Применение групповой технологии на уроках матеатики
Современные технологии
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к обучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие студенты пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определенных усилий для приобретения знаний. На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой деятельности. Решить эту проблему традиционными методами невозможно.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка.
Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике, сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – обучающийся. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использованию их в своей практике. Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Что же такое педагогическая технология?
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому ребёнку обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы: личностно-ориентированную технологию, технологию уровневой дифференциации, технологию интегрированного обучения, технологию проблемного обучения, исследовательские методы в обучении, игровую технологию, групповую технологию, информационно-коммуникационную технологию, здоровьесберегающую технологию. Сегодня я подробно расскажу о групповой технологии.
История возникновения групповой технологии
Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.
В книге «Сотрудничество в обучении» Виталий Кузьмич Дьяченко пишет, что, групповой способ обучения возник в 15-16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям зарождающегося буржуазного общества. Индивидуальный способ обучения потерял свою эффективность в связи с ростом групп. В. К. Дьяченко пишет, что групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Однако следует отличать групповую форму обучения от группового способа обучения. Групповая форма организации обучения – это часть группового способа обучения, наряду с индивидуальной и фронтальной работой, которые вместе составляют целостное единство.
Форму обучения в 16 в. Павел Иванович Пидкасистый называет индивидуально-групповой, в конце 16-17 вв. возникает коллективная форма обучения, т. е. классно-урочная система, которая в той или иной степени включает в себя индивидуальную и групповую работу. Однако классно-урочная система имеет свои недостатки, в связи с этим в истории педагогики встречаются различные попытки разнообразить ее. Так Ллойд Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой. В начале 20 в ученые США Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитие этой технологии продолжила Евгения Семёновна Полат.
На данный момент форма организации обучения приобретает все большую значимость в поиске путей повышения эффективности работы обучающихся. Современное общество ставит все более высокие требования к выпускникам школы. В связи с этим, в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Для развития требуемых сегодня навыков и умений обучающихся многие методисты обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки.
Понятие и применение групповой технологии
Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин. и др.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа обучающихся в статической паре (где объединяются обучающиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются обучающиеся, сидящие за соседними партами) и малой группе при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок провести опрос, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Этапы применения технологии:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемы);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение заданий;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
С моей точки зрения применение групповой технологии на уроках математики является оправданным. Во-первых, потому, что в условиях классно-урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
У определенной части обучающихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех сформированы положительные мотивы учения и труда. Поэтому на своих уроках я сочетаю фронтальную работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
При использовании данной технологии на уроках математики мною решаются следующие задачи:
развитие познавательной активности обучающихся на уроке;
включение каждого обучающегося в учебную работу;
развитие математической речи;
привитие интереса к предмету;
создание психологического комфорта на уроке.
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были обучающиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между обучающимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Наряду с помощью учителя каждый обучающийся получает помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы. Результаты совместной работы обучающихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым ребенком индивидуально.
При оценке деятельности каждого обучающегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
3