СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решающими факторами становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие со взрослыми. Отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.»

Учитель-логопед Чернышева Елена Валерьевна

Проблемы общения детей

дошкольного возраста с недоразвитием речи


В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, память, восприятие, мышление, воображение – опосредованы речью. Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Решающими факторами становления общения ребёнка психологи считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учёт ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребёнком на данном этапе развития.

Образцы поведения, усвоенные им в семье, применяются в процессе общения со сверстниками. В свою очередь, многие качества, приобретённые ребёнком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения дошкольника с детьми также во многом определяются характером его общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребёнка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, при нормальном развитии наблюдается единство формирования общения ребёнка и развития его личности.

При недостаточном общении ребёнка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (А.В. Рузская, 1974; Е.О. Смирнова, 1981 и др.). Отклонения в развитии речи отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков (Р.Е. Левина, 1968; Б.М. Гриншпун, 1968; О.Е. Грибова, 1995 и др.). Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. В связи с этим, основной задачей коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является формирование у них языковой системы и коммуникативных умений и навыков. Часто дети с ОНР приходят в школу, уже овладев элементарной, бытовой фразой, но, тем не менее, большинство из них испытывает значительные трудности при объединении нескольких предложений в единое связное высказывание, поскольку у таких детей нет навыка самостоятельного речевого высказывания. К началу школьного обучения у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, заметно задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. На межличностные отношения данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Среди отверженных часто оказываются дети с тяжёлой речевой патологией, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремлением к общению.

В логопедии накоплено немало данных о том, что ещё одним препятствием для общения является не сам дефект, а то, как ребёнок реагирует на него, как он его оценивает. Некоторые дети с тяжёлой речевой патологией некритично относятся к своему дефекту и почти не испытывают дискомфорта в связи с этим. Вместе с тем дети с менее выраженным дефектом могут очень глубоко переживать собственный дефект, стесняясь своей речи. Осознание речевой неполноценности порождает у него неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, вызывает усиление негативизма в общении, прежде всего со сверстниками.

Процесс общения детей с ОНР формально характеризуется теми же закономерностями, что и общение детей с нормально развитой речью. Тем не менее, качественный анализ их коммуникативных возможностей констатирует существенное отставание от нормы, о чём свидетельствует стойкое неумение регулировать поведение партнёров по общению, трудности установления контакта друг с другом. В процессе выбора партнёра для общения большинством из них недостаточно осознаются его нравственные качества, а в качестве ведущего мотива общения выделяется интерес к совместной игровой деятельности и поведение ребёнка в группе, желание выполнить требования взрослых (то есть мотив выбора чаще всего продиктован оценкой ребёнка воспитателем).

Таким образом, нужно отметить, что наличие тяжёлых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения. Необходим комплексный планомерный подход для развития коммуникативных умений и навыков. Важно развивать речь параллельно с деятельностью других видов. Ребёнок должен принимать участие в таких видах деятельности, где он может добиться успеха, проявить физические, практические или творческие способности. Это важно для правильного отношения ребёнка к себе и для положительного отношения к нему товарищей.


3


© 2017 505 5