СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Вводные слова и предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые практические задания направлены на отработку умений учащихся.Их можно использовать  для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Вводные слова и предложения"»

Упражнение 1

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Объясните, в каких случаях выделенные слова являются вводными, а в каких нет


1) Когда ты наконец поймёшь что это бессмысленно?!

  1. Долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А.С. Пушкин)

  1. В общем у них всё получилось так как они хотели.

4) Мне знакома ваша работа в общем.

  1. Проститься навсегда однако я с ней не смог.

6) Мы подошли к берегу однако не увидели лодки рыбака.

7) Тебе холодно а мне наоборот тепло.

  1. Он сделал всё наоборот.

9) Он многое значит в моей жизни.

10) У вас значит педагогическая специальность? 

  1. Очевидно им это не нравится и их недовольство очевидно. 

12) Для провинившихся учеников возможно суровое наказание хотя возможно их и не накажут. 

13) Одним словом он поступил необдуманно когда всего лишь одним словом задел чувства своего друга. 

  1. Может быть вы хотите знать продолжение истории?

15) Он может быть весёлым и беззаботным одним словом душой компании. 

 

Упражнение 2

Выпишите  только те слова, которые могут употребляться как вводные. С каждым выписанным словом составьте и запишите по одному предложению.


Разумеется, однако, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, именно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему.

 

Упражнение 3

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.


1) Эта фраза пожалуй была сказана между прочим хотя её содержание напомнило мне между прочим одну двусмысле..ую шутку.  

2) У Татьяны Андреевны к сож..лению замёрзли ресницы и (по)этому ей к..залось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К.Г.Паустовский)

3) Письмо должно быть срочно доставле..о адресату потому что кажется мы и так опаздываем с доставкой. 

4) А впрочем судьба наша кажет..ся одинакова и родились мы (по)вид..мому под еди..ым созвездием. (А. Пушкин)

5) Почти (на)против его подвала прост..рался огромный пустырь городской земли словом те..итория была внушительной.  

6) После (не)состоявш..йся встречи с дядей к сожалению пр..мешивалось ещё и чувство разоч..рования и это к сожалению мешало сосредоточит..ся на серьёзных размышлениях. 

7) Книги брош..ры газеты словом все виды журнальной продукции во-первых валялись на полу во-вторых были (по)вид..мому в таком состоянии уже давно о чём свидетельствовал (в)час..ности  слой пыли на них но это однако не помешало нашему ра..ледованию.

8) Потом (в)прочем он говорил что наверное (не)стоило горячит..ся (не)много поостыть и действовать уже (на)верняка (по)тому(что) по его мнению ситуация (до)конца (не)была проясне..а и у пр..сутствующих всё(же) ост..вались наверное вопросы.

9) Увы он счастия не ищ..т и не от счастия бежит. (М.Ю. Лермонтов)

10) Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непростительное движение. (Л.Н. Толстой)


 Упражнение 4

Прочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проведите сравнительный анализ пар предложений и составьте лингвистический текст на тему: “Функционирование слов в предложении”.


1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)

2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.)

3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н. Гоголь.)

4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И. Тургенев.)


Упражнение 5

Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в каждом предложении.


Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями наш проводник увы отказался идти дальше. Мы разумеется пытались его уговорить. Это по всей вероятности нам удалось бы но один из путников решил над ним неудачно подшутить. Проводник естественно рассердился повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать теперь его и говорить «Будьте добры не обижайтесь и пожалуйста помогите нам выбраться из леса» было конечно бесполезно. Мы смотрели ему вслед пока наконец через несколько минут он скрылся в чаще леса.

После драки как известно кулаками не машут. Мы решили продолжать путь без проводника но к величайшей нашей досаде совсем потеряли тропу и решили что наверное следует идти на шум прибоя. Во всяком случае это пожалуй могло служить ориентиром. Впрочем наши приключения не закончились и мы оказались в оврагах. К счастью едва не сорвавшийся вниз наш товарищ вовремя ухватился за корни старой ели. Значит необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии что(бы) слышать и видеть морскую гладь. (По В. Арсеньеву)

 

Упражнение 6

Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматические основы в каждом предложении.


Была ещё та ра..яя весна когда о пр..ближении тепла можно наверное догадат..ся только по едва заметным признакам по туману на (М,м)осковских улицах да по каплям этого тумана ст..кающим с чёрных веток недавно посаже..ых лип да по рыхлому снегу. Но этот последний признак однако к Москве не относит..ся. Снег в Москве к концу марта пожалуй остаёт..ся разве(что) во дворах а на тёплом асфальте его уже нет. Тот случай о котором я хочу ра..казать произош..л весной в тро..ейбусе номер пять.

Москвичи как считает..ся в транспорте разговаривают мало а больше читают. И в том тро..ейбусе который отошёл от остановки на Театральном проезде то(же) было обычное настроение. Но вдруг кондукторша крикнула: «Погодите! Что(же) это такое?»

— Это грач, — испуга..о сказала девочка лет восьми.

Грач к удивлению сидел угревшись под пальто на груди у девочки и только на минуту высунул из(под) пальто свой нос. Но этого было достаточно что(бы) бдительная кондукторша заметила в тро..ейбусе птицу запрещё..ую к сожалению к перевозке.

— Если его нельзя везти так я слезу, — сказала девочка и покраснела.

— Что ты дочка! — во..кликнула кондукторша перестала давать билеты и протиснулась к девочке. — С..ди не бе..покойся. Ой какая птаха хорошая! Что это? (Не)уже(ли) грач?

Грач осм..лел и выгл..нул. Кондукторша осторожно погладила его пальцем по точё..ой головке и засмеялась.  (По М. Пришвину)

 

Упражнение 7

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы. Обозначьте вводные предложения (ВП) и вводные слова (ВС). 


Вы наверняка слышали о «воздушных ямах» в которые как вы знаете самолёт проваливается словно в бездну. Он якобы не падает лишь потому что летит быстро и успевает (во)время как говорят в народе выскочить из ямы.

В атмосфере конечно же нет и не может быть ям. А впрочем даже в воде которая не менее подвижна (не)бывает их. Воздушные ямы уверяю вас это вымысел. Почему(же) вы думаете самолёт проваливается? В атмосфере как всем известно множество тёплых и холодных струй. Если утверждают учёные самолёт попадает в тёплую струю он разумеется поднимается (в)верх. Попадая в холодную струю называемую в аэродинамике нисходящей он проваливается словно в яму. 

 

Упражнение 8

Перепишите предложения со вставными конструкциями, расставляя знаки препинания.


1)В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного (И.С. Аксаков)  

2) Поверьте совесть в том порукой супружество нам будет мукой (А.С. Пушкин)  

3)Но чудное дело! превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом... (И.С. Тургенев) 

4)Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра. (А.С. Пушкин) 

5)На другое утро я уже проснулся но ещё не вставал стук палки раздался у меня под окном и голос который я тотчас признал за голос Гагина запел... (И.С. Тургенев) 

6)Души неопытной волненье смирив со временем как знать? по сердцу я нашла бы друга. (А.С. Пушкин) 

7)Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера. (Л.Н. Толстой)

8)И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А.А. Блок)


Упражнение 9

Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.


1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

2) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

3) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4) Кажется, ваша история там наделала  много шуму.

5)Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.

6) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое  стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

7) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.


Упражнение 10

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции.


Пушкин в совершенстве владел француз...ким. читал (по)английски (по)итальянски самостоятельн... выучился читать (по)испански. Поэтому  естестве(н, нн)о в библиотек...  были произведения античных авторов в переводах и оригиналах всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же  (на)конец прочное место занимали произведения восточных литератур на француз...ком языке арабской индийской китайской.


Упражнение 11

Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.


1)    Поезд мчит меня к счастью.

2)     К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.

3)    Всё казалось ему родным и близким.

4)    Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.


Упражнение 12.

Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.


Однажды... Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил ... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал... символом пустой и злобной критики.

(По В. Келеру)


Упражнение 13

Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В текстах какого стиля чаще всего используются слова во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, значит и т. д. как средство связи между предложениями и абзацами?


Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть... Я предполагаю что слово оживает в двух случаях.
(Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу..
(Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как (бы) насыщается общей мелодией стиха... И (на)конец поэзия богата аллитерациями

(К. Паустовский).


Упражнение 14

Перепишите, вставляя вводные слова, указывающие на последовательность мыслей (во-первых, во-вторых и т. д.), и вводные слова, указывающие на связь мыслей (следовательно, итак). Расставьте знаки препинания.


1) Чтение книг... помогает понять жизнь... обогащает память... укрепляет грамотность и... развивает речь... надо больше читать хороших книг.

2) Витамины... способствуют укреплению здоровья... увеличивают сопротивляемость организма болезнетворным микробам... повышают работоспособность... витамины необходимы для нормальной деятельности человеческого организма.

3) Дерсу сказал мне что трижды чувствует себя виноватым перед тигром:... потому, что он сообщил мне о похищенной у него собаке... потому, что дал мне своё ружьё... потому, что вместе со мной ходил преследовать раненого зверя.


Упражнение 15

Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.
А)Выразите мысли с уверенностью.


1) Внимательное чтение повышает грамотность.

2) Физкультура укрепляет здоровье.

3) Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом.

4) Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно.

5) Все наши спортсмены примут участие в кроссе.


Б)Выразите мысли как предположение.

1) Солнечные дни установились надолго.

2) Река вскроется рано.

3) Весна будет тёплая и сухая.

4) Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень.

5) На юге уже начался купальный сезон.


Упражнение 16

Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами.


1) - А давно ты, верно, ездишь по Москве! - Езжу-то? -спросил старик. - Пятьдесят второй год езжу... - Значит, может быть, и меня возил, - сказал Казимир Станиславович. - Может, и возил, - ответил старик сухо (Бун.).

2) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью (Бун.).

3) Итак, повторим сначала предыдущее (Бун.).

4) Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе! (Бун.).

5) Она убеждала себя, что она, к великому будто бы счастью, не такова, как прочие, что красоту и женственность ей заменяют ум и высшие интересы (Бун.).

6) По обыкновению, я собиралась пройти через гостиную в кабинет (Ав.).

7) Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Леон.).

8) Но инженер, видно, любил свое дело (Ф.).

9) Впрочем, инженера интересовали и многие другие явления природы и жизни, - так, например, на станции Угольной инженер купил в буфете десяток слоеных мясных пирожков (Ф.).

10) - Подкиньте мне парочку идей, - как говорил один одесский журналист, - а я уж постараюсь сделать из них шедевр (Пауст.).

11) Приходилось пристально вглядываться, напрягать глаза, чтобы с трудом различать ближайшие избы, а может, даже не различать, лишь угадывать их на привычных местах (Расп.).

12) Не лучше ли никуда не двигаться, а завалиться обратно в постель и забыться наконец, хоть ненадолго, потерянным, желанным покоем (Расп.).


Упражнение 17

Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами.


1) Покорителем Сибири стал, как известно, Ермак Тимофеевич (Расп.).

2) Кто-то, видно, проходил в это время по улице (Расп.).

3) У нее, как говорят писатели, вырвался вздох облегчения? (Бел.).

4) Пусть письмо будет не отправлено. А почему бы, собственно, его не отправить? (Бел.).

5) Трап двигался к самолету, как черепаха, стюардессы, казалось, еле переставляют ноги (Бел.).

6) ...Он встал в очередь к транспортному контролю. Итак, первая очередь (Бел.).

7) Что ж, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла. А может, никогда и не запоминала (Бел.).

8) Иванов изловил себя на предвзятости. Наверное, еще сказывалась родственная обида. Честно говоря, так и должно было произойти (Бел.).

9) И все это - сочетание тумана и прекрасных звуков, видение белой лошади и запах теплой земли - обескураживало, заставляло вспоминать нечто необыкновенное и забытое, но, по-видимому, самое главное. Но что же в жизни самое главное? Он вернулся к машине и сел на заднее сиденье. По-прежнему сильно пахло влажной землей, а через дачную веранду или, может, через окно вылетали в летнюю ночь, рассыпались и таяли в темноте невыразимо прекрасные звуки (Бел.).

10) ...Завел разговор о площади... Почему, дескать, ее совсем нет в программе? (Бел.).


Упражнение 18

Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите вводные конструкции и объясните употребление знаков препинания.


1) Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте согласитесь могли быть дурные влияния (Ч.).

2) Он... все время говорил на своем необыкновенном языке выработанном долгими упражнениями в остроумии и очевидно давно уже вошедшем в привычку (Ч.).

З) Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреича или быть может не любила его никогда (Ч.).

4) Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и живая веселая покинула город как полагала навсегда (Ч.).

5) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык .и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. Это оттого вероятно что за границей он сильно соскучился по родине (Ч.).

6) Человек он впрочем был деликатный мягкий и неглупый (Ч.).

7) - Значит у вас теперь три Анны, - сказал он, осматривая свои белые руки с розовыми ногтями, - одна в петлице, две на шее (Ч.).

8) К счастью я больше полугода жил в Москве (Бун.).

9) Разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются? Редко разумеется весьма редко а сбываются (Бун.).

10) Левинсон как видно нисколько не стеснялся (Ф.).

11) Душевным покоем ласковым материнством веяло от этой женщины, - счастливой казалась ее жизнь из окна вагона! Но возможно это был и обман может быть у этой женщины умирали дети (Ф.).

12) Должно быть к матери в гости направилась (Ш.).

13) Ее оставили кажется все чувства кроме удивления (Зал.).


Упражнение 19

Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите вводные конструкции и объясните употребление знаков препинания.


1) Кажется этот простой лесной человек лучше всех понимал мои тогдашние настроенья (Леон.).

2) Кроме того по ее мнению спрос на живопись должен значительно подсократиться в будущем (Леон.).

3) Видишь ли после раненья нога у меня плохо гнется в колене (Леон.).

4) Дело пожалуй не в умилении перед твоим объектом (Леон.).

5) Видимо они уже предвидели скорые перемены в судьбе пашутинского лесничего (Леон.).

6) Он попытался изъяснить товарищу подвиг тех незаметных ученых чьим коллективным трудом в сущности и создаются коралловые острова знания (Леон.).

7) Ты прямо Прометей у меня, Гриша... по крайней мере постарайся связно изложить, что за птица терзает тебе печенку (Леон.).

8) К слову такие рубки на отбор велись до самого 1930 года (Леон.).

9) Оставалось предположить того выдающегося знатока тихоокеанских лесов, что так усердно и по неизвестным побуждениям добивался знакомства с Иваном Матвеичем, а теперь напротив нуждался в конфиденциальном, с глазу на глаз, разговоре с Грацианским (Леон.).

10) По его словам там каждый четверг собиралась самая разнообразная компания (Леон.).

11) Постный возлюбил простецкую кухню. Действительно при роскошных хрусталях и различных деликатесах основной харч носил несколько даже странный колорит (Леон.).

12) - Может быть попадете когда-нибудь в Италию, - сказал он. - Там вы всюду увидите такую пышную герань, что от нее не оторвешь взгляда. А у нас лучшую герань выращивают по-моему в Новгороде Великом (Шуст.).

13) Ильинична к удивлению Дуняшки беспомощно заплакала (Ш.).

14) Она мысленно подыскивала по ее мнению наиболее убедительные доводы (Ш.).


Упражнение 20

Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Определите, в каких случаях одни и те же слова являются вводными, в каких - членами предложения


Образец: Он, очевидно, опоздает к обеду. - Его мнение было очевидно. (В первом предложении очевидно выделяется запятыми, так как это вводное слово, выражающее значение предположения; во втором предложении очевидно не выделяется, так как является кратким прилагательным, выполняющим роль именной части сказуемого.)


1) Он досадливо отмахнулся. - Подумаешь рак! (Д. Г.). Ты подумаешь и расскажешь все, как было.

2) Заметьте кстати: все поэты любви мечтательной друзья (П.). Обычно подобным гостям не особенно радовались, но теперь живой человек был очень кстати (Кор.).

3) Вот казалось парню счастье, наступать расчет прямой... (Тв.). Все казалось ему давно знакомым.

4) Бывало грустно им, а скучно не бывало (П.). Он [Иван Иванович] бывало прежде всего зайдет в конюшню (Г.).

5) Здесь напротив беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание (Л. Т.). Он сел напротив Даши и не мог оторвать взгляда от ее милого лица (А. Т.).

6) Базаров держался в отдалении от этих «дрязгов», Аркадий напротив почел своею обязанностью если не помогать отцу, то по крайней мере показывать вид, что он готов помочь (Т.). Вообще это произведение кажется вполне современным.

7) Ребенок вообще ничего не понял в новой игре. Мне вообще не хотелось приезжать сюда.

8) В Крым вероятно попаду я нескоро, не тянет (Ч.). Это вполне вероятно.

9) Мне кажется что роман не его дело... (В. Бел.). Он кажется совсем расстроился.


Упражнение 21

Каждое из предложений перепишите дважды: в одном случае заключенные в скобках слова должны стать вводными, а в другом - членами предложения; укажите смысловое значение каждого варианта.


Образец: Решить задачу (таким образом) было нетрудно -

1. Решить задачу таким образом было нетрудно (как решить задачу, каким способом? Таким образом - обстоятельство образа действия).

2. Решить задачу, таким образом, было нетрудно (таким образом - вводное слово, указывающее на связь мыслей).


1) (Таким образом) разногласия были устранены.

2) За крутым поворотом (видно) было поле.

3) (Прежде всего) необходимо изучить имеющуюся по теме литературу.

4) Учащийся (безусловно) справился с заданием.

5) Конструктор (верно) решил сложную задачу.

6) Эксперимент (естественно) подводит нас к правильным выводам.

7) Дом (напротив) был очень красив.

8) Сказанное (кстати) очень верно.

9) В данный момент учитель (может быть) на собрании.

10) Он (к счастью) привык уже.


Упражнение 22

Прочитайте, найдите вводные слова и предложения. С какой целью они употреблены? Выпишите только предложения с вводными словами и вводными предложениями, выделяя их.


1) Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны (Л. Толстой). — Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова (Ломунов).

2) По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра (Арсеньев).

3) Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. — Самым красивым растением в долине Анюя был, бесспорно, амурский виноград.

4) Максим Максимыч еще не появлялся. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). — Поезд мчал меня к счастью. Оно [счастье] всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь.

5) Он спокойно молчал... И молчать таким образом он мог несколько часов (Л. Толстой). — Он признавал, что «лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства»... Таким образом, к художественной литературе Писарев проявлял высочайшую требовательность (Поспелов).

6) Отселе я вижу потоков рождение... (Пушкин). — Вы, я вижу, любите природу.



Упражнение 22

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Черепахи (1) оказывается (2) обладают хорошо развитым цветовым зрением. При поиске пищи они (3) сначала (4) ориентируются на её цвет и лишь затем на запах и вкус.


Упражнение 23

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Пожар (1) по рассказам очевидцев (2) начал распространяться с верхних этажей. Причиной его (3) по всей видимости (4) послужило неосторожное обращение с огнём.


Упражнение 24


Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Пишете (1) родная (2) моя (3) вы мне, что я человек добрый, незлобивый, ко вреду ближнего неспособный, и разные (4) наконец (5) похвалы воздаёте мне.


Упражнение 25

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Река (1) казалось (2) никогда не проснётся от зимней спячки (3) однако (4) громкий треск со всех сторон (5) вдруг (6) возвестил о начале ледохода.


Упражнение 26

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Экскурсия (1) дорогие мои (2) была великолепной, а (3) значит (4) друзья (5) мы (6)непременно (7) съездим туда все вместе.


Упражнение 27

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Но (1) господа (2) забавный случай сей
Другой пример (3) на память (4) мне приводит:
Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6)
Однако ж (7) прав упрямый Галилей.
(А.С. Пушкин)


Упражнение 28

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Дождь (1) по всей видимости (2) зарядил на весь день. Настроение у путешественников (3) по точному выражению Вари (4) было кислым. Но (5) вдруг (6) послышались звонкие голоса деревенских ребят: «Эй (7) туристы(8) охота вам сидеть в палатках! Айда (9) с нами купаться!»


Упражнение 29

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.


Упражнение 30

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Ласточка (1) ласточка (2) как я люблю твои вешние песни!
Малый твой вид я люблю, как весна, и живой и весёлый!
Пой (3) весны провозвестница (4) пой (5) и кружись надо мною:
Может быть (6) сладкие песни и мне напоёшь ты на душу.
(Н. Гнедич)


Упражнение 31

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Пылай (1) камин (2) в моей пустынной келье;
А ты (3) вино (4) осенней стужи друг (5)
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
(А.С. Пушкин)


Упражнение 32

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успокоилась.


Упражнение 33

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Такие задачи (1) ребята (2) решаются (3) как правило (4) довольно легко. Для их решения нужно знать основные принципы составления уравнений и владеть простейшими вычислительными навыками. Вы (5) дорогие мои (6) ученики (7) обязательно (8) справитесь с предстоящей контрольной работой.


Упражнение 34

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Наконец (1) стало понятно: к выходным (2) можно (3) ожидать потепления. Прогноз (4) ко всеобщей радости (5) был благоприятный. Ребята (6) потихоньку (7) стали готовить снасти и (8) конечно же (9) обсуждать предстоящую рыбалку.


Упражнение 35

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Астрономы не могут даже поручиться, что знают точно размеры планеты Плутон и её плотность. Плотность Плутона и его спутника Харона (1) по их подсчётам (2) примерно вдвое выше плотности воды. В таком случае эти небесные тела (3) вероятно (4) состоят изо льда и горных пород.


Упражнение 36

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Бог помочь (1) вам (2) друзья мои (3)
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь (4) вам (5) друзья мои (6)
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
(А.С. Пушкин)


Упражнение 37

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Вы (1) конечно (2) замечали, что рассматривать рисунки или эскизы к картине порой интереснее, чем саму картину. На картине (3) как правило (4) есть множество деталей, рассеивающих наше внимание, а в рисунке мы видим только главное и поэтому быстрее схватываем суть изображения.


Упражнение 38

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой (1) вы (2) луга и дубравы (3)-
Я одурманен весной.

Сыпь (4) ты (5) черёмуха (6) снегом,
Пойте (7) вы (8) птахи (9) в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
(С.А. Есенин)


Упражнение 39

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или жёлтой окраски. Аромат привлекаемых(1) конечно (2) к орхидеям, но основными ориентирами(3) однако(4) являются всё же цвет венчиков и рисунок на лепестках.


Упражнение 40


Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Начинай серенаду (1) скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты - наш первый весенний (2) певец (3)
Из берёзовой консерватории.
Открывай (4) представленье (5) свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая (6) сияние струн (7)
В самом горле у рощи берёзовой.
(Н.А. Заболоцкий)


Упражнение 41

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Отдохните (1) птицы (2) отдохните,
Подремлите (3) милые (4) мои (5)
На страницах самой мудрой книги.
На ладонях матери-земли.
(Ю.П. Кузнецов)


Упражнение 42

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Думая о будущем Москвы, а оно(1) как известно (2) начинается сегодня, ещё сильнее почитать город, увиденный сквозь века, город, миновавший бури и грозы, стоящий(3) как говорят поэты(4) «ныне на граните».


Упражнение 44

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Дождь (1) всё-таки (2) пошёл, но (3) к изумлению всех участников похода (4) прекратился уже через пятнадцать минут.


Упражнение 45

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1) вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с ним их заселённость.


Упражнение 46

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Если (1) тебе (2) дорогой читатель (3) придётся любоваться книгами первопечатника, обрати внимание на толстый фолиант - жемчужину в наследии Ивана Фёдорова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!