Учебно-методическая карта (план) занятия № | 6 |
Дисциплина | «Обществознание» |
|
Тема занятия | «Самопознание» |
| Время | 90 минут |
Вид занятия (тип урока) | лабораторная работа с элементами дискуссии |
|
Цели занятия | учебная | Определить особенности самопознания. Дать понимание важности |
| формирования характера для общения комфортного общения и |
| профессиональной деятельности. Показать воздействие самопознания на |
| поведение человека в обществе |
развивающая | Развивать умение сравнивать, делать выводы и |
| обобщения, рационально решать познавательные и проблемные |
| задания |
воспитательная | Сориентировать студентов на соотношение |
| | своей позиции и роли в обществе; воспитание |
| | уважительного и внимательного отношения к личности |
| | человека |
Межпред-метные связи | обеспечивающие | Литература, биология, история |
обеспечиваемые | Основы экономики, литература, основы социологии и |
| политологии , философия |
| |
Внутренние связи | Со всеми темами модуля 1 «Природа человека, врожденные и приобретенные |
качества». Со всеми темами модуля 3 «Духовная жизнь общества» |
| Со всеми темами модуля 9 «Социальные нормы и конфликты» |
Обеспечение занятия |
А.Наглядные пособия | Головоломка |
Б. Раздаточный материал | Приложение 1 «Это интересно» |
Тест «Я=темперамент», «Я= воспринимающее» |
Г. Место проведения | Аудитория |
Д. Литература: |
Основная | Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.- М.: Академия, 2010. |
Дополнительная | Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006. |
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. – М.: ВАКО, 2010. |
Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006. |
Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007. |
Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2006. |
Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Р/Д.: Феникс, 2005. |
Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Академия, 2006. Куликов Л.М. |
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – Новосибирск: Наука, 1991 |
Основы социологии и политологии.- М.: Финансы, 1999 |
Степаненко Л.Н. Обществознание. – Волгоград: Учитель, 2008. |
|
План занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Мотивация – 3 мин.
3. Актуализация базовых данных – 6 мин.
4. Формирование новых знаний и представлений – 75 мин.
5. Подведение итогов - 1 мин.
6. Домашнее задание - 2 мин.
№ эле- мента | Элементы занятия, учебные вопросы | Время | Формы, методы обучения и контроля. Примечания |
I | Организационный момент Приветствие студентов. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Знакомство с темой занятия: «Самопознание» Знакомство целями и задачами занятия План занятия: I. Самосознание и самопознание II. Роль самооценки в развитии личности III. «Я – концепция» (?) – Глядя на план сформулируйте цели и задачи занятия. (перед нами встает вопрос, что такое самопознание, и можно ли познать самого себя?) Сегодняшнее занятие, надеюсь, поможет нам в этом разобраться. | 3 мин. | Традиционное приветствие уч-ся Отметить отсутствующих в журнале Запись темы в тетрадь На доске представлен план занятия Преподаватель обращает внимание на план, записанный на доске, и вместе со студентами определяет цели и задачи занятия. Запись плана в тетрадях. |
II | Мотивация Проблемность изучения нового материала Эпиграф: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Ф. Вийон Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек—это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь. И все же трудно не согласиться с французским поэтом XV в. Франсуа Вийоном, который написал следующие строчки: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. (?) - Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя? (?) - Давайте вспомним, какие виды познания мы с вами изучали? (Научное, ненаучное, социальное). И, наконец, сегодня мы поговорим о самопознании. Невозможно переоценить этот процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю нашу сознательную жизнь. Девиз «Познай самого себя», который можно смело считать девизом сегодняшнего урока, был начертан еще на фронтоне древнегреческого храма. В то время знание о себе считалось целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения. Сейчас изучением личности человека занимается психология. Психология установила, что внутренний мир человека необходимо изучать и изменять. Знание себя поможет вам выявить свои способности, черты характера, темперамент и многое другое. На этой основе вы сможете правильно организовать свою учебу, деятельность, построить отношения с людьми. | 3 мин. | Беседа над смыслом эпиграфа и соотношением его к теме занятия Слова преподавателя |
III | Актуализация базовых знаний учащихся 1. Обсуждение притчи Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: - Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: - Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас - а в руках у вас зажженный фонарь! (?) - О чем притча? (то, что человеку нужно, в действительности находится в нем самом, а он все ходит по свету и ищет. Надо только научиться заглядывать в самого себя, знать самого себя) (?) - Чему она нас учит? Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока? 2. Беседа, направленная на актуализацию имеющихся знаний по изучаемому вопросу. (?) - Попробуйте определить вид деятельности, которой будем заниматься на занятии, ее субъект и объект. (Познавательная деятельность; деятельность субъекта направлена на самого себя; субъект и объект познавательной деятельности совпадают – это человек). Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя. Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно характеризовать себя и адекватно оценивать других. (?) - Как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста? (В самом раннем детстве). (?) - Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь он уже отлично узнает папу и маму, близких людей, радостно им улыбается? (Ребенок не узнает себя и может испугаться). (?) - И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Как это происходит, в чем выражается. (Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях). (?) - Так с чего же начинается самопознание? (С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира). (?) - До двух - трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается? (Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.) (?) - А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит? (Я сам!) (?) - С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Как это бывает? (?) - Итак, назовите первые этапы самопознания? (1 – самоузнавание. 2 - способность словами характеризовать себя.) Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь. | 6 мин. | Обсуждение |
IY | Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов План I. Самосознание и самопознание 1. Определение понятия «самосознание» 2. Самодиагностика «Кто я?» II. Роль самооценки в развитии личности 1. Понятие самооценки 2. Самодиагностика. Уровень самооценки и ваш успех. 3. Упражнение «Зато» (тренинг спонтанности высказываний) III. «Я – концепция» 1. Определение «Я- концепции» 2. «Я» - физическое 3. «Я» и другие 4. «Я» воспринимающее 5. «Я» - темперамент 8. «Я» думающий 9. «Я» хочу (потребности) 10. «Я» могу (способности) 11. «Я» фантазирующее | 75 мин. | Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой, выполнением тестовых заданий, работой с приложениями, конспект-ем основного материала, демонстрацией приложений головоломки (см. содержание лекции) |
Y | Подведение итогов I. Оценивание работы группы и отдельных учащихся на занятии (по необходимости) II. Заключительное слово преподавателя Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я. Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я». | 1 мин. | Выставление оценок |
YI | Домашнее задание Написать эссе (тема на выбор) 1. «Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать!» (Э. Асадов) 2. «Я – семья. Во мне, как в спектре, живут семь «Я», Невыносимых, как семь чертей, А самый синий – свистит в свирель! А весной, Мне мнится, что я восьмой!» (Р. Рождественский) 3. «Я – такой же, как вы, Я – такой же прохожий, Я – такой, как и все, Ни на кого не похожий!» (Р. Быков) 4. «И чувствую – «Я» для меня мало! Кто – то из меня Вырывается упрямо» (В. Маяковский) 5. «Вглядись, как в зеркало, в другого человека». (К. Маркс) | 2 мин. | Творческая работа |
Дисциплина: «Обществознание»
Занятие № 6
Тема: «Самопознание»
План
I. Самосознание и самопознание
1. Определение понятия «самосознание»
2. Самодиагностика «Кто я?»
II. Роль самооценки в развитии личности
1. Понятие самооценки
2. Самодиагностика. Уровень самооценки и ваш успех.
3. Упражнение «Зато» (тренинг спонтанности высказываний)
III. «Я – концепция»
1. Определение «Я- концепции»
2. «Я» - физическое
3. «Я» и другие
4. «Я» воспринимающее
5. «Я» - темперамент
8. «Я» думающий
9. «Я» хочу (потребности)
10. «Я» могу (способности)
11. «Я» фантазирующее
Содержание занятия
I. Самосознание и самопознание
1. Определение понятия «самосознание»
Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.
Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.
Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства.
По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает).
Дж. Локк - человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
Иммануил Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание - необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Что же говорит сегодняшняя наука психология о самосознании и самопознании? По ходу моего рассказа запишите в виде тезисов план ответа на вопрос: «Самосознание и самопознание».
1. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
2. Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
3. Важный признак самосознания — готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
4. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.
5. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.
2. Самодиагностика «Кто я?»
Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя - самодиагностика.
(?) - Как вы думаете, знаете ли вы себя?
Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других - знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих - хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то - умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.
(?) - Что означает для вас «знать себя»? Легко ли вам ответить на этот вопрос?
Психологический тест «Кто я? 20 предложений»
Цель: развитие навыков самоанализа у учащихся; получение информации о том, как видят себя одноклассники; диагностический срез группового сознания.
Процедура:
Правила выполнения теста
Объявить, что сейчас будет проведено психологическое тестирование. Тест, который предстоит выполнить, немного необычный, но очень простой. Его разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд. Важно внимательно выслушать вопрос, поставить на своем листке цифру, обозначающую номер вопроса, и напротив свой ответ. Над вопросами долго не задумывайтесь, пишите первое, что приходит в голову. Не переспрашивайте вопросы и не оборачивайтесь к соседям. Отвечать нужно искренне и самостоятельно. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может.
Время выполнения ограничено – 15 минут. Всего надо будет записать 20 слов или предложений.
2. Вопросы теста
Итак, первый вопрос: «Кто ты?»
Еще раз напомнить ученикам, что они ставят цифру «1» и пишут ответ - тот, который приходит в голову. Ответ может быть любым, лишь одно условие - писать о себе.
Секунд через 30-40 задайте второй вопрос: «Кто ты?»
Еще через 30 с - третий вопрос: «Кто ты?»
Через 30 сказать, что все вопросы этого теста таковы. Задача учащихся - продолжать отвечать на вопрос: «Кто ты?» Надо только ставить порядковый номер и писать свой очередной ответ.
3. Интерпретация теста
Время истекло. Посмотрите внимательно на свои листочки. На них – образ вашего Я, который складывается из представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах.
Этот образ и даст характеристику вас как личности. Посмотрите как многообразно ваше Я, ваша личность (отследить отражение в ответах на вопрос теста).
Теперь взглянем, что означают ваши ответы?
Прежде всего, посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 минут. Этот показатель носит название «уровень самопрезентации».
Думаю, слово «презентация» вам хорошо знакомо. По радио, телевидению сейчас все время слышишь: «презентация фонда», «презентация фирмы», «презентация театра». За этим пышным словом скрывается обычное русское «представление», «предъявление», а уровень самопрезентации - это уровень представления, предъявления самого себя.
Внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: «Я люблю рок-музыку»; «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»; «Мое самое любимое занятие - слушать музыку», и т. п. Или так: «Я очень некрасивая»; «У меня некрасивые глаза и волосы»; «Самое некрасивое во мне - рост и вообще фигура»; «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; «У меня некрасивое лицо»; «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая».
Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе.
Посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось?
Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что он учится в 10 классе). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.
Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации.
Кстати, вы использовали все 15 минут времени или прекратили работу где-то в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того и другого).
Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?
От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.
Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватало? Умения сделать над собой усилие - вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.
Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя.
У вас ответов больше 22. Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование, и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться «первого места»?
Я думаю, вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными? Ученые провели оригинальный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии - расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.
Воистину, человек - знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и своего голоса не слышит.
Альберт С. Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.
Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть: поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:
С лица воды не пить.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Красота спасет мир.
Лицо выдает негодяя.
У него на лице все написано.
(?) - Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность?
(?) - А как же тогда другая поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Свой ответ аргументируйте
Это интересно
Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, причёски, подчёркивающие лучшие качества обладателя, — всё это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.
По Сеньке и шапка
Шапка была символом определенного социального слоя. Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка. Думается поэтому в помещении, в гостях, на приемах и даже перед государем шапки не снимали.
Надо бы добавить, что сенькой называли не любого боярина, а заседавшего в сенате, т.е. сенной боярин, в просторечии - сенька. Именно сенных бояр одаривали этими шапками. чем выше шапка, тем знатнее его положение в Сенате. Это тоже важно!
Посадский житель, как бы он не оделся великолепно, не смел надеть высокой шапки.
Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.
Прически и украшения
По старинному обычаю у русских мужчин были коротко постриженные волосы и длинная окладистая борода. Простой народ стригся «под горшок». Название это произошло от вполне реального факта стрижки волос по надетому на голову горшку. Волосы отращивали в знак печали.
Бороду отпускали все мужчины, и чем она была длиннее, тем почтеннее был человек. Ее берегли и расчесывали гребешком.
II. Роль самооценки в развитии личности
1. Понятие самооценки
(?) - Что вы понимаете под понятием «самооценка»?
(?) - Что мы называем самооценкой?
(?) - Из чего складывается самооценка?
(?) - Какой может быть самооценка?
(?) - От чего зависит самооценка?
(?) - Прокомментируйте запись: самооценка = притязания / возможности.
(?) - Какие меры предложены автором для повышения самооценки?
Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению
«Я и Я» (Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени)
«Я и Другие» (Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
«Я и Идеал» (Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального).
Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
Представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части.
1 «Я» открытое | 2 «Я» слепое |
3 «Я» скрытое | 4 «Я» неизвестное |
1. Открытое «Я»: Вы знаете, другие знают (знание о себе, о других) | 2. Слепое «Я»: Вы не знаете, другие знают. то, (что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры, защитные механизмы, отступления) |
3. Скрытое «Я»: Вы знаете, другие не знают (секреты — все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе) | 4. Неизвестное «Я»: Никто не знает (то, что не известно никому и проявляется в определенных ситуациях; бессознательное — мечты, комплексы, мистический опыт) |
Самопознание — это путь от скрытого «Я» к открытому.
(?) - Как бы вы разделили круг на секторы применительно к собственному «Я»? Почему именно так? (рисунок в тетради)
2. Самодиагностика. Уровень самооценки и ваш успех.
Тест «Уровень самооценки и ваш успех»
По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто» - 4 балла,
«часто» - 3, «редко» - 2, «никогда» - 0, в зависимости от того, насколько свойственны тебе описанные мысли.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Моя жизнь бесполезна.
15. Многие неправильного мнения обо мне.
16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
17. Люди ждут от меня очень многого.
18. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
19. Я слегка смущаюсь.
20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
21. Я не чувствую себя в безопасности.
22. Я часто волнуюсь понапрасну.
23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
24. Я чувствую себя скованным.
25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
28. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
29. Как жаль, что я не общителен.
30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Подсчет баллов
0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует па замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
(?) - Проанализируем уровни самооценки. Итак, высокая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?
(?) - Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку?
(?) - Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?
(?) - Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?
(?) - Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку?
(?) - Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?
(?) - Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?
Если у тебя выявился высокий уровень самооценки, ты будешь испытывать определенные сложности. При среднем уровне самооценки шансов на успех значительно больше. Ну а что делать, если у тебя низкая самооценка? Прежде всего, необходимо объяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Поэтому важно помнить о трех основных моментах, которые важны для понимания самооценки.
Как повысить самооценку
Существует немало способов поднять самооценку. Перечислю три первых принципа, которые, возможно, помогут изменить Вашу самооценку уже сегодня и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.
1. Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.
2. Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.
3. Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.
3. Упражнение «Зато» (тренинг спонтанности высказываний)
По кругу продолжить фразы:
Я устала, зато…
Я небольшого роста, зато…
Я иногда несдержан, зато…
Я ленива, зато…
Я застенчива, зато…
Я криклив, зато…
Я молчалив, зато…
Я слишком уступчива, зато…
Я не умею печь пироги, зато…
Я зануда, зато…
Я студент, зато…
У меня нет домашнего телефона, зато…
Я написал контрольную работу на «2», зато…
Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
Я слишком часто фантазирую, зато…
Я не очень хорошо пою, зато…
Я иногда слишком много ворчу, зато…
Я несколько легкомысленна, зато…
Меня легко рассмешить, зато…
Я бываю капризна, зато…
III. «Я – концепция»
1. Определение «Я- концепции»
В 1950-е годы в психологии родилось понятие «Я-концепция». Сторонники концепции А. Маслоу, К. Роджерс, в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Часто этот термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция», определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем
2. «Я» - физическое
Образ Я не остается неизменным в течение жизни. Происходящие изменения проще всего заметить во внешности, в физической стороне вашего Я. Для этого достаточно просто посмотреть в зеркало.
Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(?) – Какие изменения «Я» - физического произошли с вами. Можно ли влиять на «Я» - физическое?
Ознакомьтесь с текстом (приложение 2)
(?) – Прокомментируйте слова Л.Н. Толстого.
(?) – Кто такой Джозеф Белл?
(?) - каково ваше отношение к статье?
3. «Я» и другие
Иногда, в отсутствии зеркала можно взглянуть в глаза человека, находящегося рядом с тобой.
Сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в окружающих вас людях.
№ | Я - Они | № | Они - Я |
1. | | 1. | |
2. | | 2. | |
3. | | 3. | |
4. | | 4. | |
5. | | 5. | |
На левой стороне листа напишите в порядке значимости для вас пять любых людей из вашего окружения.
А теперь справа составьте другой список в зависимости от того, какой интерес испытывают названные люди к вам.
Сопоставьте оба списка.
(?) - Есть ли такие люди, которые очень много значат для вас, но не уделяют вам должного внимания? Почему?
(?) - Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы.
(?) - Подумайте, как можно изменить отношения с окружающими? Всегда ли адекватно мы воспринимаем происходящее и реагируем на него?
4. «Я» воспринимающее
Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. Художники предпочитают зрительные образы, музыканты – слуховые ощущения. Спортивные достижения напрямую зависят от полноты ощущения атлетом своего тела (кинестетических ощущений). Парфюмеры познают мир по запахам, основываясь на осмических ощущениях, а дегустаторы – на вкус, посредством вкусовых ощущений.
Тест «Я воспринимающее»
Я предлагаю вам обратиться к тесту «Я воспринимающее» и ответить на его вопросы, записывая баллы в специально отведенную колонку.
1. В каждом блоке ответов оцените каждую фразу от 1 до 4 балов. 4 балла вы поставите в том случае, если данная фраза как нельзя лучше характеризует вас. И напротив, одним баллом вы оцените ту фразу, которая не отражает вашей индивидуальности. При ответе на один блок вопросов каждая из цифр повторяется только один раз.
2. Подсчитайте, сколько баллов заработала каждая из букв.
Значения букв (классификации Э. Цветкова):
В – визуальный - для вас основное значение имеют образы, основанные на зрительных впечатлениях;
К – кинестетический - преобладают образы моторно-двигательной модальности восприятия;
А – аудиальный – для вас основное значение имеют образы, основанные на слуховых впечатлениях;
Д – дигитальный (жить будем, но сначала подумаем) – характерна для личности, думающей логически уже в процессе непосредственного восприятия информации
В чистом виде нет…
(?) – Как вам могут помочь эти знания о себе?
5. «Я» - темперамент
Сейчас я предлагаю вам определить, каким темпераментом обладаете вы. Отвечая на вопросы теста вам необходимо записать 1 балл в соответствующий столбик.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов. Выберите ту колонку, где сумма баллов преобладает.
сангвиник – подвижный, но уравновешенный человек, адекватно реагирующий на окружающие события.
холерик – быстро возбуждающийся, неуравновешенный, вспыльчивый человек с резкими переходами настроения.
флегматик – медлительный, но настойчивый и упорный человек, которого трудно вывести из состояния равновесия.
меланхолик – человек, очень глубоко переживающий даже небольшие огорчения, склонный к хандре, пессимизму.
Есть над чем задуматься, не так ли?
8. «Я» думающий
И оказывается, что «Я думающий» - это не только эрудиция, но и еще целый ряд умений.
Давайте посмотрим, а обладаете ли вы этими умениями?
Перед вами четыре точки. Попробуйте соединить их темя линиями, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды по одной линии.
Удалось? Надеюсь, наши варианты совпадают?
Понравилась головоломка? Хотите еще?
9. «Я» хочу (потребности)
И вот тут оказывается, что ваше «хочу», то есть ваша потребность в головоломке, ограничивается моей потребностью уложиться в урок. Удивительно, но очень часто наши потребности стать кем-то, сделать что-то зависят от других людей, у которых тоже есть потребности, удовлетворение которых, в свою очередь зависит от вас.
Решение этой проблемы заключено в категорическом императиве Канта: «Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой».
10. «Я» могу (способности)
И если вы чего-то действительно очень хотите, то непременно добьетесь. А вот здесь уже проявляется еще одна грань вашей личности «Я могу».
Со всей ответственностью заявляю, что нет людей не способных. Есть люди, способности которых не выявлены. Как же выявляются способности? В процессе деятельности. Не бойтесь пробовать. Пытайтесь рисовать, сочинять музыку, доказывать теорему Ферма.
11. «Я» фантазирующее
Фантазируйте! У вас непременно получится! Ведь вы наверняка способны представить себя в различных ситуациях (и дальше по слайду). Наконец, сочинить рассказ.
Ну, может быть, не рассказ, а вот эссе к следующему уроку написать извольте. Объем – не менее одного листа.