СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Искусство Майя"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Искусство Майя"»

Майя Искусство индейского народа Преподаватель Истории мировой культуры Вдовиченко О.В

Майя

Искусство индейского народа

Преподаватель Истории мировой культуры

Вдовиченко О.В

Зарождение искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием.

Зарождение

  • искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием.
В протоклассический период границы государства майя охватывали область обитания десятков племён. Майя обладали глубокими познаниями в астрономии, медицине и математике (цифра «ноль» была известна им на сотни лет раньше, чем в Европе). К 200 г. до н. э. в городах Тикаль и Вашактун были возведены четырёхгранные каменные ступенчатые пирамиды, на вершине которых возвышались деревянные храмы с крышами из пальмовых листьев.
  • В протоклассический период границы государства майя охватывали область обитания десятков племён. Майя обладали глубокими познаниями в астрономии, медицине и математике (цифра «ноль» была известна им на сотни лет раньше, чем в Европе). К 200 г. до н. э. в городах Тикаль и Вашактун были возведены четырёхгранные каменные ступенчатые пирамиды, на вершине которых возвышались деревянные храмы с крышами из пальмовых листьев.
ИСКУССТВО ДРЕВНИХ МАЙЯ Искусство майя - это придворное искусство, то есть поставленное на службу царской власти и элите. Конечно, именно в монументальном искусстве этот характер сильнее всего проявляется размерами, объемами и использованием долговечных материалов. Думается, цари майя пытались произвести впечатление на свои подданных и на соперничающие царства своими пирамидами и дворцами

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ МАЙЯ

  • Искусство майя - это придворное искусство, то есть поставленное на службу царской власти и элите. Конечно, именно в монументальном искусстве этот характер сильнее всего проявляется размерами, объемами и использованием долговечных материалов. Думается, цари майя пытались произвести впечатление на свои подданных и на соперничающие царства своими пирамидами и дворцами
. Но архитектура и скульптура обращаются не только к людям. Повсюду мы видим стремление создать на земле образ Вселенной, пусть даже деформированный и уменьшенный. Это позволяло майя чувствовать себя в гармонии с космосом и магически воздействовать на него. К тому же монументальное искусство, выражаясь в камне, стремится остаться навечно.
  • . Но архитектура и скульптура обращаются не только к людям. Повсюду мы видим стремление создать на земле образ Вселенной, пусть даже деформированный и уменьшенный. Это позволяло майя чувствовать себя в гармонии с космосом и магически воздействовать на него. К тому же монументальное искусство, выражаясь в камне, стремится остаться навечно.
Официальное искусство, связанное с космологией и царской властью, хочет, чтобы заключенные в них смыслы существовали вечно. Прочное здание и скульптура из камня - это творения, которые существуют сами по себе и у которых есть своя собственная жизнь. Хранилища, которые устраиваются при закладке, дают жизнь зданию и стеле. Поэтому нас не удивляет, что некоторые из них включают в свой церемониал сотворение мира. Здание создается так же, как создавался мир.
  • Официальное искусство, связанное с космологией и царской властью, хочет, чтобы заключенные в них смыслы существовали вечно. Прочное здание и скульптура из камня - это творения, которые существуют сами по себе и у которых есть своя собственная жизнь. Хранилища, которые устраиваются при закладке, дают жизнь зданию и стеле. Поэтому нас не удивляет, что некоторые из них включают в свой церемониал сотворение мира. Здание создается так же, как создавался мир.
Совсем так же, как единая система письменности и единый письменный язык позволяли различным группам народа майя, невзирая на их различия, общаться в рамках единой цивилизации, единая система иконографических и стилистических кодов стала цементом, позволявшим поддерживать ее существование на протяжении почти тысячелетия. С технической точка зрения, искусство народа майя практически не менялось: совсем небольшие отклонения могли породить серьезные расхождения, но этого не произошло; скульптуры все время высекали каменными инструментами, не думая о том, чтобы призвать на помощь металл; керамика ограничивалась терракотой, а ее тип, называемый
  • Совсем так же, как единая система письменности и единый письменный язык позволяли различным группам народа майя, невзирая на их различия, общаться в рамках единой цивилизации, единая система иконографических и стилистических кодов стала цементом, позволявшим поддерживать ее существование на протяжении почти тысячелетия. С технической точка зрения, искусство народа майя практически не менялось: совсем небольшие отклонения могли породить серьезные расхождения, но этого не произошло; скульптуры все время высекали каменными инструментами, не думая о том, чтобы призвать на помощь металл; керамика ограничивалась терракотой, а ее тип, называемый "свинцованной", был первой попыткой освоить глазурование и появился лишь в постклассический период, но не имел последствий.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА Города майя не были, как в Европе, заполнены домами, выстроенными рядами вдоль улиц. План городов отчасти определялся требованиями окружающей среды, так как во многих поселениях были низкие участки, затопляемые в сезон дождей и потому непригодные для застройки. Градостроительство включало знание гидрологии: так, дренаж городов использовался для пополнения городских запасов воды в резервуарах или цистернах, обеспечивавших ею жителей; излишек затем сливался в низкие участки (бахос), нередко обрабатываемые. Иногда в поселении можно выделить центр, где сгруппированы важнейшие здания, и периферию. Различные архитектурные ансамбли или группы зданий, представлявшие, без сомнения, место проживания важнейших родов, были соединены между собой насыпными дорогами (сакбеоб).

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

  • Города майя не были, как в Европе, заполнены домами, выстроенными рядами вдоль улиц. План городов отчасти определялся требованиями окружающей среды, так как во многих поселениях были низкие участки, затопляемые в сезон дождей и потому непригодные для застройки. Градостроительство включало знание гидрологии: так, дренаж городов использовался для пополнения городских запасов воды в резервуарах или цистернах, обеспечивавших ею жителей; излишек затем сливался в низкие участки (бахос), нередко обрабатываемые. Иногда в поселении можно выделить центр, где сгруппированы важнейшие здания, и периферию. Различные архитектурные ансамбли или группы зданий, представлявшие, без сомнения, место проживания важнейших родов, были соединены между собой насыпными дорогами (сакбеоб).
 Населенные пункты окружены рвом, который дублируется валом; они призваны одновременно защищать город и отмечать его границы. Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав. Случается, что последовательные наложения различных групп строений создают, как мы это видим в Копане или Пьедрас-Неграс, искусственный холм значительного объема, так называемый
  • Населенные пункты окружены рвом, который дублируется валом; они призваны одновременно защищать город и отмечать его границы. Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав.

Случается, что последовательные наложения различных групп строений создают, как мы это видим в Копане или Пьедрас-Неграс, искусственный холм значительного объема, так называемый "акрополь". Он, в свою очередь, является цоколем для новых строений, группирующихся вокруг одного или нескольких мест. Ориентация зданий различна в разных поселениях и играет исключительно важную роль в отдельно взятом поселении. Но и там иногда, по неизвестным причинам, она изменялась со сменой эпох.

В большинстве поселений, за редким исключением, использовался местный строительный материал - известняк. В Киригуа используется песчаник и мрамор, в Тонине - песчаник, в Копане - туф. Иногда наличие карьеров является решающим при выборе места для строительства города. В архитектуре майя используется большое количество извести, полученной путем обжига в печах известняка или раковин. Смешанная с песком, она образует раствор, который мы традиционно называем штуком. Им покрывают мостовые города, поверхность улиц, внешние и внутренние стены, лестницы, платформы и фундаменты зданий. Это штуковое покрытие затем окрашивалось в любимый народом майя красный цвет. Во многих городах штуком - иногда укрепленным камнями - украшают стены, фасады и гребни чердачных окон. Из этого материала лепили большие маски - чаще всего ягуара, - чтобы обрамлять ими лестницы доклассических и классических платформ (Вашактун, Эль-Мирадор, Ла-манай, Тикаль и т.д.).
  • В большинстве поселений, за редким исключением, использовался местный строительный материал - известняк. В Киригуа используется песчаник и мрамор, в Тонине - песчаник, в Копане - туф. Иногда наличие карьеров является решающим при выборе места для строительства города. В архитектуре майя используется большое количество извести, полученной путем обжига в печах известняка или раковин. Смешанная с песком, она образует раствор, который мы традиционно называем штуком. Им покрывают мостовые города, поверхность улиц, внешние и внутренние стены, лестницы, платформы и фундаменты зданий. Это штуковое покрытие затем окрашивалось в любимый народом майя красный цвет. Во многих городах штуком - иногда укрепленным камнями - украшают стены, фасады и гребни чердачных окон. Из этого материала лепили большие маски - чаще всего ягуара, - чтобы обрамлять ими лестницы доклассических и классических платформ (Вашактун, Эль-Мирадор, Ла-манай, Тикаль и т.д.).
Изобразительное Искусство Культуры Майя Но не только математическими достижениями примечательна культура майя. Не меньших успехов они достигли и в изобразительном искусстве. Живопись майя достигла расцвета в период с 200 по 900 гг. н. э. и дошла до нашего времени в виде настенных фресок и изображений на керамике. Простота и изящество изображений человеческого тела роднит рисунки майя с классическими примерами живописи античной Греции, поэтому этот период в истории искусства цивилизации майя называют классическим. Лучше всего сохранилась и стала наиболее известной роспись в Храме Фресок в древнем городе майя Бонампак, расположенном в мексиканском штате Чиапас. Высокого мастерства достигли майя в изготовлении керамики (при том, что ни один из коренных американских народов не пользовался гончарным кругом!). Из глины индейцы делали посуду, ритуальные храмовые сосуды, музыкальные инструменты и даже детские игрушки.

Изобразительное Искусство Культуры Майя

  • Но не только математическими достижениями примечательна культура майя. Не меньших успехов они достигли и в изобразительном искусстве. Живопись майя достигла расцвета в период с 200 по 900 гг. н. э. и дошла до нашего времени в виде настенных фресок и изображений на керамике.

Простота и изящество изображений человеческого тела роднит рисунки майя с классическими примерами живописи античной Греции, поэтому этот период в истории искусства цивилизации майя называют классическим. Лучше всего сохранилась и стала наиболее известной роспись в Храме Фресок в древнем городе майя Бонампак, расположенном в мексиканском штате Чиапас.

Высокого мастерства достигли майя в изготовлении керамики (при том, что ни один из коренных американских народов не пользовался гончарным кругом!). Из глины индейцы делали посуду, ритуальные храмовые сосуды, музыкальные инструменты и даже детские игрушки.

Даже к изготовлению игрушек майя подходили с выдумкой и любовью к деталям. Так например, у фигурки обезьянки, обнаруженной археологами при раскопках поселений майя на территории современной Гватемалы, руки и ноги крепились к туловищу на верёвочках и могли двигаться.
  • Даже к изготовлению игрушек майя подходили с выдумкой и любовью к деталям. Так например, у фигурки обезьянки, обнаруженной археологами при раскопках поселений майя на территории современной Гватемалы, руки и ноги крепились к туловищу на верёвочках и могли двигаться.