Примеры использования технологии сотрудничества
на уроках физики
Прием «Синквейн»
Один из приемов применения технологии сотрудничества на уроках физики – составление синквейна в парах, группах. Дидактический синквейн - прием технологии критического мышления через чтение и письмо. В дидактическом синквейне:
1 строка-тема, заключает в себя одно слово (обычно существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором идет речь;
2 строка - два слова (прилагательные), описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
3 строка - три слова (глаголы), описывающие характерные свойства объекта;
4 строка- фраза или предложение, выражающие личное отношение к описываемому предмету или объекту;
5 строка - одно слово – синоним предмета или объекта.
Физика - сложный предмет, и не всем ученикам она дается легко, а применение синквейна учит осмысленно использовать понятия. Это быстрый, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения этого понятия. Составлять синквейны учащиеся могут в паре, а также группами. И все учащиеся - успевающие и слабоуспевающие справляются с этим заданием – это проявление и реализация творческих, интеллектуальных способностей в сотрудничестве.
Температура
абсолютная, критическая,
повышается, понижается – изменяется,
определяет степень нагретости тел,
величина.
Энергия
потенциальная, кинетическая,
не исчезает, сохраняется,
превращается из одного вида в другой,
Джоуль
Плотность
скалярная, постоянная,
сравнивается, вычисляется, находится,
отношение массы к объему,
величина.
Волны
продольные, поперечные
распространяются, возникают, колеблются
возмущения, отдаляющиеся от источника
колебания
Заряд
Положительный, отрицательный,
притягивается, отталкивается, взаимодействует,
переходит от одного тела к другому,
Кулон.
Урок «Заряд. Закон сохранения заряда»
Учащимся предлагается сделать несколько экспериментов. В своих группах они выполните опыты в соответствии с заданиями на карточках.
Первая группа
Как убедиться в том, что во время соприкосновения электризуются оба тела?
Оборудование: стеклянная палочка, целлофан.
Наэлектризуйте стеклянную палочку о целлофан и поднесите её к листочкам бумаги.
Потом поднесите целлофан к листочкам бумаги.
Сделайте вывод.
Вторая группа
Как на опыте убедиться в существовании зарядов двух видов?
Оборудование: полоски из целлофана, бумаги.
Взять за края бумажные полоски и сближать их.
Потереть полоски одну о другую и расположить на предыдущем расстоянии. Что произойдет?
Повторить опыт, используя другие полоски.
Посмотреть, как будут взаимодействовать пара полосок из одного вещества и разнородные?
Сделайте вывод.
Третья группа
Как на опыте убедиться, электрический заряд можно передать от одного тела к другому?
Оборудование: эбонитовая палочка, гильза из фольги, кусочек шерстяной ткани.
Поднесите ненаэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе из фольги. Есть ли взаимодействие?
Наэлектризуйте эбонитовую палочку и прикоснитесь к гильзе.
Ещё раз поднесите наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе из фольги и понаблюдайте за взаимодействием.
Сделайте вывод.
Четвёртая группа
Как на опыте убедиться, что вокруг заряда существует электрическое поле?
Оборудование: электроскоп, эбонитовая палочка, кусочек шерстяной ткани.
Наэлектризуйте эбонитовую палочку и поднесите к электроскопу, но не прикасайтесь к нему.
Посмотрите на отклонение стрелки электроскопа при разном удалении эбонитовой палочки от электроскопа.
Сделайте вывод.
Подводятся итоги экспериментов. Заслушивают выводы учащихся в соответствии с очередностью групп.
1) Существует 2 типа зарядов: положительные и отрицательные.
2) Они взаимодействуют: отталкиваются и притягиваются.
3) При прикосновении заряд с одного тела предается другому.
4) При передаче заряда прикосновением тела заряжаются одноименно.
5) При электризации заряжаются оба тела.
6) При электризации трением тела заряжаются разноименно.
7) Вокруг заряженного тела существует поле.
8) Поле ослабевает с удалением от заряда.
Урок «Анализ контрольной работы. Работа на ошибками»
После проведения контрольной работы часто ребятам не хватает времени на выполнение работы над ошибками. Поэтому подобную работу можно организовать в группах по 2-3 человека, где ведущими являются ученики, выполнившие контрольную работу на «хорошо» и «отлично», а ведомыми – ученики, справившиеся с контрольной работой на «удовлетворительно» и «плохо». Групповая работа при проведении работы над ошибками ценна тем, что зачастую ребята не могут понять требования, звучащие из уст учителя, но те же требования, изложенные одноклассниками, могут понять и исполнить. При этом все учащиеся заняты работой, нет «скучающих» и «непонимающих».