СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация системы внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья ориентирована на аудиторию учителей начальных классов. В ней представлено описание основных направлений внеурочной деятельности,а также результаты .

Просмотр содержимого документа
«"Организация системы внеурочной деятельности"»

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В последние годы понятие орфографической зоркости расширилось: под ней стали понимать умение заметить трудность, независимо от характера восприятия орфограмм – зрительного или слухового, при списывании, во время диктанта или в процессе творческой работы, до письма (предупреждение ошибок) или после письма (исправление ошибок). При таком понимании орфографической зоркости в её содержание входит не только обнаружение орфограмм, но и их распознание, соотнесение с определёнными орфографическими правилами.

Умение списать слово без ошибки, сверить списанное с текстом книги, с написанным на доске, заметить ошибку – всё это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть слово в его правильном написании. У учащихся вырабатывается орфографическая зоркость как первичный элемент самоконтроля.

Общеизвестно, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы..

Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Первый год обучения позволяет заложить основы для формирования орфографической зоркости. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности детей, учит их выполнять ряд мыслительных операций.

Работая над данным вопросом , следует применять следующие методики:

  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

  • письмо под диктовку,

  • списывание текста и выделение орфограммы;

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

  • классификация слов в соответствии с орфограммами;

  • исправление деформированного текста;

  • постановка пропущенных букв в места орфограмм

Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников.

Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных слов ".

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Работу по освоению "словарных " слов можно построить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком " .

4. Работа над "зрительным" образом слова.

В третьем классе на уроке обобщения и систематизации знаний можно проводить «Словарное лото» «Орфографические пятиминутки»,выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный.

В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил проводится систематическая работа над повторением изученных правил правописания. Работу дифференцируется по уровням. Проводится работа в парах. Для проверки привлекаются ассистенты, популярной является взаимопроверка. При фронтальной работе используются средства обратной связи — «перфокарты», «светофоры», «сигнальные» карточки.

Работа над ошибками — предмет постоянного внимания. Многие учителя начальной школы ведут тетрадь контроля, в которой фиксируют все ошибки. Она позволяет своевременно обнаружить пробелы, провести соответствующую работу.

Достаточно эффективными являются следующие упражнения:

- поиск орфограмм в "чистом" тексте;

- списывание;

- письмо с проговариванием;

- скоростное письмо;

- комментированное письмо;

- письмо с пропуском орфограмм;

- звуковой анализ слов;

- письмо по памяти;

- письмо с простукиванием;

- игры , соревнования ,кроссворды, КВН.

Примеры заданий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении безударной гласной ,проверяемой ударением

1. Прочитай слова. Сгруппируй однокоренные слова. Напиши составленные группы. Вставь букву, подчеркни орфограммы, например:

Б…леть, в…рёный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить, б…льной, в…рить, озв…реть.

2. Выбери ответ, напиши слово.

С(о, а) ва, цв(е, и) ты, привл( е, и)кает, уд( и, е) вительный .

3. Прочитай строки из стихотворения, найди слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочное слово, составь и напиши свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударной гласной.

4. Послушай слова 2 раза, запомни, запиши по памяти , подчеркни орфограммы.

Чернеть, кошачий , змеиный , желтеть , пчелиный, синеть, лебяжий, белеть.

5.Открыть любой текст, найти слова с безударной гласной в корне слова.

6. Использовать памятки на уроке.

Способы проверки безударной гласной в корне слова.

Изменяю слово Подбираю однокоренное слово.

1. Один - много 1 . Большой - маленький.

Волна-волны ковёр--коврик

2. Много - один 2. Маленький - большой

Паруса - парус площадка - площадь

3. Вопрос Что делал? – что делает? 3. Назови ласково

Писал --пишет зима --зимушка

4. Какой? (признак ) ---что?( предмет)

Зелёный ---зелен

5.Что делал? (действие) -- что?( предмет)

Плясал --пляска.

7.Кроссворд (самоконтроль)

В


Д

Р


З

Д

Ы


Р


С

К

В


Р

Ц

Ы


Б


К

Л


С

Т

Ы


Й


8. Соревнование «Лесенка» (3 человека у доски). Проверка «Светофоры».

пов…р пл…чо зм…я

стр…ла уг…л пл…та

кол…ски зв…нок зв…зда

нар…жать гр…чата св…сток

зам…рзать тр…пинка хл…пушка

скв…речник пр…вдивый св…тлячок

в…рхушка л…нейка п…чтальон


9. Игра «Словарный мячик» (подберите проверочное слово, устно, с мячиком).

10. На доске написаны слова: гнездо ,письмо ,птенец, стихи…..

-Если покажу на слово с безударной гласной Е – поднимите правую руку,

-Если покажу на слово с безударной гласной И – поднимите левую руку.

11. Слова подобраны с одной гласной , например, в…зание, пр…мой, гл…дит. Вставь букву, устно подбери проверочное слово.

12. Карточки-таблицы (индивидуально). Прочитай слова в таблице, найди ответ, обоснуй.

слова

ответы

з…рно

И

Е

Я

Я

св…рло

А

А

Е

О

ч…стота

И

А

Е

И

тр…щать

Е

Е

И

Е

см…треть

О

Е

А

Е

в…дро

И

Е

Е

Е

13. Прочитай словосочетания, запомни, через 1-2 минуты 2слова стираются, подбери проверочное, например:

лист кл…новый, напиток м…едовый, дорога ч…рнеет, лицо р…бое, гора л…едяная, хлеб з…рнисный, мед пч…линый, вечная м…рзлота, погода т…плеет, деревья ж…елтеют.

При оценке данных упражнений следует иметь в виду, что они имеют скорее обучающе- тренировочный характер, а не контрольный.

Итак, отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, а целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.