Обучение в сотрудничестве
Основной формой работы учителя остаётся урок. Современный урок в рамках ФГОС предполагает конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. Поэтому умение конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему является основой успешной деятельности любого педагога. Профессиональные умения учителя при этом должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их деятельности. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении и требует от учителя более высокой степени мастерства.
Процесс обучения может быть традиционно коллективным (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху.
Процесс обучения может быть индивидуальным (с использованием соответствующих методик и учебных материалов). Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа.
И, наконец, процесс обучения может быть совершенно иным, когда рядом с учеником его товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от успеха отдельного ученика зависит успех всей группы, то он не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основными отличиями группового обучения от обучения в малых группах по методике сотрудничества являются:
• взаимозависимость членов группы с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
• общая оценка работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. Рассмотрим наиболее интересные варианты данного метода:
Обучение в команде (Student Team Learning, STL)
Ученики разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал (например алгоритм решения задач на определение избытка и недостатка), а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). После решения задачи всеми группами и ее проверки, учитель дает еще одну, но уже для индивидуального решения вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуального задания суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
2. Пила (Jigsaw)
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема «Алюминий и его соединения». Класс делится на 5 групп. Учитель даёт задания группам по карточкам.
Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и получить всю информацию об алюминии и его соединениях - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
3. Учимся вместе (Learning Together)
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Например, урок обобщения в 8 классе «Классы неорганических соединений», в ходе которого необходимо систематизировать знания о 4-х классах неорганических соединений.
Подводя итог выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что технология обучения в сотрудничестве имеет намного больше преимуществ перед стандартным уроком. Материал, проработанный всеми вместе учениками путем обсуждения, в вопросно-ответной форме, усваивается и запоминается лучше. Он более интересен как сам акт познания, чем рассказ учителя. Таким образом, появляется мотивация учеников работать самостоятельно на последующих уроках. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д.; открываются способности тех учеников, которые по тем или иным причинам всегда на уроке остаются «в тени».