Проблемы адаптации молодого педагога и пути их решения
(Ильина Е.А.):
По данным министерства просвещения Российской Федерации, средний возраст педагогических работников составляет 50 лет, а количество молодых педагогов - меньше 6% от всех работающих в школе. Ни для кого не секрет, что сейчас проблема нехватки специалистов из числа педагогических работников является актуальной, молодые специалисты часто уходят из школы, не успев даже как следует вникнуть в образовательный процесс.
Особенность работы начинающих педагогов в том, что с первого урока у них те же обязанности и та же ответственность, что и у опытных учителей. Анализируя работу молодых специалистов МАОУ Московской СОШ, были выявлены следующие проблемы:
1. Построение взаимоотношений в коллективе, с учениками и их родителями
2. Методика преподавания предмета
3. Психологическая неподготовленность к работе, завышенная самооценка собственного педагогического опыта
4. Отсутствие самоанализа своей деятельности
5. Видение перспективы профессионального роста
Пути решения:
1. Школа молодого педагога – система наставничества
Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника необходимо учитывать, что педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год.
Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации. Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:
подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;
разработка рабочих программ по предметам;
ведение классных журналов;
организация самообразовательной работы по методической теме;
участие в методической работе ОУ;
освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе.
Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:
требования к современному уроку;
обязанности классного руководителя);
организация работы с неуспевающими учащимися;
организация работы с одаренными учащимися;
анализ и самоанализ урока;
организация работы с родителями;
внеурочная деятельность по предмету;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно.
2. Мастер-классы опытных педагогов
Ежегодно в нашей школе проводятся конкурсы открытых уроков, в которых принимают участие творчески работающие педагоги. Кроме того, в рамках школьных методических объединений опытные педагоги проводят открытые уроки для своих юных коллег. Молодые специалисты при посещении данных уроков фиксируют для себя образовательные технологии, приемы и методы.
3. Методическая поддержка
Заместителем директора и руководителями МО организуются методические консультации, на которых поднимаются не только теоретические темы, но и практические рекомендации по дисциплине на уроке, составлению презентаций и т.д.
Я думаю, что все молодые педагоги, заинтересованные в собственном профессиональном росте, имеют возможность развиваться и совершенствоваться в педагогической деятельности.