Приём “Вопрос к тексту”
Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет
Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
Пример
Тема урока «Параллельные прямые». Сформулируйте три репродуктивных и три творческих вопроса.
Границы знаний.
Теперь мы знаем, что параллельные прямые не пересекаются.
Однако в школе не изучают геометрию Лобачевского, который доказал, что параллельные прямые в пространстве пересекаются.
Я, к сожалению, не знаю, пересекаются ли параллельные прямые в четырехмерном пространстве.
А вот о поведении параллельных прямых в параллельном мире пока не знает никто.
Источник: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Конструктор «События»
Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной им информацией.
Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».
Конструктор 1 вида
Было | Стало | Изменилось |
+ | + | ? |
+ | ? | + |
? | + | + |
Конструктор 2 вида
| событие или состояние 1 (причина) | | событие или состояние 2 (следствие) |
Если | + | то | ? |
| ? | | + |
Пример заданий по математике 1
| событие или состояние 1 (причина) | | событие или состояние 2 (следствие) |
Если | В треугольнике есть прямой угол | то | ? |
Задание
1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»
2. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?
Результат выполнения задания
Возможны варианты
Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.
Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.
Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.
Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.
Пример заданий по математике 2
| событие или состояние 1 (причина) | | событие или состояние 2 (следствие) |
Если | ? | то | его площадь равна половине произведения катетов (т.е. двух меньших смежных сторон) |
Текст задания
Какими свойствами должен обладать треугольник, чтобы его площадь была равна половине произведения двух меньших смежных сторон?
Результат выполнения задания
«Если треугольник прямоугольный....» или
«Если из двух равных фигур можно сложить прямоугольник, то площадь каждой из них равна половине произведения смежных сторон этого прямоугольника»
Данный способ конструирования заданий дает больше возможностей, чем традиционный способ опроса материала. Оно заставляет задуматься о реальных ограничениях, наложенных моделью и о возможных обобщениях известных правил.
Конструктор «Совмещение противоположностей» Универсальный прием ТРИЗ, направленный на разработку заданий с совмещением противоположностей элементов в одном объекте. Вид конструктора
Элемент (объект) | Разрешение (противоположные / разные) значения признака | опора для разрешения противоречия |
+ | + | ? |
? | + | + |
+ | ? | + |
В модели разрешенного противоречия тоже выделяются три части:
объект (элемент);
противоположные значения признака;
словесная опора, указывающая на способ разрешения.
Скрывая одну часть и предъявляя остальные, можно получить три типа заданий.
Пример задания по математике
Элемент (объект) | Совмещенные противоположности | Способ совмещения |
? | круг и прямоугольник | Сверху круг, спереди – прямоугольник. |
Задание
По одному измерению - круг, по другому - прямоугольник. Что это?
Элемент (объект) | Совмещенные противоположности | Способ совмещения |
? | ! | ! |
цилиндр | круг и прямоугольник | ? |
Задание
Объясни, как совмещаются в цилиндре круг и прямоугольник.
Приём “Рейтинг”
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1.
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Источник: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует:
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогически етехнологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.