Развитие творческих способностей дошкольников через
нетрадиционные техники рисования
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Так дайте ребёнку такую возможность,
жить именно в такой среде, в которой он
сможет вырасти всесторонне развитой и
полноценной личностью».
В. А. Сухомлинский.
Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, восковых мелков и многих других материалов. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение определённых задач: пробуждение у ребёнка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, родной природе и событиям нашей жизни, а также формирование у ребёнка изобразительных навыков и умений. В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно – трудовое, физическое). А также позволяет решить задачи по подготовке детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому применение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческого мышления и творческой активности особенно актуально. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослым, так и детям. Нетрадиционная техника рисования очень интересны для детей, так как они помогают открыть больше возможностей для самовыражения.
Задача воспитателей – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к изобразительной деятельности, формировать эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.
Творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применять знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. «Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются.» (Л. А. Венгер).
По результатам анализа методической литературы, научных статей, сбора информации по данной проблеме можно сделать предположение, что развитие творческих способностей будет выше после системной и последовательной работы с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель работы: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
Исходя из цели были поставлены задачи:
Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной теме.
Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей по теме.
Разработать и реализовать перспективный план занятий по изобразительной деятельности нетрадиционными техниками рисования.
Обогатить предметно – развивающую среду в соответствии с перспективным планом.
Учить детей использовать разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритма, композицию, творческую активность.
Провести анализ результативности работы на основе итоговой диагностики творческих способностей у детей.
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение определённых условий:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
формирование предметно – развивающей среды
использование широкого спектра методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников
сотрудничество и целенаправленность работы с родителями.
Работа по реализации данной темы строилась на следующих принципах:
принцип психологической комфортности, принцип деятельности (включение в поисковую деятельность, выбор материала для работы);
принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта);
принцип наглядности (у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно- -логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление);
принцип индивидуализации (вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс).
Работа с детьми проходила через такие формы работы как:
специально организованные занятия
игротека по изобразительной деятельности
самостоятельная игровая поисковая деятельность с изобразительными материалами под непосредственным наблюдением воспитателя.
выставки детских работ в группе: «Мамочка моя, самая любимая», «Мой папа самый лучший», выставка к дню семьи «Моя семья», стенгазета «Наши мамы и папы были учениками».
Методы, используемые в работе по данной теме:
Основной метод в данной работе педагога - практический:
показ способов изображения, способов действия;
опыты с изобразительными и нетрадиционными материалами (смешивание красок, получение нового цвета, хроматография цвета (с салфеткой), хроматография цвета (на ткани), использования клейстера, штампов из овощей, ниточек, мыльных пузырей и т.д.)
Техника «Моделирование», что помогало правильно установить композицию рисунка на листе бумаги, спланировать последовательность выполнения работы.
Вторым по популярности методом является игровой метод, дидактические игры: «Гусеница» (для определения цветовой гаммы), «Дорисуй животных», «Дорисуй узор», «Животные», «Какие цвета есть на картинке» (идентифицировать цвета на картине), «Камушки на берегу», «Клубочки», «На лугу, в поле, лесу расцвели цветы», «На что похоже» и т. д.
Широко использовала в работе по данной теме наглядные методы: иллюстрации и репродукции картин знаменитых художников, альбомы для рассматривания (пейзажи, натюрморты, портреты), альбомы «Времена года».
С целью мотивации детей и для закрепления пройденного материала применяла: словесные методы (чтение художественной литературы, стихов); слушание музыкальных произведений, особенно классических таких как П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Щелкунчик», «Баба Яга», «Новая кукла», «Болезнь куклы», Бетховен «Весело – грустно», Лядов А. «Музыкальная табакерка».
Кроме того, в работе с детьми использовала вспомогательные методы: наблюдение, проблемная ситуация, объяснение и т.д.
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.
месяц | НОД | литература |
сентябрь | Тема: «Осень вновь пришла» (рисование тычком) Цель: Продолжать учить детей рисовать сухой кистью методом тычка, дорисовывать детали деревьев: стволы ветки тонкой кистью. | (Утробина К.К.,стр.42) |
октябрь | Тема: «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» (отпечатки листьев) Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Тема: «Берёза» (рисование угольным карандашом) Цель: Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным мелком силуэт берёзы, передавая его характерные особенности: высокий белый ствол с чёрными полосками, гибкие ветви, круглые листья. Тема: «Расписной лес» (тычком жёсткой полусухой кистью) Цель: Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приёмы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жёсткой полусухой кисти) Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе. | (Казакова Р. Г. стр. 26) (Колдина Д. Н. стр. 18) (Колдина Д. Н. стр. 16) |
ноябрь | Тема: «Дары осени» (оттиск пробками, печатками из картофеля) Цель: Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиском пробкой и печатками картофеля. Развивать чувство композиции и колорита. Тема: «Грустная осень» (восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками) Цель: Обобщать знания детей о поздней осени и её характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план, составлять композицию с использованием разных способов. Развивать способность передавать колорит поздней осени, подбирать нужные цвета, передавать настроение. Тема: «Ежи Ежовичи» (штриховка цветными карандашами, гелиевыми ручками) Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавая фактуру и объём. Воспитывать любовь к литературным произведениям. Тема: «Ежи Ежовичи» (продолжение) Цель: Продолжить работу, начатую на прошлом занятии: дополнить свой рисунок овощами, фруктами, грибами, листьями на спинках ежей; деревьями; с помощью длинных и коротких линий штриховкой изобразить траву. | (Казакова Р. Г. стр. 119) (Колдина Д. Н. стр. 24) (Колдина Д. Н. стр. 19) (Колдина Д. Н. стр. 19) |
декабрь | Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой) Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг) Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество. Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой) Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе. | Утробина К.К стр.48 (Казакова Р. Г. стр. 110) (Казакова Р. Г. стр. 25) |
январь | Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь) Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение. Тема: «Снежинка» (рисование по технологической карте с использованием мерной линейки) Цель: Учить передавать в графической форме природные образы, погодные явления. Формировать навыки декоративного рисования. Воспитывать любовь к природе, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческое воображение. Тема: «Берёза в снегу» (метод тычка мягкой кистью) Цель: Закрепить умение рисовать берёзу. Учить детей передавать заснеженность дерева методом тычка мягкой кистью. Развивать чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус. Тема: «Узоры на окне» (рисование зубной пастой, корректирующей жидкостью) Цель: Познакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение. | (Колдина Д. Н. стр. 40) (Николкина Т. А. стр. 28) (Казакова Р. Г. стр. 5) (Колдина Д. Н. стр. 39) |
февраль | Тема: «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка) Цель: Учить создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов. Учить закрашивать методом тычка. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Тема: «Семейка змеек» (рисование ватными палочками) Цель: Продолжать учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию. Тема: «Танк» (с элементами аппликации) Цель: Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивая рисунок фломастерами. Развивать воображение, и самостоятельность. | (Утробина К.К. стр. 46) (Колдина Д. Н. стр. 27) (Колдина Д. Н. стр. 53) |
март | Тема: «Букет цветов для мамы» (обрывание бумаги) Цель: Учить техники обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. Воспитывать эстетические отношения к образу мамы через изображения цветов. Тема: «Ваза с тюльпанами» (монотипия предметная, печать по трафарету) Цель: Создать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру. Пробуждать у детей собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией, закрепить печать по трафарету. Стимулировать творческую самореализацию детей в изодеятельности, комбинирование приёмов рисования. Воспитывать усидчивость. Тема: «Подснежники» (акварель + восковой мелок) Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Продолжать учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Тема: «Звёздное небо» (набрызг) Цель: Продолжать знакомить детей с космосом, космонавтами. Подготовить фон для дальнейшей работы способом – набрызг, нарисовать и вырезать из картона трафареты планет, космических кораблей. Воспитывать интерес к работе. | (Казакова Р. Г. стр. 10) (Казакова Р. Г. стр. 18 - 19) (Казакова Р. Г. стр. 66) (Казакова Р. Г. стр. 68; 114) |
апрель | Тема: «Звёздное небо» (продолжение) (печать по трафарету) Цель: закреплять умения детей печатать по трафарету и делать набрызг, комбинировать различные техники. Развивать чувство композиции и колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Тема: «Морской пейзаж» (рисование мазками) Цель: продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, передавая ближний и дальний план. Учить рисовать мазками. Развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность. Тема: «Мишка, мишка, лежебока» (штриховка «петелькой»; фломастеры) Цель: Учить рисовать спящее животное, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Продолжать учить передавать фактуру меха с помощью неотрывной штриховки «петелькой». Упражнять в рисовании «петелькой». Развивать восприятие объёма. Воспитывать интерес к литературным произведениям Тема: «Цыплята» (штриховка «зигзагообразная») Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыплёнка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в лист. Продолжать учить передавать пушистость цыплёнка. Упражнять в рисовании зигзагообразной штриховкой. | (Казакова Р. Г. стр. 114) (Колдина Д. Н. стр. 86) (Колдина Д. Н. стр. 43) (Колдина Д. Н. стр. 44) |
май | Тема: «День Победы. Салют над городом» (цветной граттаж) Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж. Учить натирать лист картона свечой так, чтобы он был покрыт слоем воска. Учить смешивать гуашь с жидким мылом и закрашивать картон. Процарапывать рисунок палочкой и дорисовывать недостающие детали гуашью. Развивать творческие способности, фантазию. Тема: «Фантастическое животное» (кляксография, «знакомая форма – новый образ») Цель: Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. Тема: «Моя первая буква» (разнообразной нетрадиционной техникой рисования) Цель: Закрепить умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность. Тема: По замыслу (разнообразной нетрадиционной техникой рисования) Цель: Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | (Казакова Р. Г. стр. 30) (Николкина Т. А. стр. 125) (Колдина Д. Н. стр. 90) (Казакова Р. Г. стр. 70) |
Огромное значение в развитии творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования имело обогащение развивающей предметно – пространственной среды. Для этого был оформлен центр искусства, в который включила: различные материалы для способов создания изображения, альбомы для рассматривания: городецкая, хохломская, мезенская, гжель, «Знаменитые художники и картины», «Художники иллюстраторы и картины», настольные игры «Собери узор», лото «Росписи», «Составь портрет», и многое другое.
Достижение положительного результата по теме творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования было невозможно без организации тесного взаимодействия с родителями.
№ п/п | Срок проведения | Работа с родителями |
1. | Сентябрь | Творческая мастерская «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях» |
2. | Октябрь | Консультация: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» |
3. | Ноябрь | Выставки рисунков: «Осень золотая» |
4. | Декабрь | Выставка рисунков: «Ёлочка красавица» |
5. | Январь | Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» - в форме мастер – класса. |
6. | Февраль | Консультация: «Развития творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения» |
7. | Март | Выставка рисунков: «Животные, которые я сам придумал». |
8. | Апрель | Беседа с родителями с элементами практикума «Рисуя- играем» |
9. | Май | Выставка рисунков: «Времена года» |
С целью выявления результатов работы в мае 2024 года была проведена повторная диагностика по методике Комаровой Т. С. Где основной метод исследования – наблюдение, который позволяет:
определить уровень владения нетрадиционными техниками изображения, процесс деятельности (самостоятельность и интерес);
оценить продукты деятельности, творческое воображение
Для оценки художественного творчества детей большое значение имеют как количественные показатели так и эмоционально – эстетические и интеллектуальные качественные критерии. Поэтому в диагностике выделила два этапа – первый это анализ продукта деятельности, а второй анализ процесса деятельности. Анализ продукта деятельности включает в себя качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное, декоративное). Здесь были выделены ряд критериев:
Анализ продукта деятельности
Передача формы:
высокий уровень форма передана точно – 3 балла
средний уровень есть незначительные искажения – 2 балла
низкий уровень искажение значительное, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета.
высокий уровень правильно нарисованы все части предмета – 3 балла
средний уровень есть незначительные искажения – 2 балла
низкий уровень строение передано неточно – 1 балл
Пропорции
высокий уровень пропорции переданы точно – 3 балла
средний уровень есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
низкий уровень пропорции неверны – 1 балл
Решение в цвете
высокий уровень ребёнок использует сложную цветовую палитру, смешивает краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
средний уровень цвета переданы правильно, но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
низкий уровень цвета не соответствуют предметам, ребёнок использует 1 – 2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
Композиция
расположение на листе бумаги:
высокий уровень – по всему листу (3 балла)
средний уровень – на полосе листа (2 балла)
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер (1 балл)
отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов (3 балла)
средний уровень – есть незначительное искажение (2 балла)
низкий уровень – пропорциональность разных предметов передана неверно (1 балл)
Передача движения:
Высокий уровень – движение передано достаточно чётко (3 балла)
Средний уровень – движение передано неопределённо, неумело (2 балла)
Низкий уровень – изображение статично (1 балл)
Анализ процесса деятельности:
Характер линии
характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая (3 балла)
средний уровень – дрожащая (жёсткая, грубая) (2 балла)
низкий уровень – слитная (1 балл)
б) нажим:
высокий уровень – сильный, энергичный (3 балла)
средний уровень – средний (2 балла)
низкий уровень – слабый (1 балл)
в) раскрашивание:
высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура (3 балла)
средний уровень – крупными, размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура (2 балла)
низкий уровень – беспорядочными линиями, мазками (1 балл)
г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура (3 балла)
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура (2 балла)
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура (1 балл)
Регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого):
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности (3 балла)
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется) (2 балла)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого, деятельность не изменяется (1 балл)
Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами (3 балла)
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко (2 балла)
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается (1 балл)
Творчество:
самостоятельность замысла
оригинальность изображения
стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания:
высокий уровень – наделяет предметы оригинальными образами содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа (3 балла)
средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч и т. д.) (2 балла)
низкий уровень – не смог наделить образным решением круги, задание выполнил не до конца и небрежно (1 балл)
Сравнительный анализ полученных данных позволил сделать выводы о положительной динамике по данной теме. Хорошие показатели свидетельствует об эффективности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать что – то новое. Также результатом работы можно считать ещё и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. У детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети приобрели опыт эстетического воспитания. Они создают новые, интересные работы, используя различный материал для изображения. Работы детей стали интереснее, а замысел богаче. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях.
С детьми участвовали во всероссийских, областных конкурсах «Неопалимая купина» (номинация декоративно-прикладное творчество), «Безопасный переход» (коллективная работа), «Рисуем с детьми вечный огонь» и т.д. Творческая активность детей позволила им участвовать в городских конкурсах художественно – изобразительного творчества, где они получили сертификаты и грамоты.
Список используемой литературы.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество» - М.: Просвещение, 1985.
Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий».
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» - Москва: Цветной мир, 2016
Утробина К.К., Утробин Г.Ф «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет. Рисуем и познаём окружающий мир. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.