МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Отчет воспитателя
о проделанной работе
за 2022-2023 учебный год
(средняя группа)
Воспитатель: Кузякина М.В.
КЫРА
Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В группе 25 детей, 11 девочек и 14 мальчиков.
Воспитанники группы любознательные, видящие мир своими глазами, активные в познавательной деятельности. Дети подвижные, любят играть и веселиться, стараются выполнять правила поведения в коллективе.
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети доброжелательные, никого не отталкивают, в играх всегда договариваются между собой.
Работа в средней группе № 3 осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ Детский сад «Буратино».
Основными задачами, стоящими перед педагогами в учебном году, были:
1. Продолжать работу по проектированию системы мониторинга качества образования в ДОУ в целях выявления степени соответствия результатов деятельности ДОО требованиям реализации ФГОС ДО, Профстандарта:
2. Продолжать работу по речевому развитию детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ООП ДО (исходя из задач образовательной деятельности по возрастам):
3.Продолжать работу ДОУ по реализации самостоятельной творческой деятельности детей при проведении продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной) в соответствии с ФГОС ДО, ООП, содержанием образовательной деятельности по возрасту детей.
4.Совершенствовать работу по воспитанию у участников образовательных отношений положительного отношения к здоровому образу жизни, повышения двигательной активности, развития физических качеств по возрасту детей.
5.Продолжать внедрять современные образовательные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения: «Сказочные лабиринты игр» Воскобовича, макетирование, лепбук и др.
Для выполнения поставленных задач, в возрастной группе созданы комфортные условия работы с детьми. Развивающая среда богата. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств, также для привития интереса к играм и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны, как парикмахерская, кухня, больница, магазин, библиотека, изо студия.
Привлекают внимание детей центры по ПДД, ряжения, природы и родного края. Доступны для игр музыкальный, театральный, спортивный уголки.
Все игровые зоны способствуют созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогают развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.
В учебной зоне собран материал по всем разделам программы.
По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Животные Африки», «Животные морей и океанов», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д.
По ИЗО деятельности имеются наборы красок, карандашей, цветной бумаги, картона, кисточки разных размеров, пособия для нетрадиционного рисования.
Для развития познавательных процессов: логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики, конструктивных и творческих способностей, сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, создан Мини музей «Занимательная математика».
Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате. В музее представлен богатый методический материал. Это занимательные игры математического характера: Логические блоки Дьенеша, Счетные палочки Кюизенера, Геоконт, Математический планшет, Чудо соты, Чудо крестики, Фонарики, Кубики для всех, Логические кубики, Уголки, Сложи узор, Волшебный квадрат, Прозрачный+ квадрат, Треузорчик, Волшебная восьмерка, Лабиринты, Головоломки и др.
Благодаря играм – головоломкам развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.
Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.
Особенности образовательного процесса ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.
В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Дети группы любят проводить различные эксперименты, особенно с водой. Они исследовали плавучесть предметов: опустили в воду монету, камешек, деревянную палочку, бумажный кораблик и выяснили, какие из них тонут, а какие нет и почему. Дошкольники сделали вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие - плавают.
Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра, где дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими, игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В игровой обстановке дети учились выполнять разные роли, формировали навыки культурного поведения в общественных местах и дружеские взаимоотношения.
В сентябре 2022 года была проведена диагностика с детьми группы. По её результатам было увеличено количество индивидуальных занятий по развитию речи (составление рассказа по картинке, описание игрушки, заучивание стихотворений с детьми, упражнения по звуковой культуре речи).
Велась углубленная работа по ФЭМП.
В аппликации учились правильно держать ножницы и резать ими, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Проводилось больше бесед о поведении и бережном отношении к игрушкам и живым существам.
Диагностика в конце учебного года (май 2023г.) выявила положительную динамику по всем образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 8 (32%) | 17 (68%) | - |
Май | 25 | 25 | 20 (80 %) | 5 (20%) | - |
Средний уровень | | | | | |
Анализ мониторинга на конец года показал, что дети выделяют форму, цвет, величину предметов. Группируют однородные предметы по одному из трех признаков по образцу и словесному указанию. У воспитанников развиты действия по использованию сенсорных эталонов.
У детей развиты первоначальные представления о себе, окружающих людях, труде взрослых; об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах; об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода. Выделяют в объектах цвет, форму, величину. Владеют элементарными приемами группировки, нахождения общего и отличного.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 4 (16%) | 21 (84%) | - |
Май | 25 | 25 | 19 (76%) | 6 (24%) | - |
Средний уровень | | | | | |
Анализ мониторинга на конец года показал, что дети обращаются друг к другу по имени, знают элементарные способы общения, умеют обратиться с просьбой, меняются игрушками. Откликаются на вопросы и предложения взрослого, высказываются на темы из личного опыта, самостоятельны во время еды, при одевании и раздевании. Говорят в первом лице, различают половую принадлежность. В игре используют разнообразные предметы-заместители, внимательно слушают сказки.
Дети приобщены к культурным нормам поведения и общения. Сформирована эмоциональная отзывчивость – проявление интереса и доброжелательное отношение друг к другу. Развито общение и интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, позитивное отношение к посильному участию в трудовых действиях. Сформированы первоначальные представления о безопасном поведении.
Образовательная область «Речевое развитие»
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 6 (24%) | 18 (72%) | 1 (4%) |
Май | 25 | 25 | 18 (72%) | 7 (28%) | - |
Средний уровень | | | | | |
Анализ мониторинга на конец года показал, что дети активно включаются в общение со взрослыми всеми доступными средствами. Развито умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываются.
Речь у детей является средством общения культуры. Налажено игровое и речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками. У детей расширен словарный запас, речь обогащена смысловым содержанием. Освоен грамматический строй речи. Развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 6 (24%) | 19 (76%) | - |
Май | 25 | 25 | 18 (72%) | 7 (28%) | - |
Средний уровень | | | | | |
Анализ мониторинга на конец года показал, что дети знакомы с разными видами изобразительной деятельности, проявляет интерес к ним.
Создают простейшие композиции; способы изображения. Освоили технические навыки. Владеют приемами наклеивания готовых форм.
Дети умеют пользоваться карандашом и иными средствами изображения; создают образ разными способами. Приобщены к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов; в лепке владеют разными способами создания образа.
Проявляют эмоциональное отношения к процессу деятельности и использованию ее результатов в разных игровых ситуаций
Образовательная область «Физическое развитие»
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 7 (28%) | 18 (72%) | - |
Май | 25 | 25 | 23 (92%) | 2 (8%) | - |
Средний уровень | | | | | |
Анализ мониторинга на конец года показал, что у детей развиты основные движения в играх, упражнениях и самостоятельной деятельности. Улучшена координация движения и ритмичность их выполнения. Приобщены к здоровому образу жизни.
У детей правильно сформирована осанка, гармоничное телосложение; развита мелкая моторика. Сформированы умения выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируются в пространстве, сохраняют равновесие, сформированы полезные привычки.
Средний уровень освоения программы
| Кол-во детей | Диагнос тировано | Высокий | Средний | низкий |
Сентябрь | 25 | 25 | 5 (20%) | 20(80%) | - |
Май | 25 | 25 | 20 (80%) | 5 (20%) | - |
Средний уровень | | | | | |
2022-2023 учебный год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Совместная подготовка, участие в конкурсах и праздниках благотворно сказалась на взаимоотношении детей, родителей и педагогов. Мамы и папы стали больше времени уделять своим детям, принимать активное участие в решении проблем детского сада.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
Праздники и развлечения:
«До свидания, лето!» (31 августа)
«День знаний» (1 сентября)
«Здравствуй, Осень) (Октябрь)
«Здравствуй Новый год!» (Декабрь)
«Досвидания,Елочка!» (Январь)
«Мы – защитники страны» (Февраль)
«Красная шапочка и Серый Волк» (8 марта)
«Здравствуй, Весна-красна» (Апрель)
«День Победы» (Май)
Всероссийские акции:
Всероссийские волонтерские акции в поддержку нашей армии и военнослужащих, принимающих участие в спецоперации на Украине: «#Zа Россию!#Zа мир!#», «Своих не бросаем!», «Мы вместе», «Добрые письма» (Листовки, рисунки, оформление окон, «Доброе письмо солдату», Флешмоб) ( ноябрь)
Всеросийская акция «Сады Победы» ( Посадка саженцев) (сентябрь)
Всероссийская акция "Покормите птиц!" (Изготовление кормушек) (Ноябрь)
Всероссийская акция «Добрые письма» для военнослужащих, принимающих участие в спецоперации на Украине. (Декабрь)
Всероссийская акция «Елка «ТРИКОЛОР» (Декабрь)
Конкурсы:
Конкурс "Рыцари дорожной безопасности" (Октябрь)
«Дорожные знаки - наши помощники!» - Михайлов Коля 3 место
Районный детский творческий конкурс «Синичкин день»
Номинация «Синичка» - Котенко Ваня – 2 место
Михайлов Коля – 2 место
Ванева Ксюша – 2 место
Сорокина Юля – 3 место
Афанасьев Дима – сертификат участника
Мероприятия
«День труда» (Октябрь)
Ярмарка “Осенние дары” (Октябрь)
«День Матери» (Открытки для мам) (Ноябрь)
«Калейдоскоп русских народных сказок» (Январь)
Проекты:
«Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» – долгосрочный, познавательно-творческий (сентябрь – май)
"Разноцветная осень" – исследовательско-творческий проект (сентябрь – ноябрь)
«Мы дети твои, Россия!» – познавательно-творческий
«Покормите птиц» – Информационно-творческий, познавательно-исследовательский.
«Животные Севера» – познавательно – творческий, исследовательский.
«Такие разные снежинки» – познавательно – исследовательский, художественно-творческий.
«Создание Мини музея «Занимательная математика» – Долгосрочный, познавательно-творческий
«Занимательная математика» – Долгосрочный, познавательно-творческий.
«Сказки Фиолетового леса» – Информационно-творческий, познавательно-исследовательский.
Курсы повышения квалификации:
«Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГОС» для педагогов ДОО» (34 ч)
«Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГОС» Модуль «Образовательная деятельность воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (40 ч)
«Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой короновирусной инфекции (COVID-19)» в объеме 36 часов.
Семинар-практикум «Музейная педагогика. Создание мини-музея»
Вся воспитательно-образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями.
В работе использовались различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:
- Педагогические беседы с родителями: «Детские страхи», «Книги-помощники в воспитании», «Профилактика детского травматизма», «Основы здорового питания», «Выполнение режимных моментов в детском саду».
- Тематические консультации: «В здоровом теле – здоровый дух», «Права и обязанности родителей в ДОУ», «Как правильно общаться с ребенком», «Какие сказки читать с ребенком», «Одежда детей зимой», «Наказания за и против», «Говорите с ребенком правильно», «Безопасность на дороге превыше всего!».
- Наглядная пропаганда: «Режим дня», «Времена года», «Пожарная безопасность – безопасность в быту!», «Опасные предметы в быту», «Если ты остался дома один», «Это интересно», «Уголок здоровья» и другие.
- Совместное творчество: Родители активно участвовали в изготовлении поделок с детьми к различным праздникам, в конкурсах рисунков, в акциях.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2022 – 2023 учебный год:
– Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям с использованием проектных технологий.
– Продолжить совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС.
– Совершенствовать работу по сотрудничеству с родителями.
– Повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы;
– Активное участие в мероприятиях ДОУ.