Приемы активизации речевой активности
Стимулирование детской речевой инициативы:
• события, вызывающие эмоциональный всплеск и потребность в вербализации впечатлений: сюрпризные моменты (игрушки, картинки, фокусы), эксперименты, развлечения и праздники.(«Вам понравилось на празднике? Что ты запомнил? А что понравилось больше всего?», «Давайте расскажем родителям, как мы смешивали воду и масло»(Записываем, зарисовываем, вывешиваем отчёт на стенде);
• проблемные вопросы и задачи, стимулирующие интеллектуальную и речевую активность, высказывание собственной точки зрения, аргументирование своей позиции, выслушивание мнения других (проводится до занятия по этим темам): «Что было раньше: курица или яйцо?», «Как достать груз с затонувшего корабля», «Что важнее: земля или вода?», «Люди и животные: похожи или отличаются», «Зачем животным хвосты», «Почему водоплавающие птицы улетают в холодные края?», «На что потратим общие 100 рублей»;
• речевое творчество по следам продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, использование нетрадиционных техник. Например: аппликация «Сказочная птица» и составление рассказа об этой птице: как её зовут, какой у неё характер, что она умеет делать, где она живёт. Рисование «Осенний лист» - творческое рассказывание: с какого дерева лист, какое у него настроение(хочет он остаться на дереве или хочет улететь в путешествие), листопад – это страшно для него или весело, куда он полетит(упадёт);
• говорящие персонажи(куклы, игрушки-животные) как партнёры по общению, игре, деятельности;
• развивающая среда, инициирующая практическую деятельность с различными предметами, обогащение сенсорного опыта;
• представление результатов детской деятельности (продуктивной деятельности, фиксации экспериментов, записи высказываний детей) на выставке в приёмной – стимулирует диалог родителей с детьми (задать вопрос, объяснить);
• обращение к личному опыту (рассказывание новостей(«Что произошло в выходные», «Моя любимая еда(игрушка, книга), «В детском саду я люблю заниматься…» и т.п.);
• речь в ситуации признания, демонстрации значимости (фиксация текста взрослым – аудио, зарисовка, зашифровывание, записывание, «кресло автора»);
• игровые приёмы: выступление по «телевизору», загадывание (описание человека, предмета) – игры «кто потерялся?», «кого похитил бандит?»;
• проблемные ситуации (нехватки, недостачи, неясности), стимулирование обращения к другому человеку с просьбой.
Развитие речевого взаимодействия. Активизация речевого общения:
Организуются ситуации, в которых дети по-разному строят своё поведение, учатся общаться, говорить и слушать друг друга:
• Продуктивная и трудовая деятельность:*парные формы работы - диалог с партнёром по ходу деятельности, направленный на достижение общей цели(вместе нарисовать картину, накрыть на стол, сделать подарки для малышей) регулирование отношений – условие успешности;*деятельность по центрам активности в малых группах - распределение ролей, обязанностей направленных на достижение результата;*коллективные работы.
• Разбор конфликтных ситуаций:*словесное регулирование отношений с использованием речевых жанров - просьбы, отказа, комплимента, приветствия, прощания;
• Виды детской активности, в которых речь не только средство организации, но и средство изображения:*театрализованные игры.*сюжетные игры с ролевым диалогом.
• Организация круговых сборов:*дети делятся впечатлениями о групповых событиях, делятся новостями;*дети обмениваются мнениями;*дети ведут дискуссии.
• Индивидуальные выступления в «кресле автора».
• Специальные речевые игры («Да - нет», «Вам барыня прислала» и т.п.)
Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень
Пуртова Алёна Алексеевна