РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА: «Формирование навыка чтения
у младших школьников».
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из важнейших задач начальной школы является формирование навыка чтения у младших школьников.
Почему это сейчас особо актуальная проблема?
В наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Современные дети читают неохотно и мало, им тяжело работать с текстами. Едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Иногда ребёнку сложно решить задачу только потому, что он не умеет её правильно прочитать, следовательно, не понимает прочитанное. Грамотное письмо тоже связано с навыками чтения. У читающего ребёнка широкий кругозор, развиты познавательные способности.
5 причин, по которым надо читать книги
а)чтение содействует успешному освоению грамотного письма б)читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение, в)ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально г)общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, д)успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности.
Следовательно, наши ученики не могут быть успешными, если они не умеют читать, если у них плохо сформирован навык техники чтения.
Основные параметры техники чтения: Способ чтения, Правильность чтения, Выразительность чтения, Скорость чтения, Осознанность чтения
Способ чтения: продуктивное ( чтение по слогам, чтение по слогам и целыми словами, чтение целыми словами) и непродуктивное ( побуквенное чтение, форсированное).
Период формирования послогового чтения: с начала обучения до 2-го класса с постепенным наращиванием темпа чтения. Что важно знать: Процессы чтения и письма связаны. Чтение по слогам (орфографическое чтение) – залог грамотного письма. Побуквенное чтение.-непродуктивный способ. Если ребенок читает по буквам, значит у него не сформировано понятие «слияние» (согласный звук и стоящий за ним гласный звук читаются слитно) и умение находить слияние в слове. Ребёнок произносит не звуки, а название букв (эм, эн, ша ) Логопедические проблемы.
Чтение по слогам и целыми словами Период формирования: до 3-го класса Что важно знать: переходный период к чтению целыми словами нельзя форсировать! Неверно требовать: «Читай быстрее!», нужно говорить : «Читай правильно!», и поощрять прочтение длинных и трудных слов по слогам. Чтение целыми словами Период формирования: к 4 классу.Что важно знать: оптимальное чтение – это безошибочное чтение целыми словами со скоростью 120 слов в минуту.
Форсированное чтение. Что это такое? Чтение слова по слогам про себя, а затем произнесение целого слова вслух. Почему это непродуктивный способ чтения? Ребёнок привыкает делать паузы между словами, что впоследствии помешает ему читать (говорить) в нужном темпе.
Правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок. Классификация ошибок при чтении: Пропуск и замена букв, искажение слогов или слов. Неверная постановка ударения. Искажение окончания. Повторы.
Как работать над правильностью чтения. Когда ребёнок читает вслух, у него должен быть заинтересованный слушатель – взрослый. Если ребёнок ошибся, попросите его перечитать слово заново, не делая этого за него. Уточните значение неверно прочитанного слова.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, ставить логическое ударение, выбирать нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.
Скорость чтения - важный фактор, который влияет на успеваемость
Согласно новым требованиям программы по литературному чтению для начальной школы, скорость чтения вслух составляет:
Класс/ полугодие | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | 16-20 слов | 40-55 слов | 60-75 слов | 85-100 слов |
2 | 30-40 слов | 55-70 слов | 75-90 слов | 105- 120 слов |
Осознанность чтения – самый важный параметр. Понимание сюжетной линии и главной мысли текста. Умение отвечать на вопросы после текста. Высказывать свое отношение к прочитанному. Понимание неявной, скрытой информации. Всё это критерии, по которым можно определить насколько осознанно у ребенка чтение.
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.» Я. Коменский.
Для того, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного, он должен хорошо овладеть полноценным навыком чтения ( к концу 4 кл. беглое правильное выразительное чтение. Не менее 120 сл), что является залогом успешного обучения по всем предметам в среднем и старшем звене. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Когда ребенок находится в школе, навык чтения развивается и совершенствуется у него на каждом уроке! В новых учебниках и рабочих тетрадях содержится много заданий, которые ученик должен прочитать и выполнить в течение урока.
Для повышения эффективности урока учителя начальных классов используют различные приемы :
1) Речевая разминка 2) Ритмичное чтение. Чтение скороговорок и чистоговорок улучшает произношение звуков.
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- жужжащее чтение;
- упражнение “чтение-спринт”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай слово”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
Работа продолжается и во внеклассной деятельности. Конкурсы чтецов на различную тематику, классные часы, утренники, посвященные детским книгам и писателям, викторины по сказкам, неделя детской книги, библиотечные уроки – эти мероприятия систематически проводятся учителями начальных классов. В этом году в феврале в рамках МО будет проведена неделя начальных классов, посвященная чтению. Хочется, чтобы родители чаще посещали такие мероприятия.
Уважаемые родители, хочу также отметить, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать. Поэтому, позвольте мне дать вам несколько советов по воспитанию у детей любви к чтению и формированию читательских интересов.
Личный пример родителей
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только около телевизора или компьютера.
Развивайте собственную культуру чтения и прививайте детям культуру обращения с книгами; регулярно читайте с детьми ; организуйте семейное чтение. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Посещайте с детьми библиотеку. Ребёнка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. Важно, чтобы взрослые следили за выбором книг для детского чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребёнка. Следует подбирать книги разной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, рассказы о героях, о труде взрослых и детей, о школе, о музыке, об искусстве. Особое внимание нужно уделять развитию у детей интереса к научно – популярной литературе.
Собирайте дома разные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, словарь иностранных слов ;приучайте ребёнка обращаться к словарям и работать с ними.
Обязательно нужно обсуждать с ребёнком прочитанное. Спрашивать, понравилась ли книга? Чем? Что нового узнал? Попросить его рассказать о главном герое, главном событии. Выяснить, какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
; создайте домашнюю библиотеку детских книг; выписывайте любимые периодические издания; разгадывайте с детьми кроссворды, ребусы; читайте перед сном детям сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Оказывают огромное нравственное и эстетическое значение. Помните, что сказка – это первая ступень в страну знаний, в мир культуры. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях, нравственных поступков наших детей.
Если ребёнок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение – это норма ежедневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией. Такой ребёнок станет вдумчивым читателем.
Родители также должны помогать ребёнку совершенствовать технику чтения. Это достаточно долгий процесс, и не всегда нравится детям. Но без хорошей техники чтения учиться в старших классах будет нелегко. Можно использовать разнообразные виды чтения: чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
Выполнение домашнего задания следует начинать с чтения, так как именно оно составляет основу любого предмета.
Терпеливо помогайте ребёнку читать, если у него недостаточная скорость чтения. Обучая чтению, считайтесь с его интересами. Ребёнок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется своим умением.
Золотое правило чтения: Читать ежедневно вслух не менее 15 минут, не допуская ошибок при чтении, пересказывая прочитанное.
Уважаемые родители, как видите роль книги в развитии и воспитании ребенка очень велика, поэтому нужно помочь нашим детям полюбить чтение, чтобы успешно учиться и познавать мир.