СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложный падеж имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложный падеж имен существительных»

УМК «Школа России»

Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)

Класс: 3В Учитель: СЕФЕРОВА З.А.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема: Предложный падеж имен существительных

Цель: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать умение уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

  • обеспечить условия для развития умений слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, четко и точно выражать свои мысли;

  • формировать умения работать в парах и группе, устанавливать партнерские отношения;

  • формировать у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного языка;

  • способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.

  • - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока:

Ноутбук, проектор, таблички с названиями падежей, предлогами, падежными вопросами, опорными словами, смайлики, паук







Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.








19 февраля.
















Минутка чистописания

3 мин.

-Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим.

И станет все кругом

Добрее и светлее.

-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

-Улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу.

Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!

И подарите эту улыбку другим!

Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

А теперь с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

-Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, Классная работа.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Послушайте внимательно.

Попугайчик, попугай.

Папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе.

А найди нам букву …( п)

- Какую букву мы сегодня будем писать, вы догадались?

- Дайте характеристику звуку, обозначающий буквой П?

(Обозначает согласный, мягкий и твёрдый звуки, глухой, парный)

-Продолжите закономерность:

П п Пп пп

Пушкин погода Паша папа

- Почему первое и третье слово с большой буквы? (имя собственное)

- Какой частью речи являются эти слова? Составьте предложение с одним из этих слов. Найти грамматическую основу

Напишите. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседя.

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Записывать.




























Отвечать на вопросы учителя.



Давать характеристику звуку.


Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: работа на доске с карточками.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.


























Гимнастика глаз.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

Посмотрите на доску. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, предлоги, названия падежей вразброс.)

-Что вы видите на доске?

- Всё ли верно?

Р.п. - Кому ? Чему? есть

И.п. – Кого? Чего? Дать

Д.п. - Кого? Что? Нет

Т.п. - Кто? Что? Творю

В.п. - Кем? Чем? Думаю


- Нет, напротив падежей вписаны не те вопросы, опорные слова.

- Давайте разберем «Путаницу» и наведем порядок.

(Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах.)

-Что вы заметили? (Предложного падежа нет.)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Докажите свою точку зрения.

(На доске записаны 5 падежей, а их в русском языке 6. Есть все падежи, кроме предложного.)

Учитель на экране фиксирует тему урока и на доске карточку П.п.

Предложный падеж имен существительных

Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на нашу таблицу и сформулируйте задачи урока?

Вспомним:

- на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже.

Узнаем:

- вспомогательное или опорное слово;

-с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже;

-каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже;

-почему падеж получил такое название.

Будем учиться:

-выделять в речи имена существительные в предложном падеже;

-работать в парах; в группах;

-слушать и слышать товарища;

- договариваться друг с другом;

-оценивать свою деятельность.

(Закройте глазки. Не открывая, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Зажмурьтесь сильно. Поморгайте часто. Сидим спокойно. На счёт 1,2,3 открываем глаза.)

Слушать учителя.

Выполнять задание учителя.



Называть падежные вопросы, опорные сова, предлоги














Формулировать тему и задачи урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Открытие нового знания.

Решение частных задач

Практический:

работа со словами на слайде, работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Самостоятельная работа.














15 мин.

-Итак, отправляемся за знаниями. Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу.

-У вас на партах желтые карточки. Возьмите их. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. СЛАЙД 2

Грелась (…) солнышке, мечтали (…) птице, говорили (…) маме, пришел (…) куртке, летать (…) сне.

- Что помогло вам связать слова в словосочетаниях? Как называются эти слова? (Предлоги.)

Какую работу вы можете предложить выполнить?

(Определить падеж имен существительных, выделить окончания.)

(Работа по цепочке.) Оцените себя.

- Давайте определим, На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?

(О КОМ? О ЧЕМ?) Вывешиваю карточку.

-С какими предлогами употребляется имена существительные в предложном падеже?

(ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО.) Вывешиваю карточку.

-Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов?

(Нет.)

-Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется?

(Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов.)

- А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном падеже с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова.

(Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух.)

- Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем?

(Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке.)


- Ребята, а вы знаете, кто дал название предложному падежу?

- Название шестому падежу русского языка дал Михаил Васильевич Ломоносов. СЛАЙД 3

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать) Вывешиваю карточку

- Посмотрите на экран. Давайте устно, по цепочке будем менять эти слова, ставя их в предложный падеж и называя окончание. Например: Кукла – (о чём?) о кукле. (Дом, мама, собака, сон, слон, коробка, арбуз, кровать, учебник, зоопарк, трон, корона, бумага, солнце, космонавт, футбол, рубашка.).

СЛАЙД 4 Оцените себя.

Слушать учителя.


Отвечать на вопросы учителя.


Выполнять устное упражнение.


Отвечать на вопросы учителя.


Строить речевые высказывания.



Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

2 мин.

А теперь, ребята, встаньте.

Физминутку выполняйте.


Презентация «Падежи»

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.


15 мин.

Парная работа.

Упр. 98 будем работать в парах. Какое задание будем выполнять?

Работал (на чем?) на почте, сказал (при ком?) При товарище, читал (о чем?) о космосе, пришел (в чем?) в пальто.

СЛАЙД 5

- Докажи, почему так? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

СЛАЙД 6

Роль в предложении

- Что можно сделать с этими словами?

- Составьте два предложения. Выполним разбор предложений.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

Работа по вариантам

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)

Групповая работа.

Работают в группах на листочках. Измените по падежам слова. Звезда, солдат, папа

Раздаю карточки для групповых работ.


СЛАЙД 7

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля), 

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?


- Ребята, а о чём мечтаете вы? Хочу, чтоб ваши мечты сбылись.


Читать задание.


Отвечать на вопросы учителя.


Выполнять задание.


Отвечать на вопросы учителя.









Составлять предложения.

















Читать стихотворение.



Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- Поставьте в предложный падеж следующие слова:

кровать, диван, сон, рука.

- Какие мы ставили задачи к уроку?

- Все ли задачи нам удалось решить на уроке?

Нужно ли нам знать и изучать падежи? Для чего?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник страница номер 55, упражнение номер 100.

Записывать Д/З.


Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.


- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке.

На партах у вас СМАЙЛИКИ.

Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 6


-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы, а я хочу подарить вам памятки «Паук о падежах» (раздаю памятки). Спасибо всем за урок.

ОЦЕНИВАЮ ДЕТЕЙ ЗА УРОК.

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.