На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Какой тип размножения амебы — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) туберкулезная палочка
Б) пеницилл
В) одуванчик лекарственный
Г) малярийный плазмодий
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых ученых, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2) В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3) Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4) Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Дарвинизм
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) свойство
2) фактор
3) совершенство
4) искусственный
5) естественный
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ
A) исполинский кенгуру
Б) травяная лягушка
В) гребенчатый тритон
Г) прыткая ящерица
Д) средиземноморская черепаха
ТИП РАЗВИТИЯ
1) прямое
2) непрямое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите изображение сизого голубя. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению голубя, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, форма хвоста, длина нижних конечностей (цевки), форма крыльев.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую краснозобая казарка. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине ХVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую — контрольную — оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате
зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведенных ориентации этих рукокрылых?
Эксперимент Миллера−Юри — известный классический эксперимент, в котором имитировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Александром Опариным и Джоном Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которые могли привести к синтезу органических молекул из неорганических. Опыт был проведен в 1953 году Стэнли Миллером и Гарольдом Юри.
Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединенные стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана, аммиака, водорода и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водяные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.
После одной недели непрерывного цикла Миллер и Юри обнаружили, что 10−15 % углерода перешло в органическую форму. Около 2 % углерода оказались в виде аминокислот, причем глицин оказался наиболее распространенной из них. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз
в 1953−1954 годах.
Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х годов о возможном составе земной атмосферы. После их экспериментов многие исследователи проводили подобные опыты в различных модификациях. Было показано, что даже небольшие изменения условий протекания процесса и состава газовой смеси (например, добавление азота или кислорода) могли привести к очень существенным изменениям образующихся органических молекул и повлиять на эффективность самого процесса их синтеза. В настоящее время вопрос о возможном составе первичной земной атмосферы остается открытым.
Используя содержание текста «Опыт Миллера и Юри», ответьте на следующие вопросы.
1. Что имитировали Миллер иЮри в своем эксперименте?
2. Какие вещества удалось синтезировать в аппарате Миллера иЮри?
3. Какое количество углерода в исходном эксперименте перешло в состав
Молодой ученый изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, желтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?
2. Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.
3. Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.
1) Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?
2) Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?
3) На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки
Энергетическая ценность (ккал)
Белки (г)
Жиры (г)
Углеводы (г)
Двойной МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
425
39
33
41
Фреш МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
380
19
18
35
Чикен Фреш Маффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
355
13
15
42
Омлет с ветчиной
350
21
14
35
Салат овощной
60
3
0
10
Салат «Цезарь»
(курица, салат, майонез, гренки)
250
14
12
15
Картофель по-деревенски
315
5
16
38
Маленькая порция картофеля фри
225
3
12
29
Мороженое с шоколадным наполнителем
325
6
11
50
Вафельный рожок
135
3
4
22
«Кока-Кола»
170
0
0
42
Апельсиновый сок
225
2
0
35
Чай без сахара
0
0
0
0
Чай с сахаром (две чайные ложки)
68
0
0
14
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности
Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;
езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;
гребля на байдарке
4,5 ккал/мин
Прогулка - 5,5 км/ч;
езда на велосипеде - 13 км/ч;
настольный теннис
5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;
прогулка - 6,5 км/ч;
езда на велосипеде - 16 км/ч;
каноэ - 6,5 км/ч;
верховая езда - быстрая рысь
6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;
прогулка - 8 км/ч;
езда на велосипеде - 17,5 км/ч;
бадминтон - соревнования;
большой теннис - одиночный разряд;
легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи
7,5 ккал/мин
Бег трусцой;
езда на велосипеде - 19 км/ч;
энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой
9,5 ккал/мин
Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 13»
1. Тип 1 № 12132
На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Какой тип размножения амебы — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?
2. Тип 2 № 39148
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) туберкулезная палочка
Б) пеницилл
В) одуванчик лекарственный
Г) малярийный плазмодий
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
3. Тип 3 № 35168
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вид еж обыкновенный
2) тип Хордовые
3) отряд Насекомоядные
4) класс Млекопитающие
5) семейство Ежовые
4. Тип 4 № 12475
Изучите график, отражающий динамику размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры.
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий.
2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов.
3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38 °C.
4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32 °C.
5) До 32 °C количество бактериальных клеток плавно повышается.
5. Тип 5 № 1275
Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) куколка
2) личинка
3) яйцо, отложенное самкой
4) взрослая особь
5) зигота
6. Тип 6 № 35084
Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?
1) спиртовка
2) чашка Петри
3) пробирка
4) колба
7. Тип 7 № 2091
Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых ученых, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2) В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3) Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4) Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
8. Тип 8 № 19384
В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое
Часть
Целлюлоза
Глюкоза
Белок
...
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) аминокислота
2) хитин
3) нуклеотид
4) рибоза
9. Тип 9 № 1616
Какими особенностями обладают грибы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) автотрофные организмы
2) в клеточных стенках есть хитин
3) все многоклеточные
4) некоторые образуют микоризу с растениями
5) все паразиты
6) растут всю жизнь
10. Тип 10 № 1536
Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Дарвинизм
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) свойство
2) фактор
3) совершенство
4) искусственный
5) естественный
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
11. Тип 11 № 410
Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ
A) исполинский кенгуру
Б) травяная лягушка
В) гребенчатый тритон
Г) прыткая ящерица
Д) средиземноморская черепаха
ТИП РАЗВИТИЯ
1) прямое
2) непрямое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
12. Тип 12 № 1435
Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?
А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.
Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
13. Тип 13 № 2300
Рассмотрите изображение сизого голубя. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению голубя, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, форма хвоста, длина нижних конечностей (цевки), форма крыльев.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Тип 14 № 35291
Под каким номером изображен головной мозг человека?
15. Тип 15 № 1428
За зрение в сумерках отвечает (-ют)
1) радужная оболочка
2) палочки
3) колбочки
4) стекловидное тело
16. Тип 16 № 38965
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кости человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) полость кости
2) красный костный мозг
3) желтый костный мозг
4) надкостница
5) компактное вещество
6) желтый костный мозг
17. Тип 17 № 249
Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервные узлы
3) продолговатый мозг
4) нервные сплетения
5) спинной мозг
6) мозжечок
18. Тип 18 № 39095
Установите соответствие между примерами костей и их типами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КОСТИ
А) бедренная
Б) грудина
В) лучевая
Г) фаланга пальца
Д) лопатка
ТИПЫ
1) трубчатая
2) плоская
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
19. Тип 19 № 39097
Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лемминга.
Список характеристик:
1) продуцент
2) редуцент
3) консумент первого порядка
4) консумент второго порядка
5) растительноядное животное
6) способствует распространению семян
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
20. Тип 20 № 38969
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую краснозобая казарка. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
→
→
→
21. Тип 21 № 39339
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность куропаток
Численность песцов
22. Тип 22 № 39101
Рассмотрите изображения одомашненного насекомого. Как называют это насекомое? Какую пользу от него получает человек?
23. Тип 23 № 39201
Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине ХVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую — контрольную — оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате
зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.
Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведенных ориентации этих рукокрылых?
24. Тип 24 № 1683
Опыт Миллера и Юри.
Эксперимент Миллера−Юри — известный классический эксперимент, в котором имитировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Александром Опариным и Джоном Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которые могли привести к синтезу органических молекул из неорганических. Опыт был проведен в 1953 году Стэнли Миллером и Гарольдом Юри.
Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединенные стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана, аммиака, водорода и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водяные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.
После одной недели непрерывного цикла Миллер и Юри обнаружили, что 10−15 % углерода перешло в органическую форму. Около 2 % углерода оказались в виде аминокислот, причем глицин оказался наиболее распространенной из них. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз
в 1953−1954 годах.
Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х годов о возможном составе земной атмосферы. После их экспериментов многие исследователи проводили подобные опыты в различных модификациях. Было показано, что даже небольшие изменения условий протекания процесса и состава газовой смеси (например, добавление азота или кислорода) могли привести к очень существенным изменениям образующихся органических молекул и повлиять на эффективность самого процесса их синтеза. В настоящее время вопрос о возможном составе первичной земной атмосферы остается открытым.
Используя содержание текста «Опыт Миллера и Юри», ответьте на следующие вопросы.
1. Что имитировали Миллер иЮри в своем эксперименте?
2. Какие вещества удалось синтезировать в аппарате Миллера иЮри?
3. Какое количество углерода в исходном эксперименте перешло в состав
органических веществ?
25. Тип 25 № 1684
Молодой ученый изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, желтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?
2. Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.
3. Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.
26. Тип 26 № 12945
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.
1) Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?
2) Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?
3) На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки
Энергетическая ценность (ккал)
Белки (г)
Жиры (г)
Углеводы (г)
Двойной МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
425
39
33
41
Фреш МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
380
19
18
35
Чикен Фреш Маффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
355
13
15
42
Омлет с ветчиной
350
21
14
35
Салат овощной
60
3
0
10
Салат «Цезарь»
(курица, салат, майонез, гренки)
250
14
12
15
Картофель по-деревенски
315
5
16
38
Маленькая порция картофеля фри
225
3
12
29
Мороженое с шоколадным наполнителем
325
6
11
50
Вафельный рожок
135
3
4
22
«Кока-Кола»
170
0
0
42
Апельсиновый сок
225
2
0
35
Чай без сахара
0
0
0
0
Чай с сахаром (две чайные ложки)
68
0
0
14
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности
Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;
езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;
гребля на байдарке
4,5 ккал/мин
Прогулка - 5,5 км/ч;
езда на велосипеде - 13 км/ч;
настольный теннис
5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;
прогулка - 6,5 км/ч;
езда на велосипеде - 16 км/ч;
каноэ - 6,5 км/ч;
верховая езда - быстрая рысь
6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;
прогулка - 8 км/ч;
езда на велосипеде - 17,5 км/ч;
бадминтон - соревнования;
большой теннис - одиночный разряд;
легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи
7,5 ккал/мин
Бег трусцой;
езда на велосипеде - 19 км/ч;
энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой