СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторение построен на методике АМО (активные методы обучения), на работе в группах, это игровая система, имеющая много плюсов (взаимопомощь, чёткость использованного времени, то, что принимать участие в работе группы должен каждый и др.)

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»»

Тема «Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»


Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая. Форма уроков: урок-путешествие «Спасатели, вперед!».

Тип: систематизация и обобщение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы.

Методы: частично-поисковый, проблемный, самостоятельной и групповой работы.

Подготовка: ДЗ на каждую группу.


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Анисимова Ольга Викторовна

Должность

учитель русского языка, литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №15»

Республика/край

Алтайский край

Город/поселение

город Славгород

Предмет

русский язык

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

5 класс

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


«Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок повторения изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»


Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Большинство учащихся класса – ребята со средним уровнем способностей. 6 человек – с высоким уровнем познавательного потенциала. Мотивация учения невысокая (основной стимул – похвала, удовлетворенность родителей, оценка). Учащиеся отличаются слабым уровнем самоорганизации, что ведет к недисциплинированности и частому безответственному отношению к выполнению учебных заданий. В классе можно выделить группу учащихся (5 человек), не желающих включаться в работу. Еще одна группа учащихся (6 человек) – ребята, которые могут работать, хотят работать и способны организовывать вокруг себя благоприятную познавательную атмосферу. Именно поэтому оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения.
Класс отличается достаточно высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, умеет работать с заданиями творческого плана, заданиями «по образцу», но определение логических взаимосвязей при выполнении заданий аналитического характера дается не всегда, поэтому в уроки целесообразно включать задания, формирующие подобные навыки и умения.
Учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей. Большая часть класса (71%) – кинестетики; при этом у 64% класса хорошо развит визуальный канал восприятия, и 44% - аудиалы. Ребята отличаются особенностями мышления, памяти, внимания, воображения, уровнем работоспособности, темпераментом. Данный факт дает основания для использования в работе материалов, видов деятельности и форм работы, активизирующих разные каналы восприятия

Цели урока/ занятия/ мероприятия


- создание условий для формирования коммуникативной компетенции через повторение и глубокого усвоение знаний и навыков по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»; - научить работе в группах, взаимопомощи и толерантности; - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


1. Познавательная: выявить степень владения учащихся теоретическими знаниями и практически­ми навыками и умениями по изученному материалу; систематизировать знания о графическом и фонетическом строе русского языка; совершенствовать орфографический анализ слов.

2. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся (определять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы); устной и письменной речи; умения работать с текстом.

3. Воспитательная: совершенствовать  навыки этичного межличностного общения, воспитывать  бережное отношение к слову формировать культуру учебного труда; уважение к труду, трудолюбие.






Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


Формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.

Формировать умение применять изученное на практике.

Образовательные:

-отработать навык нахождения частей слова;

-закрепить навык образования слов при помощи частей слова;

-повторить основные правила по пройденной теме.

Развивающие:

-развить навык выделять из устной речи нужную информацию.

Воспитательная:

-воспитывать умение сотрудничать, работая в парах (умение выстраивать партнерские отношения).


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

маршрутные карты, презентация к уроку, запись музыкальной паузы.





Этапы урока

Название используемого оборудования

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием)

Деятельность учащихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу.

Вхождение и погружение в тему.

1.Мультимедийный проектор.

Презентация

Демонстрация слайда 1












Демонстрация слайда 2


Добрый день, ребята! Спешила к вам, потому что получила письмо о помощи и думаю, что вы сможете помочь в этой непростой ситуации.

1. Приём «Письмо»

Письмо большое, поэтому я разделила его на 4 части, достанется работы всем. Давайте прочтем его. Да, вот еще что: письмо зашифровано: если оно попадет в руки врага, он не сумеет его прочитать. Тут требуется грамотный перевод. Ну что ж, за дело, мои маленькие помощники!

Первое задание: письмо написано в транскрипции – сделать «перевод» письма (оно затранскрибировано), грамотно расставив знаки. Сложив его, мы получим послание и узнаем, от кого оно.

Письмо принцессы Фонемы.

Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу.


Учащиеся высказывают свои предположения. Получив задание, переводят письмо.

Сложив все вместе, зачитывают со слайда письмо от принцессы Фонемы.










самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.














2. Целеполагание

Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения.









Демонстрация слайда 3



Демонстрация слайда 4

- Ваше мнение, сможем помочь? А хотим ли? Тогда давайте просчитаем наши шаги.

1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей.

2 - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это:

- повторение всех правил фонетики, орфографии, орфоэпии и орфографии.

Демонстрация темы на слайде 3

Оставляю командный пункт за собой, если требуется помощь, я всегда готова вам помочь.

Жаль будет, если город погибнет. Бывала я в нем, есть даже фотография. Нужно сохранить такую красоту!

Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.


Формулируют тему урока.

Формулируют цели со слов: 1 шаг - …

-общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель,

тему урока, задачи.


3. Представление команд, получение инструкций и

1-го задания.


4.Работа над темой.

Цель: организация проверки знаний и умения

Демонстрация слайда 5

4 мин


АМО

«Самое сложное – начать!»

10 минут

Демонстрация слайда 6

Слайд 7 – «Спасатели, вперед!»

Во время работы групп высвечивается слайд 8 – «Скорая помощь»

Слайды 9,10,11









Демонстрация слайда 12







Демонстрация слайда 13

1. АМО «Сборы»

Итак, команды собраны, цели поставлены. Давайте представимся.

После представления команд:

Капитаны, ко мне! Получите второе самостоя-тельное задание. Спасатели, вперед! От вашей грамотности и скорости зависит чья-то жизнь!

Но сначала вспомните правила работы в группах. У каждого на маршрутном листе они есть.

Задание 2

1 группа – одевает население. Получает юбку для принцессы Морфемы.

2 группа – кормит население. Открывает пункт питания. – получает значок «Пункт питания».

3 и 4 группа – восстанавливают город из руин. Получают по 1 блоку замка (Глухие согласные)


Проверка работы групп. Выставление баллов в маршрутных картах (индивидуальные и групповые, что дал учитель)

3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке.

Дама сдавала багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(С.Я. Маршак)

Саквояж – дорожная сумка с застежкой

Ответ: диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан. 


Задание 4. Запишите слова в два столбика:

1- с оглушением, во 2 - с озвончением

Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь,

календарь, молотьба, сказка, сбежать.

Ответ:

1- оглушение, 2 - озвончение

голубь косьба

червь молотьба

дождь сбежать

сказка

Доп. вопрос: почему три слова у нас «выпали»?

(в словах календарь, восемь и честь не происходят данные процессы, т.к. нет рядом стоящих звонких согласных с глухими, или звонкие должны стоять в конце слова)

Команда поочередно представляются: название, девиз (все имеет отношение к теме урока.


Работа в командах. Учитель проверяет 1 задание, выставляет баллы в свой оценочный лист.


Учащиеся работают в группах.

Идет оценивание работы в группах.

Проверка 2 задания вместе с учителем, обсуждение ошибок и выставление баллов.






Совместная проверка задания 3, получение для строительства города:

1гр – 3 позиции правил транскрипции,

2 группа – еще 3 позиции правил транскрипции,

3 группа – блок замка «Сонорные согласные»,

4 группа – «Звонкие согласные» - ч1





Группы проверяют выполнение задания 4 и получают свои «Баллы»:

1группа – последние 3 позиции транскрипции,

2 группа –

3 и 4 группа – по 1 блоку дворца:

«Звонкие согласные», ч2, и надпись «Замок Орфоэпа»

-слушать и понимать речь других (К),

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К),

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К),

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество.
























Слайд 14

Задание 5. Выписать 1 предложение и затранскрибировать его. Как до небес добраться Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…...
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши. (Л.Кузьмин)

Ответ:

[што нужна зд’элат’/ братцы/

штоп да - н’иб’эс дабраца// ]


Учащиеся читают задание, решают его вместе.

Коллективная проверка.


Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Если возникло затруднение – возвращаются к правилу, которое уже на доске как дорога из золотых кирпичей.


Награды:

1г – 1 венец крыши,

2г – 2 венец крыши

3г – 3 венец крыши

4г – крыльцо из двух звеньев.

За дополнения даются клумбы с цветами.












VРелаксация

Видеоролик «Зарядка на уроке» (АМО «Молекулы»)

3 минуты

Как вы думаете, в основном город отстроен? Можно ли уже горожанам быть спокойными за свою безопасность?

Значит, и нам можно отдохнуть.

Танцуем все!

Учащиеся танцуют под музыку, выполняя те действия, которые им предлагаются на слайде.



VI Рефлексия.


5 минут









АМО

«Фейерверк» и

«Шары»,

5 минут

Демонстрация

Слайда 15

А теперь наступил момент подвести итог самому уроку. Команды, вам дается 3 минуты на решение последней задачи. Не забудьте при выставлении оценок ученикам прибавить по баллу тем, кто готовил ДЗ.

Теперь перечитайте последнюю задачу на маршрутном листе и оформите на доске ваше решение.

Сначала сдайте маршрутные листы, чтобы я успела просмотреть ваше решение по оценкам.-

Команды оформляют и вывешивают ответы-шары. Зачитывают написанное на них пожелание и оценку.

А учитель задает ??

-Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их? -Чему научились сегодня на уроке?

-Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

-Какое задание показалось трудным. Почему?

-Чему вы учились, работая в паре?

-Встаньте те, кто работал (по решению группы) активно?

-Кто и за что мог бы себя похвалить?

-Какие советы могли бы дать себе?


Учитель дает свою оценку уроку и ДЗ:

- как были подготовлены команды: название, девиз,

- выполнение ДЗ,

- поведение, участие каждого в выполнении заданий (?)

- Какие знания и умения понадобились для выполнения заданий?



Учащиеся оценивают работу друг друга, пишут пожелания другим группам, вывешивают шары и фейерверки на доску.

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

- слушать и понимать речь других (К),

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

- выяснение содержательного и эмоционального впечатления участников от урока

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р)

самооценка на основе критерия успешности (Л)



АМО

«Награда героя найдет!»

Слайд 16

«Кубок призна-ния» -3минуты

Учитель вручает Кубок признания за участие в восстановлении города Орфоэпа. Не было бы этого праздника без вашей помощи и знаний.



Домашнее задание:



На выбор:

1. Составить упражнение (2-3 П) с заданием на изученные правила, заменить точками пропуски букв, написать задание. («Рваный текст»)

2. Составить ребус или кроссворд по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»


Выставление отметок.








Использованная литература:

  1. М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс М.: - «Просвещение» 2010 год.

  2. Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка» «Русский язык в школе» - М.: «Просвещение» 2001. - № 4, с. 8 - 15.

  3. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии» - М.: «Просвещение» 2005 год.

  4. С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: «Просвещение» 1999 год.

10