Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
План – конспект открытого занятия
Тема «Мир орнамента. Украшаем ковер»
Подготовил:
Педагог МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Устюжанина Наталья Сергеевна
Байкальск
2019 г.
ФИО педагога: Устюжанина Наталья Сергеевна
Творческое объединение: Юный художник
Учебная группа: Разноцветные ладошки
Возраст учащихся: 8 лет
Тема раздела программы: Основы художественной грамоты
Тема учебного занятия: «Мир орнамента. Украшаем ковер»
Цель: Познакомить учащихся с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения ковра.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.
Воспитательные:
Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Развивающие:
Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал
Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.
Поставленные задачи способствуют:
творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;
сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;
развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;
творческой инициативы;
выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Оборудование для педагога:
Компьютер
Проектор
Презентация
Таблица «Построение орнамента в квадрате»
Оборудование для учащихся:
Простой карандаш
Ластик
Альбомный лист
Гуашь
Кисти
Непроливайка
План занятия:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
2. Беседа о народном орнаменте:
а) История возникновения орнамента.
б) Виды орнамента.
II. Объяснение нового материала:
1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.
а) Простейшие схемы построения линейного орнамента.
III. Практическая работа
IV. Анализ детских работ
V. Подведение итогов
Ход занятия
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
1.2. Сообщение цели занятия.
Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных предметов.
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
История развития орнамента.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
Виды орнамента.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
2.Объяснение нового материала
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Лучшим примером являются ковры и покрывала, которые можно увидеть в каждом доме. Каждому из вас приходилось встречать в своей жизни более сложный узор-орнамент
Посмотрите, как красивы ковры на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в квадрате»)
Орнамент строится по 3 законам:
1.ВЫБОР И СОХРАНЕНИЕ РИТМА ОРНАМЕНТА.
Это значит, что орнамент, как музыка может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.
2.ПЕРЕОДИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ОНАМЕНТА.
Это значит, что надо выбрать несколько линий и фигур, которые будут основой орнамента. Потом можно повторить эту основу в орнаменте несколько раз.
3.СОЧЕТАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА.
В орнаменте должно быть использовано всего лишь несколько цветов, не более 3-4.
Например: белый, красный, черный.
Посмотрите на этот кувшин. На нем есть тоже орнамент. Педагог трогает кувшин и из него начинает идти дым.
Появляется Хотабыч. Кашляя и крыхтя.
Х: - О, Благодарю вас прекрасные и мудрые отраки. – О, мои спасители. Да будет вам известно, что я был замурован в этом сосуде повелителем джинов, как непокорный и своенравный джин.
П: - Джин, это что-то вроде американский напиток?
Х: - Не напиток я! О. пытливые отраки!
-А могущественный и неустрашимый волшебник Гасан Абдурахман ибн Хатаб, то есть сын Хатаба.
П: Очень приятно!
Х: - Куда это я попал?
П:- А попал ты, на занятия объединения «Юный художник»
Х (несчастно качая головой): -О, бедный я, несчастный, самый несчастный из джинов!
П: Что случилось Гасан Абдурахман ибн Хатаб?
Х: (показывая пальцем в вверх) Повелитель всех джинов забрал мой ковер-самолет! О горе мне, горе!!!
П: Не волнуйтесь, уважаемый волшебник! Мы вам можем помочь?
Х: О, юные друзья мои, если вы нарисуете мне ковер, я смогу вдохнуть в него волшебную силу и он станет летать, как птица!!!!
П: Ребята, поможем Хатабычу?
П: Расскажи нам, что на нем было нарисовано?
Х: О, добрейшие из придобрейших! На волшебном ковре были изображены: День и ночь, великие горы и глубокие моря, чудесные звери и невиданные птицы!
П: Присаживайся уважаемый Хатабыч. Сейчас мы с ребятами нарисуем для тебя ковер!
Физ. минутка
Ах, как долго рисовали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
3. Практическая работа
Вводный инструктаж педагога:
Инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж педагога
4. Выставка и анализ детских работ.
5.Подведение итогов:
Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.
Какие основные виды орнаментов бывают?
Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?