I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу. Вхождение и погружение в тему. | 1.Мультимедийный проектор. Презентация Демонстрация слайда 1 Демонстрация слайда 2 | Добрый день, ребята! Спешила к вам, потому что получила письмо о помощи и думаю, что вы сможете помочь в этой непростой ситуации. 1. Приём «Письмо» Письмо большое, поэтому я разделила его на 4 части, достанется работы всем. Давайте прочтем его. Да, вот еще что: письмо зашифровано: если оно попадет в руки врага, он не сумеет его прочитать. Тут требуется грамотный перевод. Ну что ж, за дело, мои маленькие помощники! Первое задание: письмо написано в транскрипции – сделать «перевод» письма (оно затранскрибировано), грамотно расставив знаки. Сложив его, мы получим послание и узнаем, от кого оно. Письмо принцессы Фонемы. Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка. | Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу. Учащиеся высказывают свои предположения. Получив задание, переводят письмо. Сложив все вместе, зачитывают со слайда письмо от принцессы Фонемы. | самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. |
2. Целеполагание Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения. | Демонстрация слайда 3 Демонстрация слайда 4 | - Ваше мнение, сможем помочь? А хотим ли? Тогда давайте просчитаем наши шаги. 1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей. 2 - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это: - повторение всех правил фонетики, орфографии, орфоэпии и орфографии. Демонстрация темы на слайде 3 Оставляю командный пункт за собой, если требуется помощь, я всегда готова вам помочь. Жаль будет, если город погибнет. Бывала я в нем, есть даже фотография. Нужно сохранить такую красоту! | Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. Формулируют тему урока. Формулируют цели со слов: 1 шаг - … | -общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель, тему урока, задачи. |
3. Представление команд, получение инструкций и 1-го задания. 4.Работа над темой. Цель: организация проверки знаний и умения | Демонстрация слайда 5 4 мин АМО «Самое сложное – начать!» 10 минут Демонстрация слайда 6 Слайд 7 – «Спасатели, вперед!» Во время работы групп высвечивается слайд 8 – «Скорая помощь» Слайды 9,10,11 Демонстрация слайда 12 Демонстрация слайда 13 | 1. АМО «Сборы» Итак, команды собраны, цели поставлены. Давайте представимся. После представления команд: Капитаны, ко мне! Получите второе самостоя-тельное задание. Спасатели, вперед! От вашей грамотности и скорости зависит чья-то жизнь! Но сначала вспомните правила работы в группах. У каждого на маршрутном листе они есть. Задание 2 1 группа – одевает население. Получает юбку для принцессы Морфемы. 2 группа – кормит население. Открывает пункт питания. – получает значок «Пункт питания». 3 и 4 группа – восстанавливают город из руин. Получают по 1 блоку замка (Глухие согласные) Проверка работы групп. Выставление баллов в маршрутных картах (индивидуальные и групповые, что дал учитель) 3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. (С.Я. Маршак) Саквояж – дорожная сумка с застежкой Ответ: диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан. Задание 4. Запишите слова в два столбика: 1- с оглушением, во 2 - с озвончением Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь, календарь, молотьба, сказка, сбежать. Ответ: 1- оглушение, 2 - озвончение голубь косьба червь молотьба дождь сбежать сказка Доп. вопрос: почему три слова у нас «выпали»? (в словах календарь, восемь и честь не происходят данные процессы, т.к. нет рядом стоящих звонких согласных с глухими, или звонкие должны стоять в конце слова) | Команда поочередно представляются: название, девиз (все имеет отношение к теме урока. Работа в командах. Учитель проверяет 1 задание, выставляет баллы в свой оценочный лист. Учащиеся работают в группах. Идет оценивание работы в группах. Проверка 2 задания вместе с учителем, обсуждение ошибок и выставление баллов. Совместная проверка задания 3, получение для строительства города: 1гр – 3 позиции правил транскрипции, 2 группа – еще 3 позиции правил транскрипции, 3 группа – блок замка «Сонорные согласные», 4 группа – «Звонкие согласные» - ч1 Группы проверяют выполнение задания 4 и получают свои «Баллы»: 1группа – последние 3 позиции транскрипции, 2 группа – 3 и 4 группа – по 1 блоку дворца: «Звонкие согласные», ч2, и надпись «Замок Орфоэпа» | -слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К), -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), – задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество. |
| Слайд 14 | Задание 5. Выписать 1 предложение и затранскрибировать его. Как до небес добраться Что нужно сделать, братцы, Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зеленый лес пойти, Большое дерево найти И вверх По крепким сучьям Подняться к белым тучам. А там На тучу встать ногой, Шагнуть на радугу – другой…... И вот Уже нас не достать, И небеса все наши! Но, повторяю, Начинать Нам надо с манной каши. (Л.Кузьмин) Ответ: [што нужна зд’элат’/ братцы/ штоп да - н’иб’эс дабраца// ] | Учащиеся читают задание, решают его вместе. Коллективная проверка. Учащиеся высказывают свою точку зрения. Если возникло затруднение – возвращаются к правилу, которое уже на доске как дорога из золотых кирпичей. Награды: 1г – 1 венец крыши, 2г – 2 венец крыши 3г – 3 венец крыши 4г – крыльцо из двух звеньев. За дополнения даются клумбы с цветами. | |
VI Рефлексия. | 5 минут АМО «Фейерверк» и «Шары», 5 минут Демонстрация Слайда 15 | А теперь наступил момент подвести итог самому уроку. Команды, вам дается 3 минуты на решение последней задачи. Не забудьте при выставлении оценок ученикам прибавить по баллу тем, кто готовил ДЗ. Теперь перечитайте последнюю задачу на маршрутном листе и оформите на доске ваше решение. Сначала сдайте маршрутные листы, чтобы я успела просмотреть ваше решение по оценкам.- Команды оформляют и вывешивают ответы-шары. Зачитывают написанное на них пожелание и оценку. А учитель задает ?? -Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их? -Чему научились сегодня на уроке? -Какое задание было самым интересным для вас? Почему? -Какое задание показалось трудным. Почему? -Чему вы учились, работая в паре? -Встаньте те, кто работал (по решению группы) активно? -Кто и за что мог бы себя похвалить? -Какие советы могли бы дать себе? Учитель дает свою оценку уроку и ДЗ: - как были подготовлены команды: название, девиз, - выполнение ДЗ, - поведение, участие каждого в выполнении заданий (?) - Какие знания и умения понадобились для выполнения заданий? | Учащиеся оценивают работу друг друга, пишут пожелания другим группам, вывешивают шары и фейерверки на доску. | - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), - слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) - выяснение содержательного и эмоционального впечатления участников от урока – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р) – самооценка на основе критерия успешности (Л) |