СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы активизации речевой активности у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы активизации речевой активности у дошкольников»

Приемы активизации речевой активности

Стимулирование детской речевой инициативы:

•        события, вызывающие эмоциональный всплеск и потребность в вербализации впечатлений: сюрпризные моменты (игрушки, картинки, фокусы), эксперименты, развлечения  и праздники.(«Вам понравилось на празднике? Что ты запомнил? А что понравилось больше всего?», «Давайте расскажем родителям, как мы смешивали воду и масло»(Записываем, зарисовываем, вывешиваем отчёт на стенде);

•        проблемные вопросы и задачи, стимулирующие интеллектуальную и речевую активность, высказывание собственной точки зрения, аргументирование своей позиции, выслушивание мнения других (проводится до занятия по этим темам): «Что было раньше: курица или яйцо?», «Как достать груз с затонувшего корабля», «Что важнее: земля или вода?», «Люди и животные: похожи или отличаются», «Зачем животным хвосты», «Почему водоплавающие птицы улетают в холодные края?», «На что потратим общие 100 рублей»;

•        речевое творчество по следам продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, использование нетрадиционных техник. Например: аппликация «Сказочная птица» и составление  рассказа об этой птице: как её зовут, какой у неё характер, что она умеет делать, где она живёт. Рисование «Осенний лист» - творческое рассказывание: с какого дерева лист, какое у него настроение(хочет он остаться на дереве или хочет улететь в путешествие), листопад – это страшно для него или весело, куда он полетит(упадёт);

•        говорящие персонажи(куклы, игрушки-животные) как партнёры по общению, игре, деятельности;

•        развивающая среда, инициирующая практическую деятельность с различными предметами, обогащение сенсорного опыта;

•         представление результатов детской деятельности (продуктивной деятельности,  фиксации экспериментов, записи высказываний детей)  на выставке  в приёмной – стимулирует диалог родителей с детьми (задать вопрос, объяснить);

•        обращение к личному опыту (рассказывание новостей(«Что произошло в выходные», «Моя любимая еда(игрушка, книга), «В детском саду я люблю заниматься…» и т.п.);

•        речь в ситуации признания, демонстрации значимости (фиксация текста взрослым – аудио, зарисовка, зашифровывание, записывание, «кресло автора»);

•        игровые приёмы: выступление по «телевизору», загадывание (описание человека, предмета) – игры «кто потерялся?», «кого похитил бандит?»;

•        проблемные ситуации (нехватки, недостачи, неясности), стимулирование обращения к другому человеку с просьбой.

Развитие речевого взаимодействия. Активизация речевого общения:

Организуются ситуации, в которых дети по-разному строят своё поведение, учатся общаться, говорить и слушать друг друга:

•        Продуктивная и  трудовая деятельность:*парные формы работы -  диалог с партнёром  по ходу деятельности, направленный на достижение общей цели(вместе нарисовать картину, накрыть на стол, сделать подарки для малышей) регулирование отношений – условие  успешности;*деятельность по центрам активности в малых группах -   распределение ролей, обязанностей направленных на  достижение  результата;*коллективные работы.

•        Разбор конфликтных ситуаций:*словесное регулирование отношений с использованием речевых жанров - просьбы, отказа, комплимента, приветствия, прощания;

•        Виды детской активности, в которых речь не только средство организации, но и  средство изображения:*театрализованные игры.*сюжетные игры с ролевым диалогом.

•        Организация круговых сборов:*дети делятся впечатлениями о групповых событиях, делятся новостями;*дети обмениваются мнениями;*дети ведут дискуссии.

•        Индивидуальные выступления в «кресле автора».

•        Специальные речевые игры («Да - нет», «Вам барыня прислала»  и т.п.)

Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень

Пуртова Алёна Алексеевна