СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугнна

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области















Небесное и земное

в музыке Баха









Учитель:

Крюкова Елена Николаевна,

учитель музыки,

учитель первой категории













Цель урока: рассказ ученикам о жизни и творчестве И. С. Баха.

Задачи урока:

  • Знакомство учащихся с биографией великого композитора;

  • ознакомление с самыми популярными и известными произведениями Иоганна Себастьяна Баха, посредством прослушивания музыкальных отрывков и пояснений учителя;

  • прививать учащимся любовь к музыке; способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся; развивать умение учеников понимать и чувствовать логику, силу выразительности и красоту музыки в её историческом развитии;

  • формировать интерес к предмету.



Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.

Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft PowerPoint.

– Мы поговорим сегодня с вами о непростой эпохе европейской культуры 17-18 веков. Давайте попробуем погрузиться в эту атмосферу. (Звучит фрагмент Токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, видеорядизображения архитектуры эпохи барокко, органа)

Приём «Мозговой штурм»

– Давайте попробуем продолжить предложение: «Сейчас меня поразило…» (Примерные ответы: мощная музыка, красивые архитектурные ансамбли, богатство интерьера.)

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова не менее выдающегося композитора XVIII века Людвига ван Бетховена: «Он не ручей – он океан…», – именно так сказал он о композиторе, чью музыку вы только что прослушали, а именно о Иоганне Себастьяне Бахе. Ребята, фамилия Бах переводится с немецкого языка как «ручеёк». Как вы думаете, что значат эти слова? (Примерный ответ: ручеек небольшой, а океан – огромен, возможно, Бетховен имел в виду выдающийся талант Баха, силу и мощь его музыки).

– Совершенно верно, но прежде, чем мы скажем о Иоганне Себастьяне Бахе, давайте поговорим об эпохе, в которой жил и творил композитор, об эпохе барокко.

Читает ученик:

17 век. Спокойное и гармоничное искусство Возрождения заканчивает своё существование, а на смену приходит богатый, пышный и красочный стиль – барокко. Этот стиль впервые появился в Италии, затем распространился в Европе и нашёл свое выражение не только в архитектуре, но и в живописи, литературе и в музыке.

Барокко проявилось в разных странах по-разному, однако он легко угадывается везде. Как правило, легко обнаруживаются величественные архитектурные здания с криволинейными планами, обилие золота и богатство в интерьере, изобилие света и богатая игра цвета..

Эпоху, подарившую нам великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, называли «причудливой». В буквальном переводе слово «барокко» означало «жемчужина причудливой формы», причём называли отнюдь не в положительном смысле, ведь жемчуг должен быть идеально круглой формы. Новый стиль с точки зрения прежнего стиля был также «причудливым», поскольку сложные образы заменили простые и гармоничные.

Фронтальная беседа.

– Давайте подытожим, что мы узнали об эпохе барокко? (Примерный ответ: это пышный и красочный стиль, зародившийся в Италии, стиль нашел свое выражение в живописи, архитектуре, литературе и в музыке, имеет сложные образы и формы).

Иоганн Себастьян Бах родился в Германии, в городе Эйзенахе.

Написал более 1000 произведений (можно разделить на 3 основных сферы):

  • Органная музыка.

  • Вокально-драматическая музыка.

  • Инструментальная музыка.

О биографии (кратко п презентации)

Полифо́ния. Рассказ о некоторых музыкальных терминах.

Полифо́ния – (от греч. - многочисленный звук)

склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких фактурно равноправных мелодий (голосов).

Токката и фуга ре минор.

Токката ( прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера.

Фуга (бег) - это высшая форма полифонической музыки, в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах, «разговор голосов».

Приём «Ассоциативная цепочка».

– Чтобы настроить себя на работу с музыкальным материалом, давайте с помощью приёма «Ассоциативная цепочка» обобщим услышанное. Подберите ассоциативные образы, которые возникли в вашем сознании после знакомства с биографией Баха. (Примерный ответ: ручеек, океан, мощь, музыкант, органист, творец, мастер, полифонист).

Практикум. Осмысление музыкального произведения.

- Перед прослушиванием фрагмента: Представьте, что ваш слух обрел зрение, попробуйте увидеть музыку Баха глазами художника, в красочно-звуковой палитре (тембры, краски, регистр, штрихи)

Попытайтесь вытроить движение музыки в рамках некой геометрической формы: Что это будет: плоскость, горизонталь, какая-то фигура?

СЛУШАНИЕ «Токката и фуга ре минор»

Свободные высказывания учащихся.

- Одним из знаменитых полифонических произведений Баха является скерцо «Шутка» для флейты и струнных. Эта музыка пронизана юмором, легкая, танцевальная, динамичная, и в то же время утончённая.

Слушание «Скерцо»

- Как вы думаете, почему за этим скерцо упорно закрепилось название «Шутка», ведь именно так воспринимают это музыкальное произведение во всём мире? (Примерный ответ: потому что эта музыка игривая, очень лёгкая, действительно похоже, что кто-то смеётся, услышав чью-то шутку).

У этой музыкальной пьесы очень лёгкий и весёлый характер, ритм быстрый и изящный. По своему складу – это полифоническое произведение, в котором солирует флейта, а струнные инструменты – скрипки и виолончель – звучат самостоятельно, постоянно переплетаясь между собой.

Выводы. Достижение цели.

– Как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Цель записана на слайде презентации:

Познакомится с эпохой барокко, с биографией великого композитора И.С. Баха;

Послушать самые популярные и известные произведения Иоганна Себастьяна Баха

Оценивание.

– Я благодарю вас за продуктивную и творческую работу на уроке (оценивание обучающихся, комментирование достижений).

Объяснение домашнего задания.

– Составьте конспект «Иоганн Бах»