СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет по теме: "Психологический климат в коллективе"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме: "Психологический климат в коллективе"»

Педагогический совет: «Психологический климат  в коллективе»

Педагогический совет:

«Психологический климат

в коллективе»

Социально-психологический климат  школы – динамическая, обобщённая характеристика качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающая степень удовлетворённости участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения. Проще говоря, устойчивый эмоциональный настрой, соединяющий настроения членов коллектива.
  • Социально-психологический климат школы – динамическая, обобщённая характеристика качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающая степень удовлетворённости участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.
  • Проще говоря, устойчивый эмоциональный настрой, соединяющий настроения членов коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком коллективе не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
  • Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком коллективе не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает с вои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
  • Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает с вои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
Неблагоприятный психологический климат характеризуется пессимизмом, раздражительностью, скукой, высокой напряжённостью и конфликтностью отношений в группе, неуверенностью, боязнью ошибиться или произвести плохое впечатление, страхом наказания, враждебностью, подозрительностью, недоверием друг к другу, нежеланием вкладывать усилия в совместный продукт.
  • Неблагоприятный психологический климат характеризуется пессимизмом, раздражительностью, скукой, высокой напряжённостью и конфликтностью отношений в группе, неуверенностью, боязнью ошибиться или произвести плохое впечатление, страхом наказания, враждебностью, подозрительностью, недоверием друг к другу, нежеланием вкладывать усилия в совместный продукт.
Кто же создаёт психологический климат в школе?    - Уклад семьи влияет на поведение ребёнка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребёнок будет воспринимать только крик и ждать его. А если наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.

Кто же создаёт психологический климат в школе?

  • - Уклад семьи влияет на поведение ребёнка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребёнок будет воспринимать только крик и ждать его. А если наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.
 - Личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни. Если основным психологическим состоянием учителя в классе становится ощущение беспомощности и незащищённости, то у него повышается тревожность. Чрезмерная личная напряжённость учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.
  • - Личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни. Если основным психологическим состоянием учителя в классе становится ощущение беспомощности и незащищённости, то у него повышается тревожность. Чрезмерная личная напряжённость учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.
«Эффективные» учителя ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди с энтузиазмом относятся к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственно тёплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам.
  • «Эффективные» учителя ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди с энтузиазмом относятся к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственно тёплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам.
 - Моральное удовлетворение учителя, состоящее из удовлетворённости своей работой, достойной оплаты, признания своего труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы. Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и , в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить всё личное за порогом школы, оно, нередко, влияет на наше поведение в её стенах.
  • - Моральное удовлетворение учителя, состоящее из удовлетворённости своей работой, достойной оплаты, признания своего труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы.
  • Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и , в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить всё личное за порогом школы, оно, нередко, влияет на наше поведение в её стенах.
Итак, психологический климат в школе складывается из психологического климата коллектива учителей, психологического климата учащихся в классе и на уроке. И, наконец, психологический климат создают родители учащихся. От наших совместных усилий зависит, каким он будет - благоприятным или нет.
  • Итак, психологический климат в школе складывается из психологического климата коллектива учителей, психологического климата учащихся в классе и на уроке. И, наконец, психологический климат создают родители учащихся. От наших совместных усилий зависит, каким он будет - благоприятным или нет.
Психологический климат в коллективе педагогов. Как правило, школьный коллектив, не представляет собой монолит. Он неоднороден по своему составу. Есть учителя, исключительно добросовестные в работе и постоянно нацеленные на творчество. Они являются кумирами для ребят, добиваются высоких результатов в своей деятельности.. Для них не существуют проблемы психологической перестройки: они идут в ногу с жизнью или в чём-то даже опережают её.

Психологический климат в коллективе педагогов.

  • Как правило, школьный коллектив, не представляет собой монолит. Он неоднороден по своему составу. Есть учителя, исключительно добросовестные в работе и постоянно нацеленные на творчество. Они являются кумирами для ребят, добиваются высоких результатов в своей деятельности.. Для них не существуют проблемы психологической перестройки: они идут в ногу с жизнью или в чём-то даже опережают её.
Есть учителя противоположного типа. Они тянут школу назад: в одних случаях из-за низкой профессиональной культуры, в других – неуживчивости, неумения сотрудничать с коллегами и руководителями.
  • Есть учителя противоположного типа. Они тянут школу назад: в одних случаях из-за низкой профессиональной культуры, в других – неуживчивости, неумения сотрудничать с коллегами и руководителями.
Каковы психологические особенности «трудных» учителей? Директора и завучи говорят так:  - учитель недобросовестный, вздорный, безответственный, высокомерный, нескромный, нечестный, «жалобщик», неисполнительный и т. д.

Каковы психологические особенности «трудных» учителей?

  • Директора и завучи говорят так:
  • - учитель недобросовестный, вздорный, безответственный, высокомерный, нескромный, нечестный, «жалобщик», неисполнительный и т. д.
В чём «трудный» учитель должен измениться в первую очередь?    - Нужно добросовестно выполнять свою работу, а не перекладывать её на других  - Всегда доводить начатое дело до конца, воспринимать критику, больше уважать других, не заниматься сплетнями, не быть двуликим, жадным.  - Не кричать на уроках и переменах, быть более тактичным, скромным, не выпячивать себя на каждом шагу.

В чём «трудный» учитель должен измениться в первую очередь?

  • - Нужно добросовестно выполнять свою работу, а не перекладывать её на других
  • - Всегда доводить начатое дело до конца, воспринимать критику, больше уважать других, не заниматься сплетнями, не быть двуликим, жадным.
  • - Не кричать на уроках и переменах, быть более тактичным, скромным, не выпячивать себя на каждом шагу.
 - не быть завистливым, не относиться к делу формально, а больше болеть за него. Сравнивая «среднестатистический» психологический портрет самого «трудного» и самого приятного учителя, можно сказать, что они в наибольшей степени отличаются по умению правильно воспринимать критику, скромности, добросовестности и трудолюбию, готовности хорошо выполнять любую работу, доброте и отзывчивости, любви к учащимся и школе.
  • - не быть завистливым, не относиться к делу формально, а больше болеть за него.
  • Сравнивая «среднестатистический» психологический портрет самого «трудного» и самого приятного учителя, можно сказать, что они в наибольшей степени отличаются по умению правильно воспринимать критику, скромности, добросовестности и трудолюбию, готовности хорошо выполнять любую работу, доброте и отзывчивости, любви к учащимся и школе.
Чаще всего делают учителя «трудным» или «лёгким» для руководителя особенности характера, выражающие отношения к людям, к работе, а не низкая профессиональная компетентность. Для руководителя школы самые важные достоинства педагога – это управляемость (прежде всего отношение к критическим замечаниям), Добросовестность в работе, доброжелательность в общении.
  • Чаще всего делают учителя «трудным» или «лёгким» для руководителя особенности характера, выражающие отношения к людям, к работе, а не низкая профессиональная компетентность.
  • Для руководителя школы самые важные достоинства педагога – это управляемость (прежде всего отношение к критическим замечаниям),
  • Добросовестность в работе, доброжелательность в общении.
Если этих качеств нет, учитель становится, как правило, «трудным».
  • Если этих качеств нет, учитель становится, как правило, «трудным».
Типология «трудных» учителей:   1. Неконтактный учитель – имеет негативные установки к администрации, проявляющиеся в нетерпимости к её замечаниям и советам, агрессивных реакциях. Это, как правило, хороший учитель, но с гипертрофированной самооценкой и с ранимым самолюбием.

Типология «трудных» учителей:

  • 1. Неконтактный учитель – имеет негативные установки к администрации, проявляющиеся в нетерпимости к её замечаниям и советам, агрессивных реакциях. Это, как правило, хороший учитель, но с гипертрофированной самооценкой и с ранимым самолюбием.
Метод работы с ним должен быть рассчитан на разрушение негативных установок и формирование межличностного контакта. Однако, в обычных условиях эти учителя очень трудно идут на контакт – «подъехать» к ним с добрым словом или улыбкой, надеясь на взаимность, практически невозможно, так ка это натыкается на эмоциональный барьер: на недоверие, неприязнь.
  • Метод работы с ним должен быть рассчитан на разрушение негативных установок и формирование межличностного контакта. Однако, в обычных условиях эти учителя очень трудно идут на контакт – «подъехать» к ним с добрым словом или улыбкой, надеясь на взаимность, практически невозможно, так ка это натыкается на эмоциональный барьер: на недоверие, неприязнь.
Успех приходит обычно лишь тогда, когда учитель оказывается в неблагоприятной ситуации и остро нуждается в поддержке (ситуация «дефицита поддержки»)
  • Успех приходит обычно лишь тогда, когда учитель оказывается в неблагоприятной ситуации и остро нуждается в поддержке (ситуация «дефицита поддержки»)
2. «Бунтарь» - трудность проявляется в чрезмерно резкой, часто беспричинной критике руководителей. Такое поведение вызвано неудовлетворённостью своим положением. Учитель считает, что его заслуги не получают должного признания, что ему следовало бы играть в коллективе более активную роль. Главный метод воздействия на таких учителей – смена роли и возвышение их личности, удовлетворение притязаний (если этого они заслуживают).
  • 2. «Бунтарь» - трудность проявляется в чрезмерно резкой, часто беспричинной критике руководителей. Такое поведение вызвано неудовлетворённостью своим положением. Учитель считает, что его заслуги не получают должного признания, что ему следовало бы играть в коллективе более активную роль. Главный метод воздействия на таких учителей – смена роли и возвышение их личности, удовлетворение притязаний (если этого они заслуживают).
«Бунтари» особенно агрессивны по отношению к новому руководителю – пришельцу со стороны. Они часто объявляют ему настоящую войну, пытаются помешать ему войти в коллектив и утвердить себя в качестве руководителя.
  • «Бунтари» особенно агрессивны по отношению к новому руководителю – пришельцу со стороны. Они часто объявляют ему настоящую войну, пытаются помешать ему войти в коллектив и утвердить себя в качестве руководителя.
3. Временно исполняющий обязанности Эти учителя, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живёт школа, достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслаждения», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к похвале и к хуле.

3. Временно исполняющий обязанности

  • Эти учителя, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живёт школа, достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслаждения», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к похвале и к хуле.
4. «Всадники с шашкой наголо» Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недостатков, агрессивные, уж точно знают истину, то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются, не разобравшись в сути происходящего, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что вроде бы неплохо заняться своим прямым делом: учить детей.

4. «Всадники с шашкой наголо»

  • Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недостатков, агрессивные, уж точно знают истину, то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются, не разобравшись в сути происходящего, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что вроде бы неплохо заняться своим прямым делом: учить детей.
5. Недобросовестный Разболтанный учитель.  Главный метод его психологической перестройки – коллективное обсуждение.

5. Недобросовестный

  • Разболтанный учитель.
  • Главный метод его психологической перестройки – коллективное обсуждение.
Воздействовать на личность через коллектив не всегда удаётся. Встречаются такие недобросовестные учителя, которые привлекательны в личном общении и пользуются эмоциональной поддержкой своих коллег. Если вынести вопрос об их работе на собрание, можно не получить поддержки со стороны членов коллектива. Крепкие межличностные узы, усиливающие желание «не портить отношений» с товарищами по работе, часто удерживают людей от критических выступлений. С этим приходится считаться.
  • Воздействовать на личность через коллектив не всегда удаётся. Встречаются такие недобросовестные учителя, которые привлекательны в личном общении и пользуются эмоциональной поддержкой своих коллег. Если вынести вопрос об их работе на собрание, можно не получить поддержки со стороны членов коллектива. Крепкие межличностные узы, усиливающие желание «не портить отношений» с товарищами по работе, часто удерживают людей от критических выступлений. С этим приходится считаться.
Безотказно действует лишь общественное мнение того учительского коллектива, который сплочён на основе интересов общего дела и привык к гласности, к открытому выражению своих мыслей и оценок. Чтобы получить поддержку коллектива, руководителям нередко приходится вести большую подготовительную работу. Иногда она может длиться месяцами. В это время главные усилия направляются на сплочение наибольшего числа педагогов вокруг руководителя школы и на психологическую изоляцию «трудного» учителя от коллег.
  • Безотказно действует лишь общественное мнение того учительского коллектива, который сплочён на основе интересов общего дела и привык к гласности, к открытому выражению своих мыслей и оценок.
  • Чтобы получить поддержку коллектива, руководителям нередко приходится вести большую подготовительную работу. Иногда она может длиться месяцами. В это время главные усилия направляются на сплочение наибольшего числа педагогов вокруг руководителя школы и на психологическую изоляцию «трудного» учителя от коллег.
Перед решающим собранием руководитель должен твёрдо знать, кто его поддержит и примерно какая часть коллектива будет молчать. Если 4-5 человек дружно выразят своё искреннее возмущение, это прозвучит как коллективный протест против нерадивого работника и окажет на него достаточно сильное эмоциональное воздействие.
  • Перед решающим собранием руководитель должен твёрдо знать, кто его поддержит и примерно какая часть коллектива будет молчать. Если 4-5 человек дружно выразят своё искреннее возмущение, это прозвучит как коллективный протест против нерадивого работника и окажет на него достаточно сильное эмоциональное воздействие.
Каждый тип «трудного» учителя требует от руководителя школы использования специфических методов воздействия. Приведённая выше типология далеко не полная. Удаётся объединить педагогов в определённые группы по типу «трудности», но индивидуальные различия остаются. Поэтому работа с «трудными» может увенчаться успехом только при творческом подходе к делу.
  • Каждый тип «трудного» учителя требует от руководителя школы использования специфических методов воздействия. Приведённая выше типология далеко не полная. Удаётся объединить педагогов в определённые группы по типу «трудности», но индивидуальные различия остаются.
  • Поэтому работа с «трудными» может увенчаться успехом только при творческом подходе к делу.
Самое главное – глубоко изучить и понять мотивы негативных действий учителя и с их учётом выбрать способ воздействия. К сожалению, в большинстве случаев руководителям не удаётся «выправить» поведение «трудного» педагога. Они готовы нарисовать десятки психологических портретов «трудных», но очень редко приходится слышать истории с благополучным концом. Как правило, рассказ заканчивается тем,  что «трудного» или выживают из школы, или он сам уходит в другой коллектив после изнурительной борьбы.
  • Самое главное – глубоко изучить и понять мотивы негативных действий учителя и с их учётом выбрать способ воздействия. К сожалению, в большинстве случаев руководителям не удаётся «выправить» поведение «трудного» педагога. Они готовы нарисовать десятки психологических портретов «трудных», но очень редко приходится слышать истории с благополучным концом. Как правило, рассказ заканчивается тем, что «трудного» или выживают из школы, или он сам уходит в другой коллектив после изнурительной борьбы.
В психологической перестройке «трудных» работников главную роль играет изменение их реальных отношений с коллективом, с руководителем. Это помогает и в установлении с ними психологического контакта, ив перенстройкеих отношения к работе. Особенно важное значение имеет формирование доброжелательного, но в тоже время критичного общественного мнения в педагогическом коллективе. Создание внём атмосферы взаимной требовательности.
  • В психологической перестройке «трудных» работников главную роль играет изменение их реальных отношений с коллективом, с руководителем. Это помогает и в установлении с ними психологического контакта, ив перенстройкеих отношения к работе. Особенно важное значение имеет формирование доброжелательного, но в тоже время критичного общественного мнения в педагогическом коллективе. Создание внём атмосферы взаимной требовательности.
Перевоспитание «трудного» педагога, ломка его привычек могут осуществляться энергично, скачкообразно, «взрывом»,  а не только путём медленной, постепенной перестройки сознания.
  • Перевоспитание «трудного» педагога, ломка его привычек могут осуществляться энергично, скачкообразно, «взрывом», а не только путём медленной, постепенной перестройки сознания.
Среди множества социально-психологических проблем, связанных с совершенствованием деятельности трудовых коллективов, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов. Что же такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
  • Среди множества социально-психологических проблем, связанных с совершенствованием деятельности трудовых коллективов, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов.
  • Что же такое конфликт?
  • Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив. Какие факторы влияют на конфликтность в педагогическом коллективе?
  • Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.
  • Какие факторы влияют на конфликтность в педагогическом коллективе?
Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень её меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Конфликт представляет собой такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с её стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.
  • Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень её меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости.
  • Конфликт представляет собой такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с её стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.
Межличностный конфликт ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же общение имеет место, то оно часто носит деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости. Выделяют две группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе: - функциональные (отражают требования в профессиональной деятельности)  - нравственно-коммуникативные (оказывают влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне)
  • Межличностный конфликт ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же общение имеет место, то оно часто носит деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости.
  • Выделяют две группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе:
  • - функциональные (отражают требования в профессиональной деятельности)
  • - нравственно-коммуникативные (оказывают влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне)
Причины конфликтов:  1. Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. 2. Нарушение норм делового взаимодействия (недобросовестность, недисциплинированность). Если нормы сотрудничества чётко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения. Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику.
  • Причины конфликтов:
  • 1. Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.
  • 2. Нарушение норм делового взаимодействия (недобросовестность, недисциплинированность).
  • Если нормы сотрудничества чётко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения.
  • Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику.
Снижается при простоте и скромности общения руководителя с подчинёнными, умении убеждать людей, советоваться с подчинёнными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчинённым, ясности и последовательности, умении руководителем организовать трудовую деятельность подчинённых.
  • Снижается при простоте и скромности общения руководителя с подчинёнными, умении убеждать людей, советоваться с подчинёнными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчинённым, ясности и последовательности, умении руководителем организовать трудовую деятельность подчинённых.