СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Внимание! Диктант!". Русский язык. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа способствует развитию орфографической зоркости и формированию умения решать орфографические задачи.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Внимание! Диктант!". Русский язык. 4 класс»

5


Проектная работа учащихся 4 класса МОКУ «ООШ с.Соловьевка»

Руководитель проекта - Пащина М.А.

Учебный предмет: русский язык.

Учебная тема: Анализ диктанта и работа над ошибками.

Класс 4.

Дидактическая цель учителя: развитие орфографической зоркости и формирование умения решать орфографические задачи.

Планируемый результат обучения: обучающиеся учатся осознанно относиться к своим действиям, принимать и обосновывать свои решения, презентовать результаты работы.


Исходная проблема: как написать диктант на «4» и «5».

Название (тема) проекта «Внимание! Диктант!»

Цель проекта: закрепить умение подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным в корне слова, запомнить написание слов, часто встречающихся в диктантах.

Проектный продукт: учебное пособие - настольная игра «Осторожно! Ошибка!»

Участники проекта: учащиеся 4 класса

Сроки проведения проекта 31.01.2014 по 28.02.2014г.



























Отчет о выполненной работе.

31 января мы писали диктант. На следующий день был анализ диктанта и работа над ошибками. Мы всегда стараемся написать диктант без ошибок, проверяем текст. Но отметки за диктант не всегда нас устраивают. Возникла проблема: как написать диктант на «4» и «5»? Эта проблема актуальна для нас. Все ребята нашего класса хотят хорошо учиться.

Цель нашей работы: помочь тем, кто хочет писать диктанты без ошибок.

Название проекта «Внимание! Диктант!»

После того, как возникла проблема и была поставлена цель, проведен «мозговой штурм», в результате которого появились гипотезы: как же помочь тем, кто хочет писать диктант на «4» и «5».

Как помочь тем, кто хочет писать диктант на «4» и «5»?



Написать памятку.

Дать советы.

Сделать настольную игру.



Затем мы обсудили плюсы и минусы каждого предложения (с точки зрения решения цели проекта и с точки зрения работы над проектом).

Варианты помощи

+

-

Написать памятку «Как подготовиться к диктанту».

Быстро и просто. Можно посмотреть и вспомнить.

Неинтересно, можно легко потерять. В учебнике уже есть такая памятка.

Работы мало, потребуется малое число исполнителей, а все хотят участвовать в проекте.

Дать советы устно.

Не надо оформлять, никаких материальных затрат.

Тот, кто будет записывать советы, и тот, кто будет их озвучивать на уроке, тот советы запомнит.

Тот, кто будет слушать советы, быстро их забудет. Не все ребята будут участвовать в проекте.

Сделать настольную игру.

Дети любят играть, можно играть много раз и лучше запомнить то, что необходимо.

Воспринимаешь и на слух, и зрительно.

Всем найдется дело, многому, наверное, можно будет научиться во время работы.

Долгая и кропотливая работа, много материалов потребуется.

Трудно организовать работу.

Мы решили, что лучше всего сделать настольную игру. Хоть работа это и трудная, но интересная. Все ребята могут участвовать.

Проектный продукт: настольная игра с набором карточек для тех, кто хочет писать диктант на «4» и «5».

Цель: сделать настольную игру для запоминания слов с орфограммами, которые часто встречаются в диктантах.

Задачи:

Выяснить, в каких словах ученики чаще допускают ошибки.

Изучить этапы изготовления настольной игры.

Сделать настольную игру, которая будет интересна ученикам и поможет запомнить, как пишутся «трудные» слова.

Выяснить, поможет ли эта игра решить проблему.

План.

1.Придумать название продукту.

2. Уточнить, как он будет выглядеть, продумать правила для него.

3.Разделиться на группы для изготовления продукта.

4.Работать в группах над изготовлением продукта.

5.Тестировать (испытать) продукт.

6.Сделать письменную часть проекта.

7. Оценить проект.

8.Подготовить защиту проекта.

Работа над проектом «Внимание! Диктант!»

Прежде всего, надо было выбрать название игре. Были предложены разные варианты, но самым лучшим мы посчитали «Осторожно! Ошибка!». Затем мы рассмотрели настольные игры, которые есть у нас в классе, изучили их правила. После рассматривания готовых настольных игр, нам стало понятно, как сделать игру, которую мы запланировали. Но все-таки мы решили посмотреть рекомендации по изготовлению настольных игр в Интернете. Нашли советы «Как сделать настольную игру». Узнали этапы изготовления настольной игры (Приложение 1). И, наконец, приступили к работе над изготовлением проектного продукта. Мы придумали и написали правила игры (смотри готовый проектный продукт).

Теперь нам надо было разделиться на группы. Мы решили, что будет две группы «Знайки» и «Художники». Наметили план работы (смотри этапы работы над проектом).

Группа «Знайки» сделала анализ диктантов и пришла к выводу, что, как и предполагалось, в любом диктанте больше всего орфограмм на безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. Ребята выписали слова на эту орфограмму из диктантов, которые уже писали. Потом поработали с книгой «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы». Выписали слова с этой орфограммой. Потом напечатали эти слова в программе Word на листе для ведущего и в таблице для карточек. В таблице для карточек печатали слова с пропущенными орфограммами, потом разрезали лист со словами на карточки.

Группа «Художники» приготовила белую бумагу, гуашь, клей, цветную бумагу, кисти, простые карандаши, ножницы, фломастеры. Сделали три эскиза игрового поля, выбрали лучший. Склеили альбомные листы и начали работу над оформлением игрового поля.

(Мы многому научились на уроках ИЗО и технологии и смогли самостоятельно сделать игровое поле.

Чтобы решить, кто будет писать цифры на дорожке игрового поля, мы устроили конкурс на лучшее письмо цифр.)

Когда работа была закончена, мы взяли готовые яркие фишки и кубик из старой игры, в которую уже наигрались. Настал долгожданный момент, когда можно испытать игру. Мы выбрали ведущего, поставили фишки и начали играть. Сначала игрок брал в стопке сверху перевернутую карточку со словом, называл пропущенную букву и объяснял, почему нужно вставить эту букву. Тот, кто не мог правильно подобрать проверочное слово, клал карточку на место, и его фишка оставалась на прежнем месте. А кто правильно подбирал проверочное слово, тот бросал кубик и делал столько шагов, сколько точек выпало на кубике. Чтобы было интереснее играть, мы добавили дорожные знаки и дополнили описание игры.

Тестирование проектного продукта показало, что игра «Осторожно! Ошибка!» получилась интересной. Мы играли с удовольствием. Но главное – мы запомнили, как пишутся многие слова, цель - запомнить написание «трудных» слов была достигнута.

Организация работы над проектом.

Сроки (время) выполнения.

Этап работы

Содержание работы.

Деятельность участников.

20 минут

Подготовительный.

1.Выбор названия.

«Мозговой штурм». Обсуждение названий.

2. Уточнение внешнего вида и правил игры.

Рассмотреть, как выглядят имеющиеся у нас настольные игры, изучить правила. Проанализировать полученную информацию и определиться с выбором.

3.Посмотреть этапы изготовления настольной игры в Интернете.

Поиск информации в сети Интернет.

4.Определение состава групп для реализации проекта.

Обсуждение с учителем.

1 час

Плановые работы.

Группа «Знайки»

1.Исследовать свои диктанты, чтобы найти слова, в которых большинство учеников допускали ошибки.

2.Спросить совета учителя, какие слова надо включить в игру.

3.Напечатать слова.

Выработка плана. Анализ диктантов. Беседа с учителем.

2 часа

Группа «Художники»

1.Подготовка материалов, необходимых для создания настольной игры.

2. Изготовление нескольких эскизов игрового поля и выбор лучшего.

3.Изготовление игрового поля.

4.Подбор фишек, кубика.

Выработка плана. Изготовление настольной игры.

1 час

Тестирование настольной игры.

Игра. Наблюдение.

20 минут

Результаты и выводы.

Ответы на вопросы:

1.Достигнута ли цель?

2.Что нового для себя открыли?

3.Правильно ли распределили время?

4.Что бы сделали по-другому?

5.Что получилось лучше всего?

6.Что не получилось?

7.Почему не получилось?

8.Хотели бы вы ещё участвовать в проекте?

Ответы на вопросы. Анализ коллективной деятельности.

2 часа

Работа над письменной частью проекта.

Во введении сформулировать тему, проблему, план работы.

В основной части описать все этапы работы над проектом.

В заключении оценить работу, сделать выводы.


3 часа

Подготовка защиты проекта.

1.Выбрать представителей для защиты проекта.

2.Составить план защиты проекта.

3.Сделать слайдовую презентацию к защите.

4.Провести репетицию защиты.

Повторение требований предъявляемых к презентации.

Работа в программе Power Point.

В ходе работы мы столкнулись со многими проблемами. Во-первых, трудно разделиться на группы. Было сложно договориться, какую работу каждый будет выполнять. Но с этими проблемами мы справились. Научились уступать друг другу и договариваться.

Еще одна трудность связана со сроками выполнения проекта. Проект занял гораздо больше времени, чем мы ожидали. В Интернет выходили долго, была низкая скорость. Другие школьные дела, например, подготовка к Смотру строя и песни, заняла много времени, и мы отложили работу над проектом. Но, хоть и позже, чем планировали, проект мы закончили.

Но, самое главное, после тестирования нашей игры, у двух из восьми ребят нашего класса, когда они пошли домой, заболела голова. Мы не знаем, с чем это связано. Может, они переутомились за учебный день. А может, слишком яркий цвет игрового поля так на них подействовал. Мы решили предложить поиграть в нашу игру учеников 3 класса и проверить их впечатления. Если у кого-то из них будет головная боль, то на каникулах мы попробуем сделать игровое поле в другом цвете, более спокойном и снова протестируем игру. После того, как ребята из 3 класса играли в нашу игру, у них никаких жалоб не было. Значит, переделывать игру не надо.

Работая над проектом, мы многому научились. Мы поняли, чтобы сделать свою жизнь интересней, можно самим делать игры. Мы стали дружнее, лучше стали понимать друг друга. Некоторые ребята научились работать на компьютере в программе Microsoft Word, другие в Power Point.

Мы с удовольствием на переменах и после уроков играли в нашу настольную игру. И вот, 18 марта, продукт нашего проекта прошел настоящую проверку. Мы писали диктант за четверть и остались довольны результатом. Все ребята написали диктант на «4» и «5» - цель проекта достигнута. Двое из восьми учеников допустили ошибки на безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. Но есть ошибки, хоть и не много, на другие орфограммы. Мы решили сделать новые наборы карточек со словами на парный согласный в корне слова и на безударный гласный в корне слова непроверяемый ударением. Мы будем и дальше играть в нашу игру. А когда окончим 4 класс, хотим подарить игру «Осторожно! Ошибка!» младшим, пусть они тоже станут грамотными и пишут диктанты хорошо и отлично.

Источники, которые помогли нам в работе:

http://nokkidrop.ru/soveti/kak-sdelat-nastolnuyu-igru-svoimi-rukami.html

«1200 диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы» Изд. «Дрофа», М., 2001г.





Приложение 1.

Этапы работы над изготовлением настольной игры (из Интернета).

  1. Идея игры.

  2. Создание эскиза игры.

  3. Тестирование игры.

  4. Анализ недостатков игры.

  5. Окончательное оформление игры.

  6. Популяризация игры.