СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование является одним из важнейших средств познания мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение определённых задач.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"»

Развитие творческих способностей дошкольников через

нетрадиционные техники рисования


«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Так дайте ребёнку такую возможность,

жить именно в такой среде, в которой он

сможет вырасти всесторонне развитой и

полноценной личностью».

В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, восковых мелков и многих других материалов. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение определённых задач: пробуждение у ребёнка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, родной природе и событиям нашей жизни, а также формирование у ребёнка изобразительных навыков и умений. В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно – трудовое, физическое). А также позволяет решить задачи по подготовке детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому применение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческого мышления и творческой активности особенно актуально. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослым, так и детям. Нетрадиционная техника рисования очень интересны для детей, так как они помогают открыть больше возможностей для самовыражения.

Задача воспитателей – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к изобразительной деятельности, формировать эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

Творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применять знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. «Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются.» (Л. А. Венгер).

По результатам анализа методической литературы, научных статей, сбора информации по данной проблеме можно сделать предположение, что развитие творческих способностей будет выше после системной и последовательной работы с использованием нетрадиционных техник рисования.

Цель работы: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Исходя из цели были поставлены задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной теме.

  2. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей по теме.

  3. Разработать и реализовать перспективный план занятий по изобразительной деятельности нетрадиционными техниками рисования.

  4. Обогатить предметно – развивающую среду в соответствии с перспективным планом.

  5. Учить детей использовать разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы.

  6. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритма, композицию, творческую активность.

  7. Провести анализ результативности работы на основе итоговой диагностики творческих способностей у детей.

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение определённых условий:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

  • формирование предметно – развивающей среды

  • использование широкого спектра методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников

  • сотрудничество и целенаправленность работы с родителями.

Работа по реализации данной темы строилась на следующих принципах:

  • принцип психологической комфортности, принцип деятельности (включение в поисковую деятельность, выбор материала для работы);

  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта);

  • принцип наглядности (у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно- -логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление);

  • принцип индивидуализации (вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс).

Работа с детьми проходила через такие формы работы как:

  • специально организованные занятия

  • игротека по изобразительной деятельности

  • самостоятельная игровая поисковая деятельность с изобразительными материалами под непосредственным наблюдением воспитателя.

  • выставки детских работ в группе: «Мамочка моя, самая любимая», «Мой папа самый лучший», выставка к дню семьи «Моя семья», стенгазета «Наши мамы и папы были учениками».

Методы, используемые в работе по данной теме:

Основной метод в данной работе педагога - практический:

  • показ способов изображения, способов действия;

  • опыты с изобразительными и нетрадиционными материалами (смешивание красок, получение нового цвета, хроматография цвета (с салфеткой), хроматография цвета (на ткани), использования клейстера, штампов из овощей, ниточек, мыльных пузырей и т.д.)

  • Техника «Моделирование», что помогало правильно установить композицию рисунка на листе бумаги, спланировать последовательность выполнения работы.

Вторым по популярности методом является игровой метод, дидактические игры: «Гусеница» (для определения цветовой гаммы), «Дорисуй животных», «Дорисуй узор», «Животные», «Какие цвета есть на картинке» (идентифицировать цвета на картине), «Камушки на берегу», «Клубочки», «На лугу, в поле, лесу расцвели цветы», «На что похоже» и т. д.

Широко использовала в работе по данной теме наглядные методы: иллюстрации и репродукции картин знаменитых художников, альбомы для рассматривания (пейзажи, натюрморты, портреты), альбомы «Времена года».

С целью мотивации детей и для закрепления пройденного материала применяла: словесные методы (чтение художественной литературы, стихов); слушание музыкальных произведений, особенно классических таких как П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Щелкунчик», «Баба Яга», «Новая кукла», «Болезнь куклы», Бетховен «Весело – грустно», Лядов А. «Музыкальная табакерка».

Кроме того, в работе с детьми использовала вспомогательные методы: наблюдение, проблемная ситуация, объяснение и т.д.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.

месяц

НОД

литература

сентябрь

Тема: «Осень вновь пришла» (рисование тычком)

Цель: Продолжать учить детей рисовать сухой кистью методом тычка, дорисовывать детали деревьев: стволы ветки тонкой кистью.


(Утробина К.К.,стр.42)

октябрь

Тема: «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» (отпечатки листьев)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.


Тема: «Берёза» (рисование угольным карандашом)

Цель: Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным мелком силуэт берёзы, передавая его характерные особенности: высокий белый ствол с чёрными полосками, гибкие ветви, круглые листья.


Тема: «Расписной лес» (тычком жёсткой полусухой кистью)

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приёмы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жёсткой полусухой кисти) Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.

(Казакова Р. Г. стр. 26)







(Колдина Д. Н. стр. 18)





(Колдина Д. Н. стр. 16)


ноябрь

Тема: «Дары осени» (оттиск пробками, печатками из картофеля)

Цель: Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиском пробкой и печатками картофеля. Развивать чувство композиции и колорита.

Тема: «Грустная осень» (восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками)

Цель: Обобщать знания детей о поздней осени и её характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план, составлять композицию с использованием разных способов. Развивать способность передавать колорит поздней осени, подбирать нужные цвета, передавать настроение.


Тема: «Ежи Ежовичи» (штриховка цветными карандашами, гелиевыми ручками)

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавая фактуру и объём. Воспитывать любовь к литературным произведениям.


Тема: «Ежи Ежовичи» (продолжение)

Цель: Продолжить работу, начатую на прошлом занятии: дополнить свой рисунок овощами, фруктами, грибами, листьями на спинках ежей; деревьями; с помощью длинных и коротких линий штриховкой изобразить траву.

(Казакова Р. Г. стр. 119)





(Колдина Д. Н. стр. 24)









(Колдина Д. Н. стр. 19)








(Колдина Д. Н. стр. 19)




декабрь

Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)

Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.



Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество.



Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.

Утробина К.К стр.48







(Казакова Р. Г. стр. 110)





(Казакова Р. Г. стр. 25)





январь

Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)

Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.


Тема: «Снежинка» (рисование по технологической карте с использованием мерной линейки)

Цель: Учить передавать в графической форме природные образы, погодные явления. Формировать навыки декоративного рисования. Воспитывать любовь к природе, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.


Тема: «Берёза в снегу» (метод тычка мягкой кистью)

Цель: Закрепить умение рисовать берёзу. Учить детей передавать заснеженность дерева методом тычка мягкой кистью. Развивать чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.


Тема: «Узоры на окне» (рисование зубной пастой, корректирующей жидкостью)

Цель: Познакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение.

(Колдина Д. Н. стр. 40)







(Николкина Т. А. стр. 28)








(Казакова Р. Г. стр. 5)





(Колдина Д. Н. стр. 39)


февраль

Тема: «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка)

Цель: Учить создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов. Учить закрашивать методом тычка. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.


Тема: «Семейка змеек» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.


Тема: «Танк» (с элементами аппликации)

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивая рисунок фломастерами. Развивать воображение, и самостоятельность.

(Утробина К.К. стр. 46)





(Колдина Д. Н. стр. 27)





(Колдина Д. Н. стр. 53)


март

Тема: «Букет цветов для мамы» (обрывание бумаги)

Цель: Учить техники обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. Воспитывать эстетические отношения к образу мамы через изображения цветов.


Тема: «Ваза с тюльпанами» (монотипия предметная, печать по трафарету)

Цель: Создать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру. Пробуждать у детей собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией, закрепить печать по трафарету. Стимулировать творческую самореализацию детей в изодеятельности, комбинирование приёмов рисования. Воспитывать усидчивость.


Тема: «Подснежники» (акварель + восковой мелок)

Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Продолжать учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.


Тема: «Звёздное небо» (набрызг)

Цель: Продолжать знакомить детей с космосом, космонавтами. Подготовить фон для дальнейшей работы способом – набрызг, нарисовать и вырезать из картона трафареты планет, космических кораблей. Воспитывать интерес к работе.

(Казакова Р. Г. стр. 10)







(Казакова Р. Г. стр. 18 - 19)









(Казакова Р. Г. стр. 66)





(Казакова Р. Г. стр. 68; 114)


апрель

Тема: «Звёздное небо» (продолжение) (печать по трафарету)

Цель: закреплять умения детей печатать по трафарету и делать набрызг, комбинировать различные техники. Развивать чувство композиции и колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.


Тема: «Морской пейзаж» (рисование мазками)

Цель: продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, передавая ближний и дальний план. Учить рисовать мазками. Развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность.



Тема: «Мишка, мишка, лежебока» (штриховка «петелькой»; фломастеры)

Цель: Учить рисовать спящее животное, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Продолжать учить передавать фактуру меха с помощью неотрывной штриховки «петелькой». Упражнять в рисовании «петелькой». Развивать восприятие объёма. Воспитывать интерес к литературным произведениям


Тема: «Цыплята» (штриховка «зигзагообразная»)

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыплёнка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в лист. Продолжать учить передавать пушистость цыплёнка. Упражнять в рисовании зигзагообразной штриховкой.

(Казакова Р. Г. стр. 114)







(Колдина Д. Н. стр. 86)







(Колдина Д. Н. стр. 43)









(Колдина Д. Н. стр. 44)


май

Тема: «День Победы. Салют над городом» (цветной граттаж)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж. Учить натирать лист картона свечой так, чтобы он был покрыт слоем воска. Учить смешивать гуашь с жидким мылом и закрашивать картон. Процарапывать рисунок палочкой и дорисовывать недостающие детали гуашью. Развивать творческие способности, фантазию.


Тема: «Фантастическое животное» (кляксография, «знакомая форма – новый образ»)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.


Тема: «Моя первая буква» (разнообразной нетрадиционной техникой рисования)

Цель: Закрепить умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность.


Тема: По замыслу (разнообразной нетрадиционной техникой рисования)

Цель: Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

(Казакова Р. Г. стр. 30)









(Николкина Т. А. стр. 125)





(Колдина Д. Н. стр. 90)







(Казакова Р. Г. стр. 70)


Огромное значение в развитии творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования имело обогащение развивающей предметно – пространственной среды. Для этого был оформлен центр искусства, в который включила: различные материалы для способов создания изображения, альбомы для рассматривания: городецкая, хохломская, мезенская, гжель, «Знаменитые художники и картины», «Художники иллюстраторы и картины», настольные игры «Собери узор», лото «Росписи», «Составь портрет», и многое другое.

Достижение положительного результата по теме творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования было невозможно без организации тесного взаимодействия с родителями.

п/п

Срок проведения

Работа с родителями

1.

Сентябрь

Творческая мастерская «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

2.

Октябрь

Консультация: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

3.

Ноябрь

Выставки рисунков: «Осень золотая»

4.

Декабрь

Выставка рисунков: «Ёлочка красавица»

5.

Январь

Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» - в форме мастер – класса.

6.

Февраль

Консультация: «Развития творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения»

7.

Март

Выставка рисунков: «Животные, которые я сам придумал».

8.

Апрель

Беседа с родителями с элементами практикума «Рисуя- играем»

9.

Май

Выставка рисунков: «Времена года»


С целью выявления результатов работы в мае 2024 года была проведена повторная диагностика по методике Комаровой Т. С. Где основной метод исследования – наблюдение, который позволяет:

  • определить уровень владения нетрадиционными техниками изображения, процесс деятельности (самостоятельность и интерес);

  • оценить продукты деятельности, творческое воображение


Для оценки художественного творчества детей большое значение имеют как количественные показатели так и эмоционально – эстетические и интеллектуальные качественные критерии. Поэтому в диагностике выделила два этапа – первый это анализ продукта деятельности, а второй анализ процесса деятельности. Анализ продукта деятельности включает в себя качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное, декоративное). Здесь были выделены ряд критериев:


Анализ продукта деятельности

  1. Передача формы:

высокий уровень форма передана точно – 3 балла

средний уровень есть незначительные искажения – 2 балла

низкий уровень искажение значительное, форма не удалась – 1 балл

  1. Строение предмета.

высокий уровень правильно нарисованы все части предмета – 3 балла

средний уровень есть незначительные искажения – 2 балла

низкий уровень строение передано неточно – 1 балл

  1. Пропорции

высокий уровень пропорции переданы точно – 3 балла

средний уровень есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

низкий уровень пропорции неверны – 1 балл

  1. Решение в цвете

высокий уровень ребёнок использует сложную цветовую палитру, смешивает краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

средний уровень цвета переданы правильно, но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

низкий уровень цвета не соответствуют предметам, ребёнок использует 1 – 2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

  1. Композиция

  1. расположение на листе бумаги:

высокий уровень – по всему листу (3 балла)

средний уровень – на полосе листа (2 балла)

низкий уровень – не продумана, носит случайный характер (1 балл)

  1. отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов (3 балла)

средний уровень – есть незначительное искажение (2 балла)

низкий уровень – пропорциональность разных предметов передана неверно (1 балл)

  1. Передача движения:

Высокий уровень – движение передано достаточно чётко (3 балла)

Средний уровень – движение передано неопределённо, неумело (2 балла)

Низкий уровень – изображение статично (1 балл)


Анализ процесса деятельности:

  1. Характер линии

  1. характер линии:

  • высокий уровень – линия прерывистая (3 балла)

  • средний уровень – дрожащая (жёсткая, грубая) (2 балла)

  • низкий уровень – слитная (1 балл)

б) нажим:

  • высокий уровень – сильный, энергичный (3 балла)

  • средний уровень – средний (2 балла)

  • низкий уровень – слабый (1 балл)

в) раскрашивание:

  • высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура (3 балла)

  • средний уровень – крупными, размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура (2 балла)

  • низкий уровень – беспорядочными линиями, мазками (1 балл)

г) регуляция силы нажима:

  • высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура (3 балла)

  • средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура (2 балла)

  • низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура (1 балл)

  1. Регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого):

  • высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности (3 балла)

  • средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется) (2 балла)

  • низкий уровень – безразличен к оценке взрослого, деятельность не изменяется (1 балл)

  1. Уровень самостоятельности:

  • высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами (3 балла)

  • средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко (2 балла)

  • низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается (1 балл)

  1. Творчество:

  • самостоятельность замысла

  • оригинальность изображения

  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла


Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.


Детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.

Анализ результатов выполнения задания:

  • высокий уровень – наделяет предметы оригинальными образами содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа (3 балла)

  • средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч и т. д.) (2 балла)

  • низкий уровень – не смог наделить образным решением круги, задание выполнил не до конца и небрежно (1 балл)








Сравнительный анализ полученных данных позволил сделать выводы о положительной динамике по данной теме. Хорошие показатели свидетельствует об эффективности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать что – то новое. Также результатом работы можно считать ещё и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. У детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети приобрели опыт эстетического воспитания. Они создают новые, интересные работы, используя различный материал для изображения. Работы детей стали интереснее, а замысел богаче. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях.

С детьми участвовали во всероссийских, областных конкурсах «Неопалимая купина» (номинация декоративно-прикладное творчество), «Безопасный переход» (коллективная работа), «Рисуем с детьми вечный огонь» и т.д. Творческая активность детей позволила им участвовать в городских конкурсах художественно – изобразительного творчества, где они получили сертификаты и грамоты.



Список используемой литературы.


  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

  2. Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество» - М.: Просвещение, 1985.

  3. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий».

  4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008

  5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» - Москва: Цветной мир, 2016

  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет. Рисуем и познаём окружающий мир. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.