СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы методического объединения естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения областных, городских, районных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы учреждения на текущий год. В статье предложен опыт организации работы методического объединения естественнонаучной направленности станции юных натуралистов.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы методического объединения естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования»

Организация работы методического объединения ест ественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования


Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения областных, городских, районных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы учреждения на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:

  1. работу над единой методической темой образовательного учреждения;

  2. проведение заседаний МО;

  3. выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;

  4. знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;

  5. подготовку и проведение предметных недель;

  6. подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;

  7. проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;

  8. подготовку и проведение внеклассных мероприятий;

  9. посещение учебных, факультативных и элективных занятий.


Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:

  1. приказ об открытии МО;

  2. приказ о назначении на должность руководителя МО;

  3. положение о МО;

  4. должностная инструкция руководителя МО;

  5. функциональные обязанности педагогов МО.

Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:

  1. анализ работы за прошедший год;

  2. план работы на текущий учебный год;

  3. банк данных о педагогах МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);

  4. сведения о темах самообразования;

  5. перспективный план аттестации педагогов;

  6. перспективный план повышения квалификации;

  7. график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;

  8. график проведения открытых занятий и мероприятий;

  9. календарно-тематическое планирование;

  10. план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;

  11. информационные и аналитические справки, диагностика;

  12. протоколы заседаний МО.

Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.


Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:

  1. Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.

  2. Совершенствовать комплекс знаний педагогов (повышать профессиональную квалификацию в процессе самообразования, на курсах и т.д.)

  3. Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих педагогов.

  4. Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.

  5. Совершенствовать работу педагогов на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.

  6. Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.

  7. Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения.

  8. Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.

  9. Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.

  10. Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы учреждения в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:

  • уточнение нагрузки педагогов МО и выявление вакансий;

  • собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;

  • собеседование с вновь прибывшими педагогами;

  • уточнение списков педагогов, подавших заявления на повышение квалификационной категории;

  • подготовку кабинетов к новому учебному году;

  • участие в педагогическом совете;

  • корректировку плана работы МО на новый учебный год.


В работе МО выделяются следующие направления:

  1. аналитическая деятельность;

  2. информационная деятельность;

  3. организационно-методическая деятельность;

  4. консультационная деятельность.

Аналитическая деятельность включает в себя:

  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;

  • диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;

  • изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;

  • изучение профессиональных потребностей членов МО;

  • создание портфолио педагогов.


Информационная деятельность – это:

  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);

  • ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;

  • информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

  • изучение государственного стандарта общего образования;

  • приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;

  • создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.


Организационно-методическая деятельность предполагает:

  • изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогов;

  • организацию работы МО;

  • организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;

  • организацию и проведение

а) педагогических мастерских,

б) семинаров – практикумов,

  • разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений

  • обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;

  • координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.


Консультационная деятельность заключается

- в организации консультаций

  • для членов МО,

  • для учащихся, занимающихся научной или творческой деятельностью,

  • для учащихся,

  • для молодых специалистов,

  • для родителей по вопросам обучения и воспитания детей,

- в популяризации результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:

  • проверку наличия учебников у учащихся;

  • составление графика контроля;

  • уточнение календарно-тематических планов;

  • подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п.;

  • отчеты о выполнении программ.

Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу педагогов и учащихся по усвоению образовательных программ. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:

    1. план заседания;

    2. краткое изложение выступлений;

    3. принятые решения.

Одним из разделов плана работы МО являются сведения о педагогах МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.

В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.

В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.


п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Заседания МО


1.

Заседание №1

Цели работы отдела в 2014-2015 учебном году. Анализ готовности педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса

Сентябрь




Обсуждение и утверждение плана заседаний МО педагогов отдела


Презентация новых образовательных программ педагогов отдела (рекомендация к рассмотрению на НМС)


Рассмотрение КТП дополнительных образовательных программ педагогов на 2013-2014 учебный год


Планирование и утверждение графика проведения открытых занятий, тем по самообразованию


Возможности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, выставках методической продукции


2.

Заседание № 2

Повышение информационно - комуникационных компетенций педагогов д/о в условиях информатизации образования


Декабрь



Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования


Создание мультимедийных интерактивных презентаций как средство повышения творческой активности обучающихся



Использование интернет ресурсов в помощь педагогу д/о


Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе педагога д/о



Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности



3.


Заседание № 3

Опыт использования нетрадиционных форм проведения занятий в УДОД

Март



Опыт проведения занятий - аукционов


Внедрение технологии игрового проектирования на занятиях в т/о


Технология тренингового обучения на занятиях т/о «Мир комнатных растений


Опыт использования нетрадиционных форм проведения занятий т/о







4.


Заседание № 4

Повышение качества дополнительного образования через совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Итоги работы МО педагогов за 2013-2014 учебный год

Май



«Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в контексте работы с одаренными детьми»




«Опыт разработки программы внеурочной деятельности «Юный ученый»




«Развитие обучающихся в процессе формирования УУД»




Результативность участия обучающихся отдела в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня








Определение целей и задач работы отдела на 2014-2015 учебный год




Открытые занятия/ мероприятия


1

«Кошки – наши питомцы»

Февраль



2

«Цихлиды – рыбы с интеллектом»

Февраль



3

«Заглянем в чашку чая»

Февраль



4

«Ложные пальмы»

Март



5

«Весна идет – весне дорогу»

Март




Темы самообразования



1.

«Особенности технологии игрового проектирования, внедрение ТИП на занятиях в т/о»




2.

«Нетрадиционные формы занятий. Методика проведения аукциона»




3.

«Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в контексте работы с одаренными детьми»




4.

«Использование нетрадиционных форм проведения занятий т/о»




5.

«Развитие обучающихся в процессе формирования УУД»




6.

«Опыт разработки программы внеурочной деятельности «Юный ученый»




7.

«Технология тренингового обучения на занятиях т/о «Мир комнатных растений»




8.

«Повышение информационно - комуникационных компетенций педагога д/о в условиях информатизации образования»





9.

«Использование ИКТ на занятиях т/о»





Единая методическая тема: «Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов»


п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Заседания МО


1.

Заседание №1

Цели работы отдела в 2012-2013 учебном году. Анализ готовности педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса

  • Обсуждение и утверждение плана заседаний МО педагогов отдела

  • Презентация новых образовательных программ педагогов отдела (рекомендация к рассмотрению на НМС)

  • Рассмотрение КТП дополнительных образовательных программ педагогов на 2012-2013 учебный год

  • Планирование и утверждение графика проведения открытых занятий, тем по самообразованию

  • Возможности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, выставках методической продукции

  • «Нетрадиционные формы обучения младших школьников в УДО» (по теме самообразования)

  • «Использование ИКТ на занятиях т/о» (по теме самообразования)



Сентябрь







9 сентября

2.

Заседание № 2

Мониторинг качества воспитательно-образовательной деятельности

  • Программа мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса

  • Мониторинг качества реализации программы «Юный зоолог»

  • Мониторинг качества реализации программы «Мир комнатных растений»

  • Опыт работы по оценке качества знаний, умений и навыков при реализации программы «Мир вокруг нас»


декабрь





12 декабря

3.


Заседание № 3

Формирование универсальных учебных действий на занятиях творческих объединений

  • Понятие УУД

  • Личностные УУД

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

  • Регулятивные УУД

  • «Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях т/о как средство успешной социализации личности» (по теме самообразования)



27 марта









4.


Заседание № 4

Повышение качества дополнительного образования через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов. Итоги работы МО педагогов за 2012-2013 учебный год

  • «Публичный доклад педагога как одно из условий профессиональной компетентности» (по теме самообразования)

  • «Способы совершенствования воображения детей младшего школьного возраста на занятиях в УДОД» (по теме самообразования)

  • «Повышение качества дополнительных образовательных услуг в работе с ДОУ» (по теме самообразования)


Результативность участия обучающихся отдела в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня

Определение целей и задач работы отдела на 2013-2014 учебный год


Май



Открытые занятия/ мероприятия


1

«Попугаи – наши любимцы»

19 ноября

10.00



2

«Сезонные изменения в жизни животных»

Март



3

«Особо охраняемые виды животных Кемеровской области»

Март



4

«Планета просит помощи» (экологический эрудицион)

22 марта

14.00



5

«Путешествие на Луну» (занятие-фантазия)

9 апреля

13.15



6

«Страна роз»

23 апреля 11.00



7

«Секреты мыльных пузырей»

24 апреля 13.15



8

«Тритоны – экзотические жители террариума»

26 апреля

15.00




Темы самообразования/срок защиты на МО



1





2.

«Мониторинг качества реализации программы»

Ноябрь



3.

«Развитие коммуникативных способностей обучающихся»

Февраль



4.

«Нетрадиционные формы обучения младших школьников в УДО»

Ноябрь



5.

«Формирование экологической культуры обучающихся в т\о «Экология и мы»

Декабрь



6

«Способы совершенствования воображения детей младшего школьного возраста на занятиях в УДОД»

май



7

«Публичный доклад педагога как одно из условий профессиональной компетентности»

Май



8

«ТРИЗ – технология на занятиях т/о «Юный исследователь»


Май



9

«Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях т/о как средство успешной социализации личности»