СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поступление ребёнка в школу ( из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать, чтобы дети ходили в школу с удовольствием.

Просмотр содержимого документа
«Поступление ребёнка в школу ( из опыта работы)»

Выступление на районном семинаре-практикуме «Адаптация учащихся начальной и основной школы к обучению»


«Педагогический диалог» (из опыта работы классного руководителя 1-го класса)

Тимофеева Валентина Николаевна, учитель начальных классов, І категория.


Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Первый год обучения – чрезвычайно сложный период. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребёнка, его отношение к школе и к учению. Поэтому адаптация детей к обучению в 1 классе всегда являлась очень важным и серьёзным вопросом. Так было всегда, что с приходом ребёнка в школу, на его плечи ложится целый комплекс нагрузок. И перед учителями всегда стояла задача: помочь маленькому школьнику справиться с ними.

Но в условиях перехода образования на новые стандарты обучения надо было подойти к этому более вдумчиво и подготовлено. Ещё весной я проанализировала программы по предметам, продумала, как лучше выстраивать процесс, чтобы детям было не сложно и интересно начать обучение в школе. Поэтому до начала учебного года, в мае месяце, мы с психологом школы провели собеседование с детьми, которое включало тестирование. После этого было проведено собрание с родителями будущих первоклассников. На собрании я познакомила родителей с тем, с чем они столкнутся в сентябре, подсказала, как укреплять нервую систему, как избежать стрессов у детей, как не отбить желание идти в школу, желание учиться, как помочь своему ребёнку и что ещё нужно сделать летом, чтобы процесс адаптации прошёл успешно. Не все 100% родителей прониклись этим, но тем не менее для большинства это было толчком, что нужно что-то делать. Они поняли, что их роль в подготовке ребёнка к школе гораздо важнее, чем они думали.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и особенности ребят. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

Самое страшное было в августе, когда мы получили окончательный учебный план. В 1 классе самое основное и сложное – обучение грамоте. Добавилась ещё одна проблема. В России на это отводится 9 часов. Мы получили 6 часов.. Эта программа в России рассчитана на семилеток, а у нас более половины - шестилетки. Да и работа детских садов в плане развития детей у нас поставлена намного хуже. Если учесть, что у многих детей мотивационная, эмоционально-волевая, умственная и психологическая готовность к общению и общей деятельности всё равно была низкая, а учебный материал сложный и времени на закрепление практически не остаётся, надо было найти выход - построить работу так, чтобы детям было не трудно, интересно учиться, а процесс адаптации прошёл безболезненно.

1 сентября мы сделали для них настоящим праздником: торжественная атмосфера линейки с их активным участием и где на них было направлено основное внимание, первый урок – Урок Мира - яркий, интересный, где присутствовали их родители, и они вместе с родителями выполняли общую работу: изготовили и “ запустили” голубей мира. После этого 11класс организовал для детей сладкий стол. Дети уходили домой довольные и счастливые. А передо мной стояла задача, как сделать так, чтобы в таком настроении они находились каждый день, чтобы все трудности, которые сейчас встанут на их пути они преодолевали легче. Готовясь к каждому уроку, учителя продумывают не только, как лучше подать материал, но и как сделать, чтобы урок был интересным, эмоциональным. Я считала, что этого недостаточно. На следующий день я пришла очень рано в школу, встречала детей, а сама наблюдала, с каким настроением они идут в школу. Настроение было приподнятое. Мы приветствовали друг друга, улыбались. Дети ждут чего-то нового, интересного, их надежды должны быть оправданы. А как они радовались встрече с одноклассниками! Я решила, что надо сделать побольше позитива. Кроме того, что я готовила интересные уроки с разной наглядностью и игровой деятельностью, с первого дня все перемены были организованными. Мы играли в разные игры. Дети быстрее перезнакомились, у них появились новые друзья. Таким образом началась работа по организации коллектива и установлению добрых отношений между детьми.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по-разному. По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником. Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя. Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными. Адаптация затруднена у детей, нуждающихся в специальном лечении, у детей с нарушениями психоневрологической сферы, у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе. Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться-«учительница не любит». Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него. Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».


Каждый ребёнок должен почувствовать, что в школе ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие учителя и одноклассников. Так как положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе, мы с родителями приложили усилия для установления доброжелательных отношений между детьми.

С хорошими, послушными и благополучными учениками всегда проще. Они никогда не обделены вниманием, активны, часто получают похвалу. А вот к остальным надо было найти подход, чтобы вовремя помочь, поддержать, не оставить без внимания абсолютно всё. Я старалась отметить каждый их шаг, похвалить. И от родителей требовала терпения, не кричать, не ругать детей, не наказывать за то, что у ребёнка ещё что-то не получается в учёбе. Таким образом, между всеми участниками образовательного процесса устанавливалось дружеское понимание, вызывающее у детей положительные эмоции, уверенность в себе, в своих возможностях. Детям, у которых всё получалось, было интересно учиться. Они радовались своим успехам, стремились учиться ещё лучше. Им в этом очень помогали их родители. А вот дети из проблемных семей с очень низким уровнем готовности к учёбе в школе требовали индивидуального подхода, иногда нестандартного. Я старалась в каждом ребёнке найти какое-то зёрнышко и дать толчок, чтобы оно проросло. Эти дети скованы, зажаты, необщительны, неуверены в себе, со слабой психикой, плохой памятью, рассеянным вниманием. В работе с ними нужно было быть терпимой и терпеливой, внимательной и заботливой, ни в коем случае не безразличной и искренне радоваться самой и научить их радоваться каждой победе, одобрить успехи ребёнка, заставить поверить в себя. Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используется устная отметка: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д. Отсутствие отметки не исключает зависимости ребёнка от устной отметки, приносящей ему радость или разочарование. Поэтому ситуация тревожности, связанная с отметкой, всё равно сохраняется, поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ребёнка и его учебных неудач. Учитель должен объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности. Поэтому, когда оцениваешь успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий, необходимо подбодрить ученика, не скупиться на похвалу.

В классе 21 человек, из них 6 девочек и 10 мальчиков. Мной был разработан план на период адаптации. На протяжении І семестра я уделяла больше внимания индивидуальным особенностям ребенка: дети работали на уроке в присущем им темпе. Объем работы увеличивала постепенно. Не вызывала к доске учащихся, которые были не уверены в себе, стеснительных. Обращала внимание только на достоинства учащихся. Тон всегда спокойный, сдержанный. С самого начала поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи. В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

Проводилась серьёзная работа и с родителями этих детей. Им нужно было донести, что сейчас они очень нужны своим детям. Я объясняла им, что дети у них хорошие, что не надо ставить на них клеймо непослушных или слабоуспевающих. Нужно думать не о своих удовольствиях, а о том, как не испортить жизнь своему ребёнку. Я нашла понимание у родителей, и результаты не заставили себя долго ждать. Сейчас все дети усваивают программу: все читают, пишут, считают.

Ещё надо рассматривать состояние здоровья как основу успешной адаптации, а в дальнейшем успешных занятий в школе и его нарушение уже в дошкольном возрасте. В современных условиях в школу поступает только 10-15% здоровых детей. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. У тех, которые ослаблены, вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации значительно возрастает. Ведь здоровье первоклассника – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и всего школьного марафона. Много детей с разными хроническими заболеваниями или ослабленных и у нас. Поэтому на уроках, переменах здоровью детей уделяется большое внимание. И для внеурочной деятельности все родители выбрали то, что я им предложила - хореографию, чтобы дети на внеурочке (а это пятый-шестой урок) не сидели за партами, а двигались: танцевали, играли.

Не может быть нормальной адаптации без того, чтобы слова учителя не расходились с делом. Учитель должен быть безупречным образцом для своих подопечных и их родителей.

По тому, с каким настроением дети ходят в школу, как они стараются хорошо учиться и каких результатов добились, можно сказать, что процесс адаптации детей к учёбе в школе прошёл успешно.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.