Тема: Оксиды и гидроксиды металлов
Обучающая цель: обобщить и систематизировать материал о важнейших оксидах и гидроксидах металлов.
Развивающая цель: развитие внимания, мышления, логики, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к химии.
Принципы обучения: научность, связь теории с практикой, доступность, индивидуальный подход к учащемуся, активизация учебного процесса.
Методы опрос, рассказ, беседа.
Тип урока: Изучение нового материала
Средства обучения: доска, таблицы.
Ход урока
І. Организация работы группы (оглашение темы, цели, плана работы на уроке, заполнение журнала).
ІІ. Проверка домашнего задания.
Опрос по предыдущей теме.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Тест
Вариант I | Вариант II |
1. Металлический элемент: a) S; б) Ва; в) Al. | 1. Переходный элемент: a) Zn; б) Р; в) Na. |
2. Металл, способный вытеснить водород: |
из воды: а) Сu; б) Li; в) Рb. | из раствора кислоты: а) Са; б) Ag; в) Hg. |
3. Из раствора соли сульфата меди (II) |
медь могут вытеснить: | медь не вытесняют: |
a) Zn; б) Са; в) Fe; г) Na; д) Ag. |
4. Растворится ли образец смеси металлов |
Al, Мn, Сu в растворе: a) HCl; б) КОН. | Fe, Ag, Zn в растворе: a) H2SO4; б) КОН. |
Составить уравнения реакций. |
Ответы на вопросы теста
Вариант I | Вариант II |
1) «б»; 2) «б»; 3) «а», «в»; 4) а) в НСl; | 1) «а»; 2) «а»; 3) «б», «г», «д»; 4) a) |
ІV. Изучение нового материала.
1. Оксиды, образованные металлами, особенности их свойств в зависимости от С.О. элемента и радиуса иона; изменение свойств оксидов элементов в периодах и в группах, главных подгруппах.
2. Гидроксиды, образованные оксидами металлов; изменение характера гидроксида в зависимости от С.О. элемента и радиуса его иона.
3. Характер оксидов и гидроксидов, образованных металлами побочных подгрупп. ПСХЭ длиннопериодная и укороченная.
Все металлы образуют солеобразующие оксиды. Однако одни оксиды проявляют свойства основных оксидов, а другие проявляют кислотно-основные, то есть амфотерные свойства. От чего это зависит? Следует знать следующее — металл, проявляющий С.О. +1, +2 образует оксиды основного характера, т. к. это типичные металлы, которые расположены в I и II группах, главных подгруппах.
Пример: 1 группа, главная подгруппа представлена элементами Li, Na, К, Rb, Cs, Fe. К концу группы главной подгруппы у элементов возрастает атомный радиус. При отдаче электрона с внешнего уровня образуются катионы. С.О. у всех элементов к концу группы не изменяется, а вот характер оксидов — основной, будет усиливаться,
Усиливается основной характер
Возрастает радиус нового элемента
Если рассмотреть изменение свойств оксидов элементов по периоду на примере элементов III периода, то следует отметить, что в атомах этих элементов количество энергетических уровней одинаково, однако изменяется С.О. К концу периода она возрастает, что вызывает уменьшение радиуса иона. Вследствие чего характер оксида изменяется от основного через амфотерный к кислотному.
С.О. возрастает
Радиус иона уменьшается, характер оксида изменяется от основного к амфотерному
Оксидам металлов соответствуют гидроксиды. Если С.О. металлов +1, +2, +3, +4, то они образуют оксиды:
и гидроксиды:
Характер гидроксида зависит также от С.О. элемента и радиуса иона. Чем больше С.О., тем меньше радиус иона, характер гидроксида в большей степени кислотно-основной, то есть проявляет амфотерность:
в периодах:
Пример: III период.
Гидроксиды:
Ослабление свойства основания, усиление кислотного свойства
Возрастает С.О.: уменьшается радиус иона; щелочь, основание, амфотерное основание.
в группах, главных подгруппах:
Пример: I группа, главная подгруппа.
С.О. не изменяется
Возрастает радиус иона, усиливаются свойства гидроксидов как оснований
Переходные элементы, расположенные в малых периодах — это Ве (II период), Аl (IIIпериод), образуют оксиды BeO, Аl2O3 и гидроксиды Ве(ОН)2 и Аl(ОН)3 — проявляющие амфотерные кислотно-основные свойства. Что это означает?
Эксперимент
Al(OH)3: а) получение, б) кислотно-основные свойства.
Основные свойства: взаимодействие с кислотами, оксидами и гидроксидами.
Кислотные свойства: взаимодействие с щелочами и оксидов, и гидроксидов.
и если раствор щелочи, то образуется комплекс
Итак, с увеличением С.О. металла происходит уменьшение радиуса иона металла, свойства оксидов и гидроксидов металлов изменяются от основного к кислотно-основному, а далее проявляют кислотный характер.
У элементов побочных подгрупп изменение С.О. можно рассмотреть на примере одного металла.
Пример: металл хром может проявлять С.О. +2, +3, +6.
— основной оксид, гидроксид Сr(ОН)2 — основание;
— амфотерный оксид, гидроксид Сr(ОН)3 — амфотерное основание;
— кислотный оксид, гидроксид Н2СrO4, Н2Сr2O7 — кислота.
Нам известно, что С.О. максимальная определяется по номеру группы. Элемент хром расположен в VI группе, побочной подгруппе. Элемент сера также расположен в VI группе, только главной подгруппе. В высшей степени окисления они образуют кислотные оксиды
которым соответствуют кислоты Н2СrO4 и H2SO4. Знание такого сходства многих элементов позволило Д. И. Менделееву построить укороченную таблицу химических элементов, где в отличие от длиннопериодной кроме групп появились подгруппы главная и побочная. Все элементы одной группы проявляют максимальную валентность, С.О. соответственно равна номеру группы.
Вернемся к примеру с хромом.
— оксиды
— гидроксиды
1) Что происходит со С.О.?
Ответ: С.О. возрастает.
2) Как вы думаете, а радиус иона как изменяется?
Ответ: радиус иона хрома с увеличением С.О. уменьшается.
3) Как эти изменения сказываются на свойствах соединения?
Ответ: происходит изменение свойств оксидов и гидроксидов от основного, через амфотерный к кислотным.
V. Закрепление изученного на уроке.
Составить формулу оксида и гидроксида хрома (III). Уравнениями реакций подтвердить их амфотерность.
Ответ: Сr2O3 — оксид хрома (II).
— основной оксид взаимодействия с кислотой.
— кислотный оксид взаимодействия с щелочью.
— гидроксил хрома (III).
— осадок исчезает.
Гидроксид хрома — основание, взаимодействует с кислотой.
— осадок исчезает.
Гидроксид хрома проявляет кислотные свойства, т. к. взаимодействует с растворами щелочи.
VI. Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания, оценивание деятельности учащихся.
VII. Домашнее задание.
Выучить конспект.