ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Опыт работы на тему
«Развиваем речь
у детей логопедической группы»
Подготовила:
Каменская Ю.В.,
воспитатель
г. Донецк, 2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА | |
Актуальность | 4 |
Цель педагогического опыта | 6 |
Задачи | 6 |
Формы работы | 6 |
Принципы работы с детьми | 7 |
Игры в логопедической работе | 8 |
Эффективность работы по развитию речи | 9 |
Формы работы с родителями | 10 |
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА КРУЖКА «РЕЧЕВИЧОК» | |
Актуальность работы кружка | 11 |
Цель | 11 |
Задачи | 11 |
Перспективное планирование работы с детьми | 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 20 |
ЛИТЕРАТУРА | 21 |
Введение
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению.
Развитие речи - её звуковой стороны словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.
Речь является основным способом общения. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.
Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.
Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.
Таким образом, логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемым в условиях учебно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА
Актуальность
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в специализированной коррекционной группе. Как известно, сегодня, одним из ведущих направлений развития образовательной системы нашей страны, является обеспечение для детей доступности качественного общего образования. Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающих сверстников в овладении навыками связной речи. У таких детей отмечаются трудности программированного содержания развернутого высказывания и их языкового оформления. Для высказывания (пересказ; различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР, приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В нашем дошкольном учреждении работа коррекции речевого и общего развития детей с ОНР полностью исходит от непосредственного участия учителя-логопеда. Но, стоит отметить, что работа воспитателя занимает не последнее место в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Я работаю воспитателем в логопедической группе третий год. В нашу коррекционную группу поступают дети, имеющие преимущественно третий уровень недоразвития речи. При общении эти дети пользуются фразовой речью, но в самостоятельных высказываниях у них очень часто нарушена связь временных, пространственных и других отношений. Общее недоразвитие речи третьего уровня проявляется, прежде всего, в незнании или неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать их.
У ребят ограничена лексика, поэтому в измененной ситуации происходит неверный отбор слов. Некоторые, даже знакомые слова недостаточно закрепляются в сознании вследствие редкого употребления, поэтому при построении предложений дети забывают или стараются обходить их, заменяя другими, часто используемыми, иногда даже не подходящими по смыслу. Замена идет как по смысловому, так и по звуковому признакам.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня возникают ошибки в понимании обиходной речи, связанные с различением рода, числа, падежа существительных и прилагательных, временных форм глаголов, оттенков значений однокоренных слов, выражений, отражающих причинно-следственные, пространственные и другие связи, и отношения.
В речи детей преобладают простые предложения. Отмечаются затруднения, а зачастую и полное неумение усложнять предложения новыми конструкциями: использовать сочиненные и подчиненные предложения.
В процессе восприятия большую роль играет воображение ребенка, которое позволяет четко представить ситуацию, за словом, фразой увидеть живую речь, вызывающую определенное отношение к предмету, соответствующие эмоции. Поэтому особое внимание я уделяет разнообразию форм, игровым элементам, эмоциональной насыщенности занятий, активизирующим мыслительную деятельность.
Основной задачей считаю не только исправление дефектов речи своих воспитанников, но и накопление словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя, обучение грамоте. А конечной целью своей работы ставлю развитие связной монологической речи детей.
У детей с нарушениями речи, не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни из них сформировались (на них можно опереться), другие сформировались неправильно (их нужно корригировать), а третьи не достигли нужного уровня (их нужно формировать). В связи с этим общая задача логопедической работы по развитию речевых умений и навыков должна решаться дифференцированно.
Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказывания и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.
Цель педагогического опыта:
Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи: развитие всех компонентов устной речи
исправление дефектного звукопроизношения;
обогащение словарного запаса;
формирование лексико-грамматических категорий языка;
развитие связной монологической речи детей.
А также некоторых когнетивных компонентов:
Формы работы с детьми.
Работу над словом я начинаю с основ. Сначала формируется предметная отнесенность слова (т.е. связь наименования с предметом), на ее основе формируется обобщающая функция слова (т.е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), а затем понятийно-обобщающая функция слова (т.е. отнесенность слова к классу предметов: одежда, обувь, транспорт и пр.)
Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать вывод о их сходстве и несходстве. При этом, чем больше ребенок сможет выделить признаков и свойств предметов, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность.
Работа по развитию речи детей требует внимания и к формированию грамматического строя. Эта работа также тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. В этой работе важно обратить внимание, как на связи слов, так и на участие в выражении этих связей служебных слов, в том числе и предлогов. Отрабатывая различные виды сочетаний слов, я формирую у детей умение правильно строить предложно-падежные сочетания.
Работу над смысловой стороной речи и её структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) я провожу в тесной связи с работой по коррекции и совершенствованию её произносительной стороны в широком смысле; включая сюда и лексико-грамматическую просодическую стороны речи. И всё это в свою очередь связываю с подготовкой детей к обучению грамоте.
Стремлюсь, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Было эмоционально окрашено, привлекало ребенка, вызывало у него живой интерес.
Успехи ребенка, его достижения обязательно мною положительно оцениваются. Занятие в целом организую так, чтобы оно стимулировало ребенка на последующие успехи и порождало радостное ожидание новых занятий. Здесь на помощь приходит сказка. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные – они всегда интересны.
Принципы в работе с детьми
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения и задания, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все задания и упражнения я объединяю в небольшие логопедические сказки. «Сказка о Весёлом язычке», «Храбрый комар», «Великолепная обжорка», «Загадочная бабочка» очень нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Полезно, чтобы дети повторили сказку дома. Подобное закрепление материала может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.
Для реализации, поставленной перед собой конечной цели, использую разнообразные игровые приемы, то есть, каждое занятие провожу в форме игры.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру».
Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.
Игры в логопедической работе
Как же используются игры в логопедической работе?
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов педагога в его работе с дошкольниками через игру очевидно.
Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь, дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, общей скованности, дискоординациии слабости движений, двигательной расторможенности. Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка, поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук является необходимым элементом в системе по развитию речи дошкольников. Материал, в котором предполагаются движения пальцев рук лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения.
Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект: включаются и слуховой и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Учитывая это, я активно использую в коррекционной работе по развитию речи детей игры с пальчиками в стихах и занимательные упражнения «Расскажи стихи руками», вызывающие у детей огромный интерес и ожидание новых занятий.
Эффективность работы по развитию речи детей
Эффективность работы по развитию речи детей, безусловно, определяется наличием речевого материала, на котором строятся занятия с детьми. Отвечая этой потребности, я попыталась собрать такой материал и облечь его в ту форму, которая более всего отвечает ведущей деятельности детей дошкольного возрасте - игровой.
Поскольку в процессе работы совершенствуются речевые умения и навыки, стараюсь, как можно больше предусматривать в своей работе развитие творческих речевых умений детей. Особенно большое внимание, обращаю на это при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов. Задавая образец, побуждаю детей к поискам разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, широко практикую задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полным рассказ», «Состав рассказ по началу и концу».
Эффективность работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности, в этом процессе.
Стремлюсь так направлять педагогический процесс, чтобы дети активно участвовали в коммуникативных операциях. Инициатива сначала принадлежит в основном педагогу, а детям отводится роль слушателей, исполнителей (схема педагог - дети). Потом инициатива должна переходить к детям, а педагог выступает в роли посредника, стимулирующего деятельность детей (схема: ребенок – педагог – дети), а в дальнейшем занятия строятся так, чтобы общение осуществлялось по схеме: ребенок - дети, а педагог при этом выступает в роли ненавязчивого режиссера. Я строю занятия с детьми как с опорой на одну из схем, так и на их комбинацию, в соответствии с целью занятия, учитывая возможности детей.
К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала. При проведении занятий учитываю ведущую деятельность детей, поэтому использует много игр и игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными. В каждом занятии по формированию лексико-грамматического строя речи использую индивидуальный наглядный материал. С его помощью легче контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность детей, а также более экономично использовать учебное время.
Использую различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); различный наглядный материал (картины, картинки, игрушки, предметы); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и ее явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.
Мой опыт работы показывает, что использование в логопедической работе речевых игр и упражнений способствует развитию речи детей. Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей. Крайне важно правильное распределение обязанностей между нами.
Провожу занятия по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим, развитию речи и др. по особой системе – с учетом лексических тем; пополняю, уточняю и активизирую словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролирую грамматическую правильность речи в течение всего времени общения с ними.
Формы работы с родителями
Немаловажную роль в работе по развитию речи играют родители. Ведь всё, что говорят родители, запоминается ребёнком лучше, чем сказанное чужим ему человеком. Только очень важно, чтобы помощь с их стороны была грамотно направлена в нужном направлении. Здесь на помощь приходит воспитатель, который проводит анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания; оформляет памятки и папки-передвижки с материалом по изучаемой лексической теме, помогает учителю-логопеду подготавливать задания для занятий с детьми дома.
Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе и осуществления преемственности использую следующие формы работы:
проведение индивидуальных бесед и консультаций;
посещение родителями занятий;
ведение индивидуальных тетрадей для домашних занятий с детьми;
проведение тематических родительских собраний;
открытые занятия для родителей.
совместная подготовка детей к выступлению на праздниках и развлечениях;
С новым введением в ГОС ДО, родители стали полноправными партнёрами и участниками образовательного процесса. Целенаправленная помощь со стороны родителей – важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями. Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется и регулируется педагогами. Дети достигают больших успехов в развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребёнком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребёнка, занимая позицию тактичного собеседника.
Большую помощь, несомненно, оказывают и родители нашей группы. В группе постоянно организуются различные мероприятия совместно с родителями и вместе решаются поставленные коррекционные задачи. Я, как воспитатель, стараюсь организовать свою работу с детьми более интересно.
Каждые неделю я посвящаю определенной теме. Наиболее понравившаяся детям тема «В мире Игрушек». Дети вместе с родителями изготавливают различные игрушки своими руками дома, подбирают для своей игрушки предметы обихода (посуда, одежда, мебель и т.п.) Потом дети с помощью родителей составляют интересные истории про свои игрушки. Ребенок получает возможность рассказать о том, как он делал свою игрушку, какая она, что с ней можно делать. Подбираю различные игры по данной теме, например, «Доскажите словечко», «Рисунки-подсказки», «Говорящие игрушки», «Кто внимательный?».
Для закрепления тем по развитию связной речи, изученных с логопедом, в группе создана театрализованная студия, где дети вместе с родителями разыгрывают известные им сказки. Дома родители привлекают своих детей подбирают атрибуты к постановкам, разучивают тексты ролей. Такая работа существенно влияет на отбор языковых средств, на развитие умения подбирать, использовать наиболее необходимые слова для выражения того или иного содержания.
Такая форма работы, как тесная взаимосвязь между дошкольным учреждением и семьей способствует созданию более усовершенствованных условий для всестороннего и гармоничного развития детей, реализации их внутреннего потенциала, индивидуальных интересов. Вместе с тем ведущим является комплексный подход, при котором разнообразные задачи, сочетаясь друг с другом, подчиняются основной и вместе с ней служат целостному развитию речи, совершенствованию всех аспектов владения языком.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА КРУЖКА «Речевичок»
Актуальность работы кружка
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
выявление и развитие речевых способностей детей
научить владеть основными элементами правильной точной речи;
формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
Развивающие:
развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
развитие коммуникативных качеств ребенка.
Воспитательные:
Перспективное планирование
Сентябрь
1-2 неделя. Тема: «Игрушки»
Показать и назвать игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка — подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса, руль).
Назвать форму, цвет, размер игрушки, определить материал, из которого каждая из них сделана: деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая.
Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных в ед.ч. (игра «Назови ласково»): кукла - куколка, кольцо - колечко, ведро — ведерко.
Выполнить 2-ступенчатую инструкцию и сообщить об этом. Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе.
Согласовать числительные с существительными при составлении предложения: У Миши две куклы. Коля взял пять кубиков.
Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.
3 неделя. Тема: «Овощи»
Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.
Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (игра «Большой – маленький»): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т.д.
Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. настоящего времени. Коля, чисти морковку — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу — Таня моет свеклу.
Подобрать иллюстрации и ответить на вопросы: Кто это? Что он (она) делает? Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку.
Задать друг другу вопросы по демонстрации действий и ответить на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?»
Отгадать загадки про овощи и выучить по выбору.
4 неделя. Тема: «Фрукты»
Показать и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград, ...
Закрепить образование мн.ч. имен существительных (игра «Один – много»): апельсин — апельсины, банан — бананы.
Согласовать притяжательные местоимения с существительными, отвечая на вопросы (игра «Чей? Чья?»): Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны.
По предложенным иллюстрациям ответить на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчики кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко брату.
Образовать антонимы (игра «Скажи наоборот»). Лимон кислый, а банан ... (сладкий). Яблоко твердое, а персик ... (мягкий).
Выучить стихотворение по теме.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Деревья»
Показать детям иллюстрации с лиственными деревьями: береза, клен, липа, осина, рябина, дуб и т.д. и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; показать гербарии с плодами и листьями этих деревьев, обратить внимание на изменение окраски листьев осенью.
Образовать относительные прилагательные (игра «Назови лист»): лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины — ..., лист липы — …лист рябины — ....
Подобрать родственные слова: лист — листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб — грибок, грибной, грибник, грибница.
Подобрать действия к предмету: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.
Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под. Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. корзиной лежал красивый маленький лист клена.
Согласовать существительные с числительными (игра «Пересчет деревьев»): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
Отгадать загадки о деревьях и выучить по выбору.
2 неделя
Тема: «Здравствуй Осень»
Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы и листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов.
Подобрать слова обозначающие действия к названию предмета: Что он, она (они) делает (делают)? Листья — распускаются, растут, зеленею, летят, кружатся, желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными (игра «Мой, моя, мое»). Мой — лист, зонт, стул. Моя — сумка, чашка, шапка. Мое — блюдце, яблоко, ведерко.
Подобрать иллюстрацию к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем различаются ранняя и поздняя осень?
3 неделя
Тема: «Осень»
Дети повторяют рассказ без помощи взрослого.
Упражнение «Оденем Таню»: Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью. Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи линией красного цвета осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.
4 неделя
Тема: ГРИБЫ.
Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать съедобные и ядовитые грибы. Отметить особенности их строения (шляпка, ножка). Рассказать ребенку, где растут грибы (в лесу, чаще, на пеньке, в траве). Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы».
Рассказать ребенку, что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп) и как.
Познакомить ребенка с многозначными словами, объяснить разницу в значениях этих слов.
Назови грибы. Дорисуй грибы в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «На поляне среди травы три лисички, а после дождика выросло пять лисичек».
Название гриба | Нарисуй три ... (три лисички и т. д.) | Нарисуй пять ... (пять лисичек и т. д.) |
Ноябрь
1 неделя
Тема: ЯГОДЫ
Назови цвет ягод по образцу: крыжовник зеленый,... и т.д.
Упражнение «Ягодка лесная, ягодка садовая»: Соедини линиями лесные ягоды с картинкой «лес», а садовые ягоды с картинкой «сад».
Рассказать ребенку, что готовят из ягод (сок, напиток, компот, кисель, повидло, джем, сироп, желе). Игра «Какой сок? Какое варенье?»: Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из клубники? (Клубничный сок; клубничное варенье.) Из крыжовника? (Крыжовенный сок, крыжовенное варенье.) И т. д.
2 неделя «День разноцветных листочков»
Закрепить знания детей о осеннем разнообразии цветов. Развивать эмпатию (сочувствие; сострадание) воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе, у листочков
3 неделя «Посуда»
Согласовать относительные прилагательные с существительными: стеклянный кувшин, фарфоровая чашка, деревянная ложка, пластмассовый стакан и т.п.
Согласовать прилагательные с существительными употребляя предлоги в, на, с(со), из. На столе пластмассовые тарелки. Таня достала из рюкзака металлическую кружку. Дима взял фарфоровый чайник с подноса.
Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: чашку — принес, отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл и т.д.
Образовать притяжательные прилагательные: Вовина чашка, мамина тарелка, папин стакан и т.п.
Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений. Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая.
Выучить стихотворение по теме.
3 неделя «Мебель»
Показать и назвать предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка. Рассказать детям о профессиях: столяр, плотник, краснодеревщик и какие инструменты используют в работе (молоток, рубанок, отвертка и т.д.)
Согласовать относительные прилагательные с существительными: деревянный стол, пластмассовый стул, кожаный диван.
Составить предложения с предлогами в, на, под, из, за, из-за, из-под по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила платье в шкаф. Мяч закатился под диван. Танины ботинки видны из-за тумбочки. Кошка выглядывает из-под стола.
Совершенствовать навык ведения диалога (игра «В мебельном магазине»).
Подобрать синонимы и антонимы по теме: кресло — мягкое, удобное, комфортное; круглый стол высокий, а квадратный — низкий; деревянный стул с мягким сиденьем, а пластмассовый — с твердым.
Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.
4 неделя «Одежда»
Показать, назвать одежду, обувь, головные уборы которую носят летом, осенью, зимой, весной.
Подобрать приставочные глаголы. Закончить предложения. У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... .
Образовать относительные прилагательные, используя настольно-печатные игры типа «Лото». Отвечать на вопросы: «Что это? Из чего сделана? Какая?» Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.
Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Выполнить 2 —3-ступенчатые инструкции (Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет) оречевляя выполняемые действий с игрушками.
Подобрать слова — синонимы и антонимы по теме. Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая.
Выучить стихотворение по теме.
Декабрь
1 неделя
«Путешествие в лес"
Развивать воображение; выразительность речи; Формировать интерес к природе. Развивать произвольное внимание; речь; наглядно-образное мышления; воспитывать уважение и интерес к труду садовника
2 неделя «Деревья и кустарники нашего города
Беседа: Какие кустарники и деревья мы знаем»
Познакомить детей с большим многообразием растительного покрова в нашем родном крае.
3 неделя « «Загадки на грядке»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
4 неделя «Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].
Январь
1 неделя «Беседа «Новый год и Рождество»
Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
2 неделя «Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему
Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании
3 неделя «Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук
4 неделя «Придумай рассказ»
Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание
Февраль
1 неделя «Отвечай быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
2 неделя «Наши защитники»
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
- Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
- Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.
- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
- Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций
3 неделя «Творческое рассказывание «Почемучки»
Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего? », «когда? », «что? », «где? ». Знакомить со способами словообразования
Март
1 неделя «Весна пришла!”.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
- Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.
- Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
- Развивать воображение детей. - - Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.
2 неделя «К нам в гости пришел буратино» речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать
3 неделя «Кто быстрее?». Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей
3 неделя «Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.
Апрель
1 неделя «Скажи по-другому
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.
2 неделя «Поиграем с пальчиками». Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
- Формирование чувства музыкального темпа.
- Развитие чувства ритма и координации движений.
- Развитие сильного ротового выдоха.
3 неделя «Добрые слова». Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание.
- Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения.
4 неделя «Веселые сочинялки». Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение.
- Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи.
- Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.
- Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.
Май
1 неделя «В гостях у С.Я. Маршака»
Дать интонационно- образное представление о стихотворении;
- Побуждать к образному воплощению в роли.
- Развивать силу голоса.
- Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.
2 неделя «Веселые загадки о домашних животных»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».
3 неделя «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.
4 неделя «Любимые сказки»
Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;
- Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох.
- Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.
- Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
- Учить детей угадывать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В задачу и работу воспитателя в логопедической группе входит закрепление речевого навыка, полученного на непосредственно образовательной деятельности с логопедом. Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития связной речи, педагог должен помнить об этой проблеме. Во всех видах образовательной деятельности, необходимо развивать и закреплять умение более точно отвечать на поставленные вопросы, обучать умению вести диалог, участвовать в беседе. Всё это сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Приобретенные детьми знания и навыки закрепляются и вне образовательной деятельности. Образование шагает далеко вперед, поэтому в своей работе необходимо постоянно применять более современные, более интересные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи.
Таким образом, развивая связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы, педагоги, способствуем:
-развитию свободного общения с взрослыми и детьми,
-развитию всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности,
-практическому овладению воспитанниками нормами речи.
В результате систематического использования в коррекционной работе игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи, работы кружка «Речевичок» у 90% детей были исправлены пробелы в развитии грамматического строя речи, был расширен словарный запас. У детей появился интерес к слову, к речи, расширился кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М.,1977.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.,1999.
Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1993.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7лет с ОНР. Книга для логопедов и воспитателей. М., 2011.
Гербова В.В. «Учусь говорить»
Громова О.А. «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет»
Арушанова А.Г. «Развитие диалогического общения»
Горького Л.Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников»
Журналы «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения»
Журналы «Дошкольная педагогика»
Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы. М., 2011.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998.
Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 3-5 лет, 2012.
Стрельцова Л. Е., Литература и фантазия. - М., 1997.