СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Примерная программа внеурочной деятельности , для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Примерная программа внеурочной деятельности,  для детей с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«"Примерная программа внеурочной деятельности , для детей с ОВЗ"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №16»




Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от 30.08.2021

Руководитель МО

Корякина Т.М.______________











Программа внеурочной деятельности

на 2024-2025 уч.год

для детей, обучающихся на дому







Учитель: Пономарева И.С.



















Шадринск, 2024

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности воспитания детей, обучающихся на дому начального звена с интеллектуальными нарушениями отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа внеурочной деятельности предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 8 до 18 лет с интеллектуальной недостаточностью с целью создания условий для достижения обучающимися, воспитанниками, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, воспитанников в свободное время.

Программа построена с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.




























Индивидуальная коррекционная работа с детьми


Целью коррекционной работы является исправление присуще умственно отсталым детям недостатков психологического и физического развития, исправления дефектов мышления, повышение интеллектуального уровня, что позволяет им приобретать новые знания, умения, навыки

Задачи:

  • выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  • организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • обогащение запаса представлений об окружающем мире;

  • повышение уверенности в своих силах;

  • формирование позитивной моральной позиции;

  • формирование коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

  • формирование навыков психических и физических саморегуляций;

  • формирование навыков самостоятельного поведения;


























Программа внеурочной деятельности включает в себя пять направлений:

  • духовно- нравственное;

  • социальное;

  • спортивно- оздоровительное;

  • общекультурное;

  • общентеллектуальное.


Духовно- нравственное направление

Целью духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является социально- педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно- нравственного развития обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры - формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно- игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

В области формирования социальной культуры-

  • формирование чувства причастности к коллективным делам;

  • воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре.

В области формирования семейной культуры-

  • формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

В области формирования гражданско- патриотического воспитания-

  • формирование любви к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

  • формирование элементарных представлений о своей «малой» Родине;

В области воспитания нравственных чувств и этического сознания-

  • формирование представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;

  • формирование представлений о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте.

В области воспитания трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни-

  • формирование первоначальных представлений о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и области;

  • формирование уважения к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе.

В области формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях-

  • формирование элементарных представлений о красоте;

  • формирование умения видеть красоту природы и человека.

Направление коррекционно-воспитательной работы по духовно- нравственному развитию обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных предметов.

Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся и воспитанников уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей.

Планируемые результаты.

В результате реализации духовно- нравственного направления должно обеспечиваться:

  • приобретение обучающимися, воспитанниками представлений и знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе и т.д.);

  • неравнодушие к проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • положительное отношение к учебному труду;

  • уважение отношения к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире.


Социальное направление

Целью социального направления является создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка.

Задачи:

  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям;

  • формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

  • выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

В рамках социального направления обучающиеся, воспитанники принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Планируемые результаты.

  • получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно- полезной деятельности;

  • приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;

  • потребность в участии в общественно- полезной деятельности в окружающем школу социуме.




Спортивно- оздоровительное направление.

Целью направления является социально- педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

  • формирование представлений об основах компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование установок на использование здорового питания;

  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарное представление об окружающем мире;

  • стремление заботиться о своем здоровье;

  • ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны (в зависимости от интеллектуального развития).


Общекультурное направление.

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его духовной и внутренней культуры.

Целью общекультурного направления является формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

  • формирование коммуникативной общекультурной компетенций;

  • формирование эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;

  • формирование навыков межличностных отношений.

Планируемые результаты (в соответствии с уровнем развития ребенка):

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;

  • приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;

  • умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.


Общеинтеллектуальное направление

Целью направления является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися, воспитанниками с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекциооно- развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса.

Задачи:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Планируемые результаты:

  • формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

  • приобретение знаний о способах и средствах выполнения заданий;

  • формировать умение высказывать мнение, обобщать, рассуждать (в соответствии со своими интеллектуальными возможностями).

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется учреждением: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с легкой умственной отсталостью путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с легкой умственной отсталостью, так и их обычно развивающихся сверстников.


Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрѐл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата 180 (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищѐнной, дружественной социальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.



















План внеурочной деятельности

п\п

Направления внеурочной деятельности

Количество часов,

в год

1

Духовно-нравственное:

  • воспитание гражданственности, патриотизма;

  • воспитание нравственных чувств, этического сознания;

  • воспитание творческого отношения к труду, учению, жизни;

  • эстетическое воспитание.

11

2

Спортивно-оздоровительное:

  • формирования понятий о составляющих здоровья человека, безопасного образа жизни;

  • воспитание правильного отношения к здоровью (физическому, психическому, нравственному).

  • формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

  • профилактика вредных привычек.

11

3

Общекультурное:

  • формирование ценностного отношения к прекрасному и представлений об эстетических идеалах и ценностях;

  • воспитание культуры поведения;

  • формирование экологической культуры;

  • профилактика правонарушение.

11

4

Социальное

  • воспитание уважения к семье, семейным ценностям;

  • формирование и отработка навыков самообслуживания и ориентировки в быту;

  • формирование знаний о профессиях;

  • воспитание трудолюбия.

11

5

Общеинтеллектуальное

(коррекционно-развивающее занятия) 1 раз в неделю

34

итого


44+34=78










Список литературы

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  4. СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г №28.

  5. Действующим законодательством Российской Федерации по Курганской области Департамента образования и науки.

  6. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  7. Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (письмо МИНОБРНАУКИ России от 11.03.2016г. № ВК-452/07);

  8. Локальные акты образовательного учреждения.

Календарно - тематический план

№ п/п

Мероприятие

(форма проведения, название)

Направление

Количество часов

дата

план

факт

Праздничная линейка «Здравствуй школа, здравствуй друг, сколько нового»

Общекультурное

1

01.09


Классный час «Где доброта, там и красота»

Духовно - нравственное

1

10.09


Классный час «Сохраним свое здоровье»

Спортивно - оздоровительное

1

17.09


Акция «Голубь Мира»

Духовно - нравственное

1

24.09


Классный час «Сохраняем свое здоровье»

Спортивно - оздоровительное

1

08.10


Подготовка учащихся к выставке поделок из природного материала «Краски осени»

Социальное

1

12.10


Экскурсия на тему «Осенние изменения в природе»

Социальное

1

14.10


Экскурсия на тему «В гости к Осени»

Социальное

1

22.10


Классный час «Посуда и столовые приборы»

Социальное

1

29.10


Информационный час «Мой дом - моя крепость»

Духовно - нравственное

1

12.11


Классный час «Мыло, щётка и вода - наши лучшие друзья»

Общекультурное

1

19.11


Творческий конкурс ко Дню Матери «Мамины руки»

Социальное

1

24.11


Конкурс рисунков «Рисуем любимых мам».

Социальное

1

26.11


Экскурсия по городу (совместно с родителем) «Прикоснуться к вечному»

Духовно - нравственное

1

03.12


Конкурс совместного творчества «Волшебные снежинки»

Социальное

1

10.12


Игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим»

Спортивно - оздоровительное

1

17.12


Праздник «Новый год»

Общекультурное

1

24.12


Разучивание игр во время перемены «Весёлые переменки»

Спортивно - оздоровительное

1

14.01


Творческий конкурс «Чудо-снеговик»

Социальное

1

18.01


Внеклассное мероприятие "Путешествие по солнечной системе".

Духовно - нравственное


21.01


Внеклассное мероприятие "Семья-это то, что всегда рядом!"

Духовно - нравственное

1

25.01


Разговорные минутки «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Спортивно - оздоровительное

1

28.01


Творческий конкурс «Зимние забавы для здоровья»

Социальное

1

04.02


Просмотр видеофильмов военно-патриотической тематики.

Духовно - нравственное

1

05.02


Фотоконкурс «Моя малая Родина» (К месячнику оборонно-массовой и спортивной работы)

Духовно - нравственное

1

10.02


Круглый стол «Наша малая Родина»

Духовно- нравственное

1

18.02


Беседа с элементами игры с детьми «23 февраля - День Защитников Отечества»

Общекультурное

1

22.02


Художественное занятие «Мое настроение»

Социальное

1

25.02


Подготовка к 8 марта (изготовление поделок)

Общекультурное

1

02.03


Общешкольное мероприятие «Масленица»

Общекультурное

1

03.03


Классный час «Женский день – 8 Марта»

Общекультурное

1

04.03


Инструктажи «Безопасное поведение во время каникул»

Спортивно- оздоровительное

1

11.03


Викторина «Виды спорта!»

Спортивно- оздоровительное

1

18.03


Из истории праздника «1 апреля»

Общекультурное

1

31.03


Устный журнал «Чистота в твоем доме, поможет оставаться здоровым»

Спортивно-оздоровительное

1

08.04


Изготовление украшений к празднику Пасхи.

Духовно- нравственное

1

15.04.


Практическое занятие «Личная гигиена школьника»

Спортивно-оздоровительное

1

22.04


Диспут «Я - неповторимый человек»

Общекультурное

1

29.04


Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Спортивно - оздоровительное

1

06.05


День Улыбок. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется»

Общекультурное

1

09.11


Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков.

Социальное

1

13.05


Мой домашний любимец. Мини-проект.

Духовно- нравственное

1

20.05


Внеклассное мероприятие «Окончание учебного года»

Общекультурное

1

26.05


Инструктажи «Правила поведения во время каникул» (правила поведения на водоёмах, ПДД, правила пожарной безопасности, «Если ты один дома» и т.д.)

Спортивно- оздоровительное

1

27.05



Итого часов

44



11