СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание элективного курса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»

Просмотр содержимого документа
«Преподавание элективного курса»

Принята

МО учителей

Естественно-математических наук

Протокол №________

« » сентября г.


Согласована

зам. директора по УВР

Е.А. Полетаева

« » сентября г.



Утверждена

Руководитель ОУ

Т.И.__Стариченко

« » сентября г.




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-

Ордынского района Новосибирской области

Ордынская средняя общеобразовательная школа №2





Рабочая учебная программа




Информатика (спецкурс)

(наименование учебного предмета / курса)




Профильный уровень, 3 ступень образования

(уровень, ступень образования)


1 год

(срок реализации программы)




Составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г) и программ по предмету:

Составлена на основе примерной программы


рекомендованной в ОУ и разработанной автором Н.Д. Угринович

(наименование программы

(34 часа, 1 час в неделю). Информатика: 2-11 классы: программы– М.: БИНОМ, 2007. – с. 219-231,

составитель .М.Н. Бородин___________________________________________________________

(наименование программы) (автор программы, издательство, год издания)







Королев Юрий Владимирович, учитель информатики первой к/к

(ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)







р.п. Ордынское

Новосибирской области


Программа элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»

Пояснительная записка

В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров.

Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя:

       Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004;

       CD-ROM. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004.

Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и электронных таблиц Microsoft Excel .

Компьютерный практикум на CD-ROM обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. CD-ROM, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic.

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.

Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на CD-ROM хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и файлы электронных таблиц.

Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий (122 задания) разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.

Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

       урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

       внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете и может быть использован для самостоятельного обучения, т.к. содержит подробные (по шагам) инструкции по выполнению практических работ, а также готовые проекты ко всем заданиям на CD-ROM.

Класс: 11

Количество часов в неделю: 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.

Образовательная область: «Информатика».

Профиль: информационно-технологический.

Цель курса: научить учащихся:

       строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);

       на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic , а также электронных таблиц Microsoft Excel;

       проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

  1.  Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования и электронных таблицах - 34 часа

Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Два способа построения компьютерных моделей:

         с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic;

         с использованием электронных таблиц Microsoft Excel .

 

Построение и исследование физических моделей. Компьютерный эксперимент.

Исследование математических моделей. Построение графиков функций. Приближенное решение уравнений (графическое и с использованием числовых методов). Вероятностные модели (метод Монте-Карло).

Биологические модели развития популяций: модели неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, модели жертва-хищник.

Оптимизационное моделирование в экономике. Построение и исследование целевой функции.

Модели экспертных систем. Модель лабораторной работы по химии «Распознавание химических веществ».

Геоинформационные модели в электронных таблицах.

Модели логических устройств. Логические схемы сумматора и триггера. Решение логических задач.

Информационные модели управления объектами. Модели разомкнутых и замкнутых систем.

Требования к знаниям и умениям учащихся

       уметь создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, экономики и др.);

              уметь создавать компьютерные модели с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и электронных таблиц Microsoft Excel;

              уметь проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.

  Тематическое планирование курса

Примерное тематическое планирование рассчитано:

       на преподавание 34 учебных часа в 11 классах из расчета 1 учебный час в урочной форме;

В планировании большая тема разбита на 10 подтем (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.

В разделе Компьютерный практикум предусмотрено выполнение 24 практических заданий:

      12 задания ориентированы на урочную форму, подробные указания по их выполнению содержатся в учебном пособии и готовые проекты имеются на CD-ROM;

Теория

Компьютерный практикум и построение формальных моделей

  11 класс, 1 полугодие 16 часов

Построение и исследование информационных моделей c использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

1. Моделирование как метод познания:

       Системный подход в моделировании.

       Модели материальные и модели информационные.

       Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

 

0

2. Исследование физических моделей:

       Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.

       Компьютерная модель движения тела на языке Visual Basic.

       Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.

1

1. Формальная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту».

2. Формальная модель-задание «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту».

3. Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» на языке Visual Basic.

4. Проект-задание «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту» на языке Visual Basic.

5. Компьютерная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах.

5

3. Приближенное решение уравнений:

       Приближенное решение уравнений на языке Visual Basic.

       Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.

1

6. Проект «Приближенное решение уравнения» на языке Visual Basic.

7. Проект-задание «Приближенное решение уравнения» на языке Visual Basic.

8. Компьютерная модель «Приближенное решение уравнений» в электронных таблицах.

3

4. Вероятностные модели:

       Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло.

       Компьютерные модели, построенные с использованием метода Монте-Карло на языке Visual Basic.


1

9. Формальная модель-задание «Бросание монеты».

10. Проект «Определение площади круга с использованием метода Монте-Карло» на языке Visual Basic.

11. Проект-задание «Бросание монеты» на языке Visual Basic.

3

Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы

1

 

0

ВСЕГО ЧАСОВ:

5

 

11

Учебное пособие: Глава 2. Построение и исследование информационных моделей

CD-ROM: Указания по разработке проектов и готовые проекты.

Установить с CD-ROM:

      систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition;

Установить с дистрибутива Microsoft Office:

электронные таблицы Microsoft Excel.

11 класс, 2 полугодие 18 часов

Построение и исследование информационных моделей c использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

5. Биологические модели развития популяций:

       Информационные модели развития популяций.

       Компьютерные модели развития популяций на языке Visual Basic.

1

12. Формальная модель «Численность популяций».

13. Проект «Численность популяций» на языке Visual Basic.

2

6. Оптимизационное моделирование в экономике:

       Информационные оптимизационные модели.

       Построение и исследование оптимизационной модели на языке Visual Basic.

       Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах.

1

14. Формальная модель «Оптимизация раскроя».

15. Проект «Оптимизация раскроя» на языке Visual Basic.

16. Компьютерная модель «Оптимизация раскроя» в электронных таблицах.


3

7. Экспертные системы распознавания химических веществ:

       Построение информационной модели экспертной системы.

       Модель экспертной системы на языке Visual Basic.

1

17. Формальная модель и проект «Распознавание удобрений» на языке Visual Basic.

18. Проект-задание «Распознавание волокон» на языке Visual Basic.

2

8. Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Excel.

0

19. Геоинформационная модель «Население стран мира».

1

9. Модели логических устройств:

       Логические схемы сумматора и триггера.

       Модели логических устройств компьютера на языке Visual Basic.

       Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах.

1

20. Логическая схема полусумматора и триггера.

21. Проект «Модель полусумматора» на языке Visual Basic.

22. Проект-задание «Сумматор» на языке Visual Basic.


2

10. Информационные модели управления объектами:

       Информационные модели систем управления.

       Модели систем управления на языке Visual Basic.

1

23. Проект «Модель разомкнутой системы управления» на языке Visual Basic.

24. Проект «Модель замкнутой системы управления» на языке Visual Basic.

2

Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы

1

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

6

 

12

Учебное пособие: Глава 2. Построение и исследование информационных моделей

CD-ROM: Указания по разработке проектов и готовые проекты.

Установить с CD-ROM:

  1. систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition;

  2. Установить с дистрибутива Microsoft Office:

    1. электронные таблицы Microsoft Excel.