Изучение литературы по данной теме позволило предположить, что если работа по ознакомлению детей с важнейшими страницами Великой Отечественной войной, будет проводиться в системе и детям будет привит интерес к событиям далекой войны, то это будет способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности и патриотизма.
• Тип проекта: групповой, короткосрочный
• По содержанию: познавательный, творческий
Цель проекта
Формирование у младших школьников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи проекта
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине.
2. Обогащать и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны, через расширение представлений детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, к ветеранам, принимавшим участие в сражениях за Родину.
4. Привлекать родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Формировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
5. Развивать речь, через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанные дома истории об участниках ВОВ.
Условия успешной реализации проекта
• Создание условий для детской деятельности в рамках проекта.
• Готовность педагога к реализации мероприятий проекта.
• Оформление альбомов, исследовательских и творческих работ, выставок
• Личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Осуществление тесного сотрудничества со всеми сотрудниками школы.
• Активное участие родителей в проектно-исследовательской деятельности.
Особенности проекта
1. В ходе работы над проектом взрослые активные и опытные его участники.
2. Проект предусматривает многоплановую интеграцию образовательных областей.
3. Проект предусматривается, как работа позволяющая:
• приобрести новые знания;
• развивать активность, самостоятельность, произвольность поведения;
• реализовать впечатления, знания, эмоциональное состояние в различных видах деятельности;
• развивать такие психические процессы, как: внимание, память, мышление;
• развивать личностные качества воспитанников;
4. В основу работы над проектом легли следующие принципы:
• Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
• Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
• Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, сочетание разных видов деятельности.
• Принцип наглядности: изготовление альбомов, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Команда реализации проекта
• Учащиеся
• Педагоги
• Педагог-организатор
• Библиотекарь
• Руководитель музея
• Родители
План поэтапной реализации проекта
Подготовительный
Цель: Самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.
Проводимая работа
Название мероприятия | Содержание | Сроки |
Беседа с учащимися учащихся | Формулируются вопросы для беседы. | Январь-февраль 2017 |
Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла | Учащиеся берут интервью у ветеранов войны, тружеников тыла, записывают рассказы о боевом пути ветеранов, знакомятся с домашними архивами ветеранов, фотографиями, наградами. В процессе сбора информации учащиеся общаются с живыми участниками военных событий, из первых уст узнают настоящую правду о боевых действиях, роли советского солдата в разгроме фашизма, собирают документально подтвержденные сведения (фронтовые письма, фотографии). | Февраль – март 2017 |
Посещение этнографического музея | В музее ребята знакомятся с военной экспозицией, приемами оформления стендов, витрин, военными артефактами. | Январь 2017 |
Проведение классных часов, просмотр фильмов, посвященных знаменательным датам войны | Классные часы: Дети войны 70-летие блокады Ленинграда День юного героя-антифашиста Сбор фотографий дедов, бабушек для оформления стенда Конкурс рисунков и творческих работ День Победы | Январь-май 2017 г |
Работа с Интернет источниками | Подбираются песни, стихи, видеосюжеты военной тематики | Январь – май 2017 |
Основной
Цель: Организация и проведение мероприятий проекта.
Проводимая работа
Название мероприятия | Содержание | Сроки |
Разработка литературно-музыкальной композиции | Совместно с учителем ребята составляют сценарий литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой войне», распределяют роли, проводят репетиции | Май 2017 |
Конкурс сочинений, стихов о войне «Посвящается воинам землякам!» | Проводится литературный конкурс, на котором ребята представляют стихи и рассказы о войне собственного сочинения | апрель 2017 |
Участие в научно-практических конференциях | Материалы о ветеранах войны и тружениках тыла оформляются в виде исследовательских работ и представляются на классных часах. | Февраль 2017 |
Оформление экспозиции | Оформляются стенды, витрины, на которых размещаются собранные артефакты( фотографии, фронтовые письма, предметы военного времени с полей сражений, награды, книги Памяти и другое). | Апрель-май 2017 |
Изготовление Знамени Победы воинов красноярцев | Приобретается материал, нитки. Для изготовления надписей на Знамени привлекаются учащиеся школы, учителя. Вышиваются фамилии участников войны на платочках, которые затем сшиваются в одно полотнище. Знамя выносится на митинге 9 мая, посвященному Дню Победы. | Март-май 2017 |
Оформление газеты ко Дню Победы | Ко Дню Победы выпускается школьная стендовая газета «Салют, Победа!», в которой помещаются материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихи и рассказы ребят на военную тему. | Май 2017 |
Оформление памятного календаря | При помощи компьютера ребята оформляют памятный календарь, содержащий фотографии фронтовиков, пейзажи города соответствующего месяца, стихи и рассказы ребят собственного сочинения. Календарь вручается на митинге 9 Мая. | Январь-апрель2017 |
Участие в постановке литературно-музыкальной композиции «День Победы» | Проводится встреча учащихся, жителей села с ветеранами войны, тружениками тыла. На встрече ребята представляют литературно- музыкальную композицию, посвященную ветеранам и труженикам тыла. | Май2017 |
Заключительный
Цель: Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Проводимая работа.
• Концерт для ветеранов ВОВ, подготовленный силами учащихся
• Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
• Анкетирование и опрос детей и родителей.
• Обобщение работы .
• Экскурсия к Памятнику, возложение цветов.
• Оформление альбома на основании собранного материала, который можно будет использовать в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате осуществления Проекта ожидается:
• У воспитанников будут расширены представления о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявятся чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Будут сформировано внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Появится возможность реализовать творческие способности;
• Будут приобщены родители к воспитанию культурных и исторических ценностей у детей;
• Привлечено внимание общественных организаций к проблеме утраты связи между поколениями;
• Предполагается обобщение и распространение положительного опыта по решению данной проблемы среди коллег района, республики.
Дальнейшее развитие проекта
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей младшего школьного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании маленьких патриотов большой Страны.