Открытый урок по теме: "Блокада Ленинграда"
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
О. Ф. Берггольц (слайд 1)
Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество
Час общения, посвященный блокаде Ленинграда, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции воспитанниц.
Использование современных педагогических технологий:
технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель “Воспитание патриотизма и гражданственности”;
технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.
Цели:
расширение представления обучающихся о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;
формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.
Задачи:
познакомить обучающихся с основными этапами блокады Ленинграда;
подвести обучающихся к пониманию значения героизма ленинградцев;
воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Форма проведения: открытое мероприятие.
Подготовительная работа: подготовка презентации.
Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.
Оформление: презентация, включить воспроизведение записи “Священная война”.
План часа общения:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний обучающихся.
Работа с обучающими.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход мероприятия
1. Вводно-мотивационный момент
- Сегодня мы проведем с вами открытый урок по теме: 76 лет снятию блокады Ленинграда. Говоря Ленинград, мы имеем в виду не дома и улицы, а его жителей. Тех, кто замерзал от холода и падал замертво на улицах Ленинграда, тех, кто голодал, кто ждал, когда в воронку от снаряда наберется вода, чтобы собрать ее в емкость и отнести домой, тех кто сжигал стулья и шкафы в своей квартире, чтобы не замерзнуть насмерть. Тех, кто работал, несмотря на всепоглощающее и непрекращающееся чувство голода, тех, кто копал окопы и разбирал завалы после бомбардировок. Тех, для кого после пережитой блокады даже ад показался бы санаторием… Но Ленинград выстоял. Остался непокоренным, непобежденным.
Вот почему сегодня вечером 27 января 2020 года артиллерийский салют возвестит в честь 76-годовщины снятии вражеской блокады Ленинграда. Память о войне – это наша совесть, наша история, которая писалась кровью. И об это мы не должны забывать.
Опять война,
Опять блокада…
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда , что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Эти строки посвящены памяти блокадных дней Ленинграда, но сегодня мы предваряем ими наш разговор обо всей Великой Отечественной войне.
2. Работа над пройденным материалом
- Началась война. Советский народ встал на защиту своей Родины. В годы войны единственной связью между солдатами и их родными были письма ( треуголки), которые очень долго доходили до адресата.
- Мы тоже получили почту, в каждом из них содержится вопрос. Вам , ребята, надо подготовить ответ на заданный вопрос.
Вопросы:
1. Что такое план «Барбаросса»?
2. Назовите героев защитников Бреста.
Фронтальная беседа:
1.Велась ли борьба на захваченной фашистами территории, если да, то кем?
( людьми, которые остались на захваченной немцами территории, подпольщиками, партизанами.)
2.Какие методы и формы борьбы использовали советские люди против немцев? ( захват в плен офицеров, казнь предателей, подрывы железной дороги и поездов, освобождение советских людей, нападение на немцев, подпольная работа, партизанская война)
3.В каких районах особенно сильным было партизанское движение?
(Смоленская , Брянская область, Белоруссия.)
4.Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированных территориях?
( управляли советскими людьми от имени немецкого командования рейхскомиссары. Их Гитлер назначал из своих офицеров. Гитлеровцы заставляли советских людей работать на них . Немцы налаживали работу заводов, открывали угольные шахты, а добытый уголь отправляли в Германию. Всех молодых людей и детей гитлеровцы собирали и в вагонах высылали в Германию. Там их помещали в концлагеря, где заставляли работать. В немецких концлагерях погибло около 4 миллионов советских людей.)
Задание на доске (записать в тетрадь)
Формы борьбы Районы борьбы Методы борьбы
Концлагеря : Освенцим , Треблинка , Саласпилс ,Бухенвальд, Майданек- 5 основных лагерей смерти.
Вывод: Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан получили высшую награду Родины- звание Героя Советского Союза
3. Изучение нового материала.
1 Актуализация знаний, объявление новой темы.
Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград
Итак, тема нашего урока «Блокада Ленинграда»
Словарная работа:
Блокада- кольцо окружения города военной группировкой противника (запись в тетрадь)
Название битвы | Время | Значение |
Блокада Ленинграда | 8 сентябрь 1941- прорыв блокады 18 января 1943г.,полное освобождение- 27 января 1944г.(872) | Под Ленинградом советский народ проявил стойкость, мужество, героизм. Их подвиг служил примером для советских людей. |
1941 год.
С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. (Слайд 3).
Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город оказался в тисках. (Слайд 4.)
4 сентября Начало артиллерийского обстрела Ленинграда. (Слайд 5.)
8 сентября немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города. (Слайд 6 ).
Ольга Берггольц
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!
9 сентября в Ленинград прибыл Г.К. Жуков.( Слайд 7)
Отстранив от командования Ворошилова, он отменил все приготовления к сдаче города. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека.( Слайд 8 )
29 сентября Стабилизация линии фронта вокруг Ленинграда. (Слайд 9 )
Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».( Слайд 10)
Начались постоянные бомбежки и методичное разрушение города. В городе остались 2,5 млн. граждан, среди которых 400 тыс. детей.
12 сентября в Ленинград пришли первые баржи с продовольствием.( Слайд 11) , а с 20 ноября на лед Ладожского озера спустился конно- санный обоз. (Слайд 12)
Позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно – «Коридор смерти», которая подвергалась артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.( Слайд 13. )
Так началась Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание и сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…( Слайд 14. )
Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.(Слайд 15 )
Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.
Со страшной неумолимостью надвигался голод.
С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (Слайд 16. )
Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода.
Рецепт блокадного хлеба ноября 41-го: (Слайд 17. )
57% — обойная мука,
20 — 30% — овсяная мука,
10% — подсолнечный жмых,
3% — соль,
2 — 3% — солод.
Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.( Слайд 18-19)
В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов.
Зима 1941 г. выдалась необычайно суровой. Отсутствие отопления явилось чудовищным испытанием для жителей.
Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Автор: А. Ахматова
9 декабря. Разгром немецкой группировки под Тихвином. Освобождение Тихвина от захватчиков.( Слайд 20 )
В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. (Слайд 21. )
Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Ужас от перенесенных невзгод застыл в их лицах. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка.( Слайд 22-25)
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устал…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…
Но жизнь в городе продолжалась. Работали заводы, выпускающие самолеты, танки, машины, снаряды. Работали женщины, старики и дети. (Слайд 26-28 )
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Лозунг "Заменим у станка отцов" . С первых дней войны школьники работали наравне со взрослыми на заводах и в госпиталях.( Слайд 29- 30.)
О детство, нет я в детстве не был
Я сразу в мужество шагнул
Я молча ненавидел небо
За черный крест, за смертный гул.
В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс.( Слайд 31. )
После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город.( Слайд 32.)
В Санкт-Петербурге на улице Композиторов, есть небольшой памятник блокадным кошкам.( Слайд 33.)
Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой.( Слайд 34.)
Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.( Слайд 35.)
Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели, музыканты. Шостакович создал знаменитую 7-ю симонию, которую назвали «Ленинградской». (Слайд 36.)
Поэтесса Ольга Берггольц названа голосом блокадного Ленинграда.( Слайд 37.)
.Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
1942 г.
25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. (Слайд 38. )
Увеличение норм выдачи продовольствия населению.
22 декабря учреждена медаль "За оборону Ленинграда". (Слайд 39.)
1943 год
18 января Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волоховского фронтов.( Слайд 40)
1944 год.
24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада. (Слайд 41.)
27 января 1944г. Блокада была окончательно прорвана.( Слайд 42.)
6 февраля В Ленинград прибыл первый поезд по вновь построенной в полосе прорыва железной дороги. (Слайд 43.)
В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.( Слайд 44.)
880 дней и ночей продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества.
От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако есть оценки, что на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек.
Защитникам Ленинграда (Слайд 45-46.)
его жителям установлены памятники. (Слайд 47)
Она - как легенда,
как песня, как знамя.
У этой дороги не будет конца -
Она навсегда пролегла через память,
Навеки прошла через наши сердца. (Слайд 48)
Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим. (Слайд 49. )
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда. (Слайд 50. )
Почтим память павших под Ленинградом минутой молчания.
4. Закрепление изученного материала.
-Когда началась блокада Ленинграда? 8 сентября 1941 г.
-Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? сломить русский дух, уничтожить то, что дорого народу и истории. – уничтожение большевизма.
-Что предприняли ленинградцы для защиты своего города?
-Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?
-Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?
- Сколько времени длилась блокада? 900 дней
-Каково значение блокады для всего народа? Схватка с фашизмом, отстоять свободу и достоинство. В этом подвиг народа.
5. Итог урока: выставление оценок и домашнее задание.
Приложение 1.
Хронология Блокады.
1941 год
4 сентября Начало артиллерийского обстрела Ленинграда
8 сентября Захват немцами Шлиссельбурга. Начало блокады Ленинграда. Первый массивный налёт вражеской авиации на город.
12 сентября Сокращение норм выдачи населению хлеба, мяса, крупы. Прибытие в Осиновец первых судов с продовольствием восточного берега Ладожского озера.
29 сентября Стабилизация линии фронта вокруг Ленинграда.
1 октября Сокращение норм выдачи хлеба населению и норм довольствия войскам.
13 ноября Сокращение выдачи продовольствия населению
16 ноября Начало переброски продовольственных грузов самолётами в Ленинград.
20 ноября Сокращение норм выдачи хлеба и другого продовольствия населению
22 ноября Начало движения автотранспорта по Ледовой дороге через озеро
9 декабря Разгром немецкой группировки под Тихвином. Освобождение Тихвина от захватчиков.
25 декабря Первое увеличение норм выдачи хлеба населению
1942 год
24 января Второе увеличение норм выдачи хлеба населению
11 февраля Увеличение норм выдачи продовольствия населению
22 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Ленинграда"
1943 год
18 января Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волоховского фронтов
6 февраля В Ленинград прибыл первый поезд по вновь построенной в полосе прорыва железной дороги.
1944 год
14 - 27 января Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
Приложения: 2.
Лист-опросник:
Что Вам понравилось на занятии?
Что вам не понравилось на занятии?
Что Вы для себя узнали нового и важного во время занятия?
Ваши пожелания на последующие занятия.
Список литературы и интернет ресурсов.
http://biofile.ru/his/24679.html
http://www.memorial.krsk.ru
http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm
http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shirokoformatnye_shablony_saljut_pobedy/277-1-0-28717
http://pedsovet.su/
http://tbrus.ucoz.ru/publ/blokada_leningrada_100_foto/1-1-0-861
http://nnm.me/blogs/west_yura/redkie-foto-iz-blokadnogo-leningrada/
https://ru.wikipedia.
http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0
Приложение 2.
Лист-опросник:
Что Вам понравилось на занятии?__________________________________________
__________________________________________________________________________
Что вам не понравилось на занятии?________________________________________
__________________________________________________________________________
Что Вы для себя узнали нового и важного во время занятия?___________________
__________________________________________________________________________
Ваши пожелания на последующие занятия.__________________________________
__________________________________________________________________________