Задание №8 Технология планирования и организации воспитательной работы в современной школе
Групповая работа Злоказовой Вероники и Альтшулер Ольги, студенток группы 7АИ
1. Охарактеризуйте структуру программы воспитания и выделите в ней основные разделы:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Структура:
Введение
Концепция деятельности школы по воспитанию обучающихся
Цель программы
Задачи — конкретизация цели, пути достижения целей.
Ожидаемый результат
Создание необходимых условий для реализации программы.
Содержание и формы деятельности по воспитанию детей.
Взаимодействие субъектов деятельности, направленной на воспитание школьников
Повышение профессионального мастерства педагогов
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности по воспитанию обучающихся
Изучение эффективности процессов воспитания
Какие цели и задачи являются приоритетными в воспитании школьников в соответствии с программой?
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Какие особенности организации воспитательной работы описываются в анализируемой программе школы?
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников и гласности, что согласуется с процессом воспитания школы, реализуемом на таких идеях взаимодействия педагогов и школьников
Выделяются ли в программе воспитания традиции воспитания, ключевые формы работы?
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Как бы Вы оценили их эффективность, целесообразность, соответствие сформулированным в программе задачам?
Мы считаем данные цели довольно эффективными и целесообразными, а также полностью отвечающими запросам современного общества, так как присутствует интеграция современных технология, например, совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, прохождение онлайн-тестирований, прохождение онлайн курсов по различным направлениям образования;
Проанализируйте насколько полно отражено в программе содержание воспитательной работы (отражены ли все аспекты воспитательной работы)?
Содержание воспитательной работы отражено в полной мере, так как присутствуют все аспекты воспитательной работы, так как присутствует и обсуждения на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы, и
анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Охарактеризуйте формы организации воспитательной работы, предлагаемые в программе, по следующим критериям: по разнообразию, соответствию целям и задачам, возрастным особенностям и интересам школьников, применению актуальных педагогических технологий и инноваций
Программа довольно разнообразна, так как присутствует модуль самоуправления, модуль внеурочной деятельности, экскурсий и т.д.
Программа полностью соответствует целям и задачам, так как программа постоянно возвращается к основным целям, например, в модуле курсов внеурочной деятельности, поощряется стремление учеников к получению нового опыта: «вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней»
«Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.» В данной фразе мы видим ориентированность на возраст школьников, и учёт возраста в планировании модуля.
Применение инновационных технологий мы можем наблюдать в модуле «Школьные медиа», где сообщество школьников и педагогов, поддерживает интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве
6. Какие критерии оценивания эффективности воспитательной работы определены в анализируемой Вами программе?
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Являются ли они, на Вам взгляд, объективными и достаточными?
Так как все принципы, которыми руководствуются составители программы раскрыты наиболее полно, то это даёт нам право говорить, что критерии достаточны и объективны, например, программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
7. Насколько прилагаемый план воспитательной работы школы соответствует программе школы?
Содержание программы связано с реальной жизнью участников, предполагает развитие их способностей и использование знаний, умений и навыков, которые будут получены при реализации программы, в дальнейшей жизни. В приложении к программе представлены разработки классных часов и различных мероприятий, направленных на формирование общей культуры школьников.
Какова структура плана?
1) общая характеристика образовательной области;
2) базовое содержание образовательной области;
3) требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся;
4) общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.
8. Соответствует ли содержание работы классного руководителя в плане работы школы методическим рекомендациям по организации деятельности классного руководителя?
Мы можем говорить о том, что содержание работы классного руководителя соответствует методическим рекомендациям по организации деятельности, так как в плане присутствуют такие пункты как: интегративность программ духовно-нравственного воспитания, поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания, например: «торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.» кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания: «открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.»