СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Методы и приёмы саморегуляции"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы саморегуляции

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Методы и приёмы саморегуляции"»

   Методы и приемы саморегуляции

Методы и приемы саморегуляции

Методы и приемы саморегуляции Методы саморегуляции Выполняются самостоятельно Совместно с другими специалистами Самостоятельно, после подготовки со специалистом Только при участии другого специалиста

Методы и приемы саморегуляции

Методы саморегуляции

Выполняются самостоятельно

Совместно с другими специалистами

Самостоятельно, после подготовки со специалистом

Только при участии другого специалиста

Методы и приемы саморегуляции Приемы саморегуляции Изменение субъективной значимости ситуации или особенностей восприятия ситуации Изменение эмоционального реагирования на стресс активное включение представлений и чувственных образов изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием управление вниманием

Методы и приемы саморегуляции

Приемы саморегуляции

Изменение субъективной значимости ситуации или особенностей восприятия ситуации

Изменение эмоционального реагирования на стресс

активное включение представлений и чувственных образов

изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием

управление вниманием

Виды дыхания брюшное ключичное Верхнее (ключичное) дыхание  применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности. Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Виды дыхания

брюшное

ключичное

Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности.

Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Алгоритм выполнения брюшного дыхания:  Проводится сидя или стоя, необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании.  Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох. При этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.   После на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета.  Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом, на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, которая не должна колыхнуться.

Алгоритм выполнения брюшного дыхания:

  • Проводится сидя или стоя, необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании.
  • Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох. При этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.
  • После на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета.
  • Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом, на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, которая не должна колыхнуться.

Алгоритм выполнения ключичного дыхания:  Данный вид дыхания осуществляется энергичным глубоким вдохом через нос, с поднятием плеч и резким выдохом через рот.  При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.  Уже после несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести и прилива бодрости.

Алгоритм выполнения ключичного дыхания:

  • Данный вид дыхания осуществляется энергичным глубоким вдохом через нос, с поднятием плеч и резким выдохом через рот.
  • При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.
  • Уже после несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести и прилива бодрости.

Приемы концентрации внимания Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать. Необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон.

Приемы концентрации внимания

  • Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать.
  • Необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут.
  • Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон.

Нервно-мышечная релаксация  Метод расслабления мышц тела.  Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния.  Данный метод является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса.  Данная методика состоит из серии упражнений, направленных на напряжение и последующее расслабление, как определенных мышечных групп, так и отдельных мышц, с целью достижения состояния глубокого расслабления.  Перед проведением важно определить, есть ли у участника какие-либо противопоказания, связанные с мышечными или нервно-мышечными расстройствами (невролгические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология).

Нервно-мышечная релаксация

  • Метод расслабления мышц тела.
  • Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния.
  • Данный метод является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса.
  • Данная методика состоит из серии упражнений, направленных на напряжение и последующее расслабление, как определенных мышечных групп, так и отдельных мышц, с целью достижения состояния глубокого расслабления.
  • Перед проведением важно определить, есть ли у участника какие-либо противопоказания, связанные с мышечными или нервно-мышечными расстройствами (невролгические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология).

Визуализация. Самовнушение. Визуализация является важной составляющей психологической саморегуляции, представляющая собой умение произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках). Самовнушение – прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушает уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это!».

Визуализация. Самовнушение.

Визуализация является важной составляющей психологической саморегуляции, представляющая собой умение произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках).

Самовнушение – прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушает уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это!».

Существует ряд требований, которым должны отвечать формулы самовнушения:  необходимо четко определить цель, которую вы хотите достичь во время самовнушения; - формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть; - формула должна носить позитивный характер, без частицы «не»; - формула должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выходе; - хорошо, если формула носит несколько иронично-веселый характер или зарифмована.  Самоубеждение представляет собой процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.  Одним из вариантов самоубеждения является мысленное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного завершения ситуации.

Существует ряд требований, которым должны

отвечать формулы самовнушения:

  • необходимо четко определить цель, которую вы хотите

достичь во время самовнушения;

- формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть;

- формула должна носить позитивный характер, без частицы «не»;

- формула должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выходе;

- хорошо, если формула носит несколько иронично-веселый характер или зарифмована.

Самоубеждение представляет собой процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Одним из вариантов самоубеждения является мысленное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного завершения ситуации.

Аутогенная тренировка АТ Низшая ступень Высшая ступень овладение методами регуляции мышечного тонуса, релаксация путем представления состояния тяжести и тепла обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях

Аутогенная тренировка

АТ

Низшая ступень

Высшая ступень

овладение методами регуляции мышечного тонуса, релаксация путем

представления состояния тяжести и тепла

обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях

Медитация это система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности. способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми. в аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.

Медитация

  • это система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности.
  • способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми.
  • в аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.

Процесс медитации расслабление сосредоточение собственно медитативное состояние выход из медитации

Процесс медитации

расслабление

сосредоточение

собственно медитативное состояние

выход из медитации

Идеомоторная тренировка Идеомоторная тренировка позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность ошибок в условиях нештатной работы техники. Идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности.

Идеомоторная тренировка

  • Идеомоторная тренировка позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность ошибок в условиях нештатной работы техники.
  • Идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности.
Идеомоторная тренировка 1. Разминка  сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость в пальцах и стопах», «приклеиться к телом к стене» и т.п. Критерии успешности: - появление соответствующих ощущений в теле; - мобилизация, активный настрой на работу.

Идеомоторная тренировка

1. Разминка

сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость в пальцах и стопах», «приклеиться к телом к стене» и т.п.

Критерии успешности:

- появление соответствующих ощущений в теле;

- мобилизация, активный настрой на работу.

Идеомоторная тренировка 2. Диссоциированное преставление движения наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения; пошаговое описание, показ движения; обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места; обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте. Критерий успешности: появление микродвижений; возможность представить выполнение движения в разное время суток, года и т.д.

Идеомоторная тренировка

2. Диссоциированное преставление движения

  • наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения;
  • пошаговое описание, показ движения;
  • обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места;
  • обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте.

Критерий успешности:

  • появление микродвижений;
  • возможность представить выполнение движения в разное время суток, года и т.д.
Идеомоторная тренировка 3. Ассоциированное представление движения очень медленно переводят «образ движения», мысленно подключая только те группы мышц, которые активно участвуют в движении; постепенно ускорять до реального времени, при неточностях – вернуться к прежнему медленному темпу; выделение основного элемента, определяющий успешность всего движения; подобрать точную словесную формулировку, позволяющую быстро перейти к оптимальному для этого движения состояния; мысленно повторить все движение слитно, произнося про себя найденную формулу Критерии успешности: желательно, чтобы при этом возникали самые минимальные движения в соответствующих мышцах (происходит установление идеомоторных связей); чувство слитности мысленного образа с включенными в движение мышцами, целостности, слитности движения.

Идеомоторная тренировка

3. Ассоциированное представление движения

  • очень медленно переводят «образ движения», мысленно

подключая только те группы мышц, которые активно участвуют в движении;

  • постепенно ускорять до реального времени, при неточностях – вернуться к прежнему медленному темпу;
  • выделение основного элемента, определяющий успешность всего движения;
  • подобрать точную словесную формулировку, позволяющую быстро перейти к оптимальному для этого движения состояния;
  • мысленно повторить все движение слитно, произнося про себя найденную формулу

Критерии успешности:

  • желательно, чтобы при этом возникали самые минимальные движения в соответствующих мышцах (происходит установление идеомоторных связей);
  • чувство слитности мысленного образа с включенными в движение мышцами, целостности, слитности движения.
Идеомоторная тренировка Эффективность:  Необходимо создавать предельно точный образ движений, выполняемых мысленно, избегая представлений движения «вообще», без отчетливой картины. Мыслительный образ движений обязательно должен быть связан с мышечными ощущениями. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает при сопровождении его точными словесными формулировками. Приступая к разучиванию нового двигательного элемента, нужно мысленно видеть его исполнение в замедленном темпе, что способствует более качественному его представлению, а затем постепенно увеличивать скорость.

Идеомоторная тренировка

Эффективность:

  • Необходимо создавать предельно точный образ движений, выполняемых мысленно, избегая представлений движения «вообще», без отчетливой картины.
  • Мыслительный образ движений обязательно должен быть связан с мышечными ощущениями.
  • Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает при сопровождении его точными словесными формулировками.
  • Приступая к разучиванию нового двигательного элемента, нужно мысленно видеть его исполнение в замедленном темпе, что способствует более качественному его представлению, а затем постепенно увеличивать скорость.
Идеомоторная тренировка Овладение новым техническим приемом целесообразно в позе по возможности близкой к той, в которой реально выполняется данное упражнение. В дальнейшем при достаточном овладении методом, удается отчетливо представить все реальные движения, находясь в одном из трех стандартных положений, рекомендуемых в саморегуляции: лежа, полулежа и в позе кучера.  В ряде случаев идеомоторное представление настолько сильно, что обучающийся начинает невольно двигаться. В такой ситуации необходимо сознательно связывать выполняемые движения с их мыслительным образом, в противоположном случае имитирующие движения не принесут пользы.  Самой распространенной ошибкой являются мысли о уже конечном результате непосредственно перед выполнением задания. Непосредственно перед реальным выполнением задания не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представления о том, как его нужно достигать.

Идеомоторная тренировка

  • Овладение новым техническим приемом целесообразно в позе по возможности близкой к той, в которой реально выполняется данное упражнение. В дальнейшем при достаточном овладении методом, удается отчетливо представить все реальные движения, находясь в одном из трех стандартных положений, рекомендуемых в саморегуляции: лежа, полулежа и в позе кучера.
  • В ряде случаев идеомоторное представление настолько сильно, что обучающийся начинает невольно двигаться. В такой ситуации необходимо сознательно связывать выполняемые движения с их мыслительным образом, в противоположном случае имитирующие движения не принесут пользы.
  • Самой распространенной ошибкой являются мысли о уже конечном результате непосредственно перед выполнением задания. Непосредственно перед реальным выполнением задания не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представления о том, как его нужно достигать.
Идеомоторная тренировка Формирование навыков работы  во внештатных ситуациях: Войти в состояние релаксации; Представить себя в рабочей ситуации. Например: за рулем автомобиля, работающим со сложным оборудованием и т.п.; Мысленно представить свои действия в штатной ситуации и изменения, которые происходят в самой ситуации. Например: рука переключает режим работы оборудования, меняются показатели датчиков, кто находится рядом и т.п.; Представить возникновение нештатной ситуации и свои действия до нормализации обстановки; Привести мысленные представления в соответствие с требуемым темпом.

Идеомоторная тренировка

Формирование навыков работы

во внештатных ситуациях:

  • Войти в состояние релаксации;
  • Представить себя в рабочей ситуации. Например: за рулем автомобиля, работающим со сложным оборудованием и т.п.;
  • Мысленно представить свои действия в штатной ситуации и изменения, которые происходят в самой ситуации. Например: рука переключает режим работы оборудования, меняются показатели датчиков, кто находится рядом и т.п.;
  • Представить возникновение нештатной ситуации и свои действия до нормализации обстановки;
  • Привести мысленные представления в соответствие с требуемым темпом.
Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Возможно применение методики, как в качестве психотерапевтической, так и психокоррекционной. Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) рекомендуется проводить в закрытой группе.  Количество участников в группе не должно превышать 10-12 человек. Цикл занятий состоит из 10 ежедневных занятий под руководством ведущего. Продолжительность каждого занятия около часа.

Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям.

  • Возможно применение методики, как в качестве психотерапевтической, так и психокоррекционной.
  • Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) рекомендуется проводить в закрытой группе.
  • Количество участников в группе не должно превышать 10-12 человек.
  • Цикл занятий состоит из 10 ежедневных занятий под руководством ведущего.
  • Продолжительность каждого занятия около часа.

Ассоциативная методика саморегуляции - это методика ПСР с использованием элементов эриксонианского гипноза и НЛП, что позволило расширить контингент обучаемых, за счет модификации семишаговой модели М.Эриксона, адаптированной для группового использования. Это позволило создать более приемлемые и оптимальные для каждого обучаемого ключей доступа за счет создания их самим спасателем в состоянии саморегуляции под руководством психолога. Решить некоторые частные проблемы спасателей с помощью достаточно простых психотехник, используемых в НЛП, на фоне достигнутого состояния саморегуляции . НЛП – это комлпекс психотехник, а также вербальных и невербальных приемов, которые способны «вносить» в мозг человека определенную информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейролингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.

Ассоциативная методика саморегуляции - это методика ПСР с использованием элементов эриксонианского гипноза и НЛП, что позволило расширить контингент обучаемых, за счет модификации семишаговой модели М.Эриксона, адаптированной для группового использования.

  • Это позволило создать более приемлемые и оптимальные для каждого обучаемого ключей доступа за счет создания их самим спасателем в состоянии саморегуляции под руководством психолога.
  • Решить некоторые частные проблемы спасателей с помощью достаточно простых психотехник, используемых в НЛП, на фоне достигнутого состояния саморегуляции .
  • НЛП – это комлпекс психотехник, а также вербальных и невербальных приемов, которые способны «вносить» в мозг человека определенную информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейролингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.
Методика апробирована в клинике психиатрии Военно-медицинской академии. Возможно применение методики как в качестве психотерапевтической (с целью лечения психических заболеваний), так и психокоррекционной (с целью коррекции различных предпатологических психических состояний у практически здоровых людей).

Методика апробирована в клинике психиатрии Военно-медицинской академии.

Возможно применение методики как в качестве психотерапевтической (с целью лечения психических заболеваний), так и психокоррекционной (с целью коррекции различных предпатологических психических состояний у практически здоровых людей).

  Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.