Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугнна
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Небесное и земное
в музыке Баха
Учитель:
Крюкова Елена Николаевна,
учитель музыки,
учитель первой категории
Цель урока: рассказ ученикам о жизни и творчестве И. С. Баха.
Задачи урока:
Знакомство учащихся с биографией великого композитора;
ознакомление с самыми популярными и известными произведениями Иоганна Себастьяна Баха, посредством прослушивания музыкальных отрывков и пояснений учителя;
прививать учащимся любовь к музыке; способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся; развивать умение учеников понимать и чувствовать логику, силу выразительности и красоту музыки в её историческом развитии;
формировать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.
Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft PowerPoint.
– Мы поговорим сегодня с вами о непростой эпохе европейской культуры 17-18 веков. Давайте попробуем погрузиться в эту атмосферу. (Звучит фрагмент Токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, видеоряд – изображения архитектуры эпохи барокко, органа)
Приём «Мозговой штурм»
– Давайте попробуем продолжить предложение: «Сейчас меня поразило…» (Примерные ответы: мощная музыка, красивые архитектурные ансамбли, богатство интерьера.)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова не менее выдающегося композитора XVIII века Людвига ван Бетховена: «Он не ручей – он океан…», – именно так сказал он о композиторе, чью музыку вы только что прослушали, а именно о Иоганне Себастьяне Бахе. Ребята, фамилия Бах переводится с немецкого языка как «ручеёк». Как вы думаете, что значат эти слова? (Примерный ответ: ручеек небольшой, а океан – огромен, возможно, Бетховен имел в виду выдающийся талант Баха, силу и мощь его музыки).
– Совершенно верно, но прежде, чем мы скажем о Иоганне Себастьяне Бахе, давайте поговорим об эпохе, в которой жил и творил композитор, об эпохе барокко.
Читает ученик:
17 век. Спокойное и гармоничное искусство Возрождения заканчивает своё существование, а на смену приходит богатый, пышный и красочный стиль – барокко. Этот стиль впервые появился в Италии, затем распространился в Европе и нашёл свое выражение не только в архитектуре, но и в живописи, литературе и в музыке.
Барокко проявилось в разных странах по-разному, однако он легко угадывается везде. Как правило, легко обнаруживаются величественные архитектурные здания с криволинейными планами, обилие золота и богатство в интерьере, изобилие света и богатая игра цвета..
Эпоху, подарившую нам великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, называли «причудливой». В буквальном переводе слово «барокко» означало «жемчужина причудливой формы», причём называли отнюдь не в положительном смысле, ведь жемчуг должен быть идеально круглой формы. Новый стиль с точки зрения прежнего стиля был также «причудливым», поскольку сложные образы заменили простые и гармоничные.
Фронтальная беседа.
– Давайте подытожим, что мы узнали об эпохе барокко? (Примерный ответ: это пышный и красочный стиль, зародившийся в Италии, стиль нашел свое выражение в живописи, архитектуре, литературе и в музыке, имеет сложные образы и формы).
Иоганн Себастьян Бах родился в Германии, в городе Эйзенахе.
Написал более 1000 произведений (можно разделить на 3 основных сферы):
О биографии (кратко п презентации)
Полифо́ния. Рассказ о некоторых музыкальных терминах.
Полифо́ния – (от греч. - многочисленный звук)
склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких фактурно равноправных мелодий (голосов).
Токката и фуга ре минор.
Токката ( прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера.
Фуга (бег) - это высшая форма полифонической музыки, в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах, «разговор голосов».
Приём «Ассоциативная цепочка».
– Чтобы настроить себя на работу с музыкальным материалом, давайте с помощью приёма «Ассоциативная цепочка» обобщим услышанное. Подберите ассоциативные образы, которые возникли в вашем сознании после знакомства с биографией Баха. (Примерный ответ: ручеек, океан, мощь, музыкант, органист, творец, мастер, полифонист).
Практикум. Осмысление музыкального произведения.
- Перед прослушиванием фрагмента: Представьте, что ваш слух обрел зрение, попробуйте увидеть музыку Баха глазами художника, в красочно-звуковой палитре (тембры, краски, регистр, штрихи)
Попытайтесь вытроить движение музыки в рамках некой геометрической формы: Что это будет: плоскость, горизонталь, какая-то фигура?
СЛУШАНИЕ «Токката и фуга ре минор»
Свободные высказывания учащихся.
- Одним из знаменитых полифонических произведений Баха является скерцо «Шутка» для флейты и струнных. Эта музыка пронизана юмором, легкая, танцевальная, динамичная, и в то же время утончённая.
Слушание «Скерцо»
- Как вы думаете, почему за этим скерцо упорно закрепилось название «Шутка», ведь именно так воспринимают это музыкальное произведение во всём мире? (Примерный ответ: потому что эта музыка игривая, очень лёгкая, действительно похоже, что кто-то смеётся, услышав чью-то шутку).
У этой музыкальной пьесы очень лёгкий и весёлый характер, ритм быстрый и изящный. По своему складу – это полифоническое произведение, в котором солирует флейта, а струнные инструменты – скрипки и виолончель – звучат самостоятельно, постоянно переплетаясь между собой.
Выводы. Достижение цели.
– Как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
Цель записана на слайде презентации:
Познакомится с эпохой барокко, с биографией великого композитора И.С. Баха;
Послушать самые популярные и известные произведения Иоганна Себастьяна Баха
Оценивание.
– Я благодарю вас за продуктивную и творческую работу на уроке (оценивание обучающихся, комментирование достижений).
Объяснение домашнего задания.
– Составьте конспект «Иоганн Бах»