Методы и приемы саморегуляции
Методы и приемы саморегуляции
Методы саморегуляции
Выполняются самостоятельно
Совместно с другими специалистами
Самостоятельно, после подготовки со специалистом
Только при участии другого специалиста
Методы и приемы саморегуляции
Приемы саморегуляции
Изменение субъективной значимости ситуации или особенностей восприятия ситуации
Изменение эмоционального реагирования на стресс
активное включение представлений и чувственных образов
изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием
управление вниманием
Виды дыхания
брюшное
ключичное
Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности.
Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).
Алгоритм выполнения брюшного дыхания:
- Проводится сидя или стоя, необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании.
- Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох. При этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.
- После на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета.
- Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом, на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, которая не должна колыхнуться.
Алгоритм выполнения ключичного дыхания:
- Данный вид дыхания осуществляется энергичным глубоким вдохом через нос, с поднятием плеч и резким выдохом через рот.
- При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.
- Уже после несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести и прилива бодрости.
Приемы концентрации внимания
- Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать.
- Необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут.
- Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон.
Нервно-мышечная релаксация
- Метод расслабления мышц тела.
- Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния.
- Данный метод является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса.
- Данная методика состоит из серии упражнений, направленных на напряжение и последующее расслабление, как определенных мышечных групп, так и отдельных мышц, с целью достижения состояния глубокого расслабления.
- Перед проведением важно определить, есть ли у участника какие-либо противопоказания, связанные с мышечными или нервно-мышечными расстройствами (невролгические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология).
Визуализация. Самовнушение.
Визуализация является важной составляющей психологической саморегуляции, представляющая собой умение произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках).
Самовнушение – прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушает уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это!».
Существует ряд требований, которым должны
отвечать формулы самовнушения:
- необходимо четко определить цель, которую вы хотите
достичь во время самовнушения;
- формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть;
- формула должна носить позитивный характер, без частицы «не»;
- формула должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выходе;
- хорошо, если формула носит несколько иронично-веселый характер или зарифмована.
Самоубеждение представляет собой процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.
Одним из вариантов самоубеждения является мысленное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного завершения ситуации.
Аутогенная тренировка
АТ
Низшая ступень
Высшая ступень
овладение методами регуляции мышечного тонуса, релаксация путем
представления состояния тяжести и тепла
обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях
Медитация
- это система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности.
- способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми.
- в аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.
Процесс медитации
расслабление
сосредоточение
собственно медитативное состояние
выход из медитации
Идеомоторная тренировка
- Идеомоторная тренировка позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность ошибок в условиях нештатной работы техники.
- Идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности.
Идеомоторная тренировка
1. Разминка
сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость в пальцах и стопах», «приклеиться к телом к стене» и т.п.
Критерии успешности:
- появление соответствующих ощущений в теле;
- мобилизация, активный настрой на работу.
Идеомоторная тренировка
2. Диссоциированное преставление движения
- наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения;
- пошаговое описание, показ движения;
- обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места;
- обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте.
Критерий успешности:
- появление микродвижений;
- возможность представить выполнение движения в разное время суток, года и т.д.
Идеомоторная тренировка
3. Ассоциированное представление движения
- очень медленно переводят «образ движения», мысленно
подключая только те группы мышц, которые активно участвуют в движении;
- постепенно ускорять до реального времени, при неточностях – вернуться к прежнему медленному темпу;
- выделение основного элемента, определяющий успешность всего движения;
- подобрать точную словесную формулировку, позволяющую быстро перейти к оптимальному для этого движения состояния;
- мысленно повторить все движение слитно, произнося про себя найденную формулу
Критерии успешности:
- желательно, чтобы при этом возникали самые минимальные движения в соответствующих мышцах (происходит установление идеомоторных связей);
- чувство слитности мысленного образа с включенными в движение мышцами, целостности, слитности движения.
Идеомоторная тренировка
Эффективность:
- Необходимо создавать предельно точный образ движений, выполняемых мысленно, избегая представлений движения «вообще», без отчетливой картины.
- Мыслительный образ движений обязательно должен быть связан с мышечными ощущениями.
- Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает при сопровождении его точными словесными формулировками.
- Приступая к разучиванию нового двигательного элемента, нужно мысленно видеть его исполнение в замедленном темпе, что способствует более качественному его представлению, а затем постепенно увеличивать скорость.
Идеомоторная тренировка
- Овладение новым техническим приемом целесообразно в позе по возможности близкой к той, в которой реально выполняется данное упражнение. В дальнейшем при достаточном овладении методом, удается отчетливо представить все реальные движения, находясь в одном из трех стандартных положений, рекомендуемых в саморегуляции: лежа, полулежа и в позе кучера.
- В ряде случаев идеомоторное представление настолько сильно, что обучающийся начинает невольно двигаться. В такой ситуации необходимо сознательно связывать выполняемые движения с их мыслительным образом, в противоположном случае имитирующие движения не принесут пользы.
- Самой распространенной ошибкой являются мысли о уже конечном результате непосредственно перед выполнением задания. Непосредственно перед реальным выполнением задания не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представления о том, как его нужно достигать.
Идеомоторная тренировка
Формирование навыков работы
во внештатных ситуациях:
- Войти в состояние релаксации;
- Представить себя в рабочей ситуации. Например: за рулем автомобиля, работающим со сложным оборудованием и т.п.;
- Мысленно представить свои действия в штатной ситуации и изменения, которые происходят в самой ситуации. Например: рука переключает режим работы оборудования, меняются показатели датчиков, кто находится рядом и т.п.;
- Представить возникновение нештатной ситуации и свои действия до нормализации обстановки;
- Привести мысленные представления в соответствие с требуемым темпом.
Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям.
- Возможно применение методики, как в качестве психотерапевтической, так и психокоррекционной.
- Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) рекомендуется проводить в закрытой группе.
- Количество участников в группе не должно превышать 10-12 человек.
- Цикл занятий состоит из 10 ежедневных занятий под руководством ведущего.
- Продолжительность каждого занятия около часа.
Ассоциативная методика саморегуляции - это методика ПСР с использованием элементов эриксонианского гипноза и НЛП, что позволило расширить контингент обучаемых, за счет модификации семишаговой модели М.Эриксона, адаптированной для группового использования.
- Это позволило создать более приемлемые и оптимальные для каждого обучаемого ключей доступа за счет создания их самим спасателем в состоянии саморегуляции под руководством психолога.
- Решить некоторые частные проблемы спасателей с помощью достаточно простых психотехник, используемых в НЛП, на фоне достигнутого состояния саморегуляции .
- НЛП – это комлпекс психотехник, а также вербальных и невербальных приемов, которые способны «вносить» в мозг человека определенную информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейролингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.
Методика апробирована в клинике психиатрии Военно-медицинской академии.
Возможно применение методики как в качестве психотерапевтической (с целью лечения психических заболеваний), так и психокоррекционной (с целью коррекции различных предпатологических психических состояний у практически здоровых людей).
Спасибо за внимание.