Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»
МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»
«Животные жарких стран»
Проектная деятельность воспитателей с детьми
Воспитатель: Карпова О.Ю, Пазенко Н. В
Учитель- логопед Антропова М.А.
г. Вельск 2025 г.
Актуальность темы:
Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование. Дошкольник проявляет активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельность мышления – важные задачи работы с детьми дошкольного возраста. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать экологический ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.
Новизна проекта:
Участники проекта: воспитатель, дети старшего и подготовительной к школе группы возраста, родители, учитель логопед.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Цель: расширение знаний детей о животных жарких стран. Знакомство детей с характерными особенностями животных.
Задачи: Формировать представление о природных зонах Земли;
2) Закрепить знания и представления о животных жарких стран, уже знакомых детям;
3) Познакомить детей с новыми представителями жарких стран, их
образа жизни, питания, жилища;
4) Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида животных и птиц, повадках и среды обитания;
Предполагаемый результат: дети будут:
Знать и называть животных Африки, особенности их внешнего вида, среду их обитания.
Знать особенности внешнего вида, характерные повадки африканских животных.
Уметь подбирать интересный познавательный материал.
Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным, обозначающим животных.
Владеть обобщающим понятием «Животные Африки».
Составлять совместно с родителями сказки и рассказы об этих представителях фауны.
Уметь с помощью различного материала для детского творчества находить оригинальные решения в создании поделок животных.
Уметь определять возможные методы решения той или иной проблемы.
Воспитывать в себе внимание, заботливое и бережное отношение к животным.
Этапы реализации проекта:
Формы работы | Срок реализации | Место и способ проведения |
Подготовительный этап |
Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта. Подбор дидактического материала и иллюстраций. Подготовка материалов детского художественного творчества (алгоритмы выполнения задания, индивидуальные карточки, картонные подставки, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, природный и бросовый материалы. | С 10.2 – 11.2. | Беседа. Группа «Цветик -семицветик». |
Основной этап |
Планирование деятельности. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Чтение познавательной литературы. - Оформление в природном уголке макета «Африка»; Изготовление дидактических игр; - Совместная деятельность по плану НОД, ОД; - Беседы, чтение художественной литературы; - Выставка рисунков «Жираф». | С 10.2 -14.2. | НОД беседы, загадывание загадок. |
Заключительный этап |
Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе проекта. Изготовление оригами по итогам проекта «Животные жарких стран». | 14.12. | |
Достигнутый результат: Реализация данного проекта поспособствовала формированию у детей представлений о животных жарких стран, о их многообразии, условиях и местах их обитания.
Дети осознанно подходят к пониманию защиты диких животных и природы.
Через знакомство с произведениями художественной литературы, наблюдения дети почувствовали очарование родной природы, у них появилось желание бережно относится к диким животным и природе.
Список использованной литературы: 1. С. Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в подготовительной группе детского сада»
2. интернет ресурсы maam.ru, ns portal
Приложение 1:
Викторина «Животные жарких стран» состоит из 12 вопросов. На каждый вопрос дан ответ. Составитель викторины: Ирис Ревю
1. Какие животные жарких стран вам известны?
Ответ: слон, кенгуру, пеликан, попугай, зебра, жираф, обезьяна, тигр, лев, черепаха, носорог, верблюд, крокодил
2. Отгадайте загадки:
«И петь не поет, и летать не летает…
За что же тогда его птицей считают?»
Ответ: Страус
«Кто на себе свой дом носит?»
Ответ: Черепаха
Он большой. Тяжёлый он.
Весит очень много тонн.
С каждым взвеситься готов.
Исключая лишь китов.
Ответ: слон
3. Послушайте стихотворение. Кто его автор?
«На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад.
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
Ответ: автор стиха И. Токмакова
4. Кто находится в сумке у кенгуру?
Ответ: детеныши
5. Название у этой птицы, такое же, как у экзотического фрукта. Хоть это и представитель птичьей братии, но сама бескрылая. Кто это?
Ответ: птица киви
6. Какое животное китайцы называют «мохнатый бык»?
Ответ: это животное – як
7. Какое животное, обитающее в жарких странах, большую часть своей жизни проводит, вися вверх ногами под ветвями деревьев?
Ответ: трехпалый ленивец
8. Какие вы знаете литературные произведения, в которых действующие лица — животные жарких стран?
Ответ: «Маугли», «Доктор Айболит»
9. Какой жук самый крупный и редкий на Земле (обитает в жарких странах)?
Ответ: дровосек-титан
10. Как вы считаете, в жарких странах много видов змей или нет?
Ответ: Наибольшее число видов змей распространено в жарких странах
11. Какое животное, живущее в жарких странах, является самым быстроногим на планете?
Ответ: гепард (семейство кошачьих)
12. Кто из приматов (обезьян) самый умный? Ответ: шимпанзе
Конспект НОД «Путешествие в Австралию»
Цель: дать общее представление о материке Австралия, о растительном и животном мире Австралии, расширять знания детей о природе, корригировать произвольное внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр, обогащать словарный запас, воспитывать интерес и любовь к окружающему миру других материков, расширять кругозор. Оборудование: Глобус, ноутбук, проектор для показа презентации, презентация «Австралия», картинки животных и растений материка, клей, макет материка. Ход занятия: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самый маленький континент земли - Австралия. (воспитатель показывает континент на карте) Как вы думаете, далеко ли от нас Австралия? (ответы детей) Воспитатель показывает Австралию на карте. Как думаете на чем можно добраться до Австралии? (ответы детей) Австралия находится в южном полушарии и поэтому когда у нас зима, в Австралии лето и наоборот. Как вы думаете почему? (ответы детей) Страна омывается водами двух великих океанов — Тихим с востока и юга и Индийским — с запада и 4 морями (1 слайд) Растительность Австралии очень своеобразна и оригинальна. Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев мира. Его высота может достигать 100 метров. Эвкалипт – любитель солнца, поэтому его листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Древесина этого дерева настолько крепка, что широко используется в строительстве. Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды. (2 слайд) Австралия – одно из наиболее засушливых мест на земле, но многие растения приспособились к этому. Есть дерево, которое накапливает влагу внутри себя. Оно называется бутылочное дерево. Как вы думаете, почему оно так называется? (На экране демонстрируется изображение бутылочного дерева. Дети высказывают предположения.) Воспитатель: «Бутылочным» дерево назвали за его ствол. Он похож на толстую бутылку: достигает в высоту 15 м, расширяется внизу до 1,5–2 м. Сучья начинаются очень высоко, напоминая корни. Давайте на минуту представим, что мы – деревья. (3 слайд) Акация – эти деревья могут достигать высоты до 25 м и толщины ствола до 1 м. (4 слайд) Местные представители животного мира также уникальны. Самые известные животные Австралии – кенгуру. Кенгуру – очень крупное животное, с длинным толстым хвостом и сумкой на животе. У него длинные и очень крепкие задние ноги. Зачем кенгуру такие ноги? (ответы детей) Действительно, это животное передвигается большими, мощными прыжками, опираясь при этом на свой хвост. Кенгуру очень быстро передвигается по степи, не встречая преград на своём пути. Ребята, кенгуру – сумчатое животное. А как вы думаете, зачем ему сумка на животе? (ответы детей) Кенгуренок рождается крошечным и беспомощным. Это розовый комочек размером 3 см. и весом не более 3-5 гр., похожий на червячка. Целых 6 месяцев он сидит в сумке матери, сосет молоко и подрастает. Слайд 5 У кенгуру есть враг – дикая собака динго. Это хитрое и умное животное, кроме того оно очень осторожное. Поэтому спастись от него можно только бегством. Если же убежать не удается – кенгуру защищается от врага своими мощными задними ногами. Ударом задней ноги кенгуру даже может проломить голову собаке. В Австралии есть и другие сумчатые животные, кроме кенгуру. Например, еще один представитель этого класса – сумчатый медведь Коала. Коала – самый маленький в мире медведь. Он живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Днем они все время спят или недвижимо сидят, вцепившись в дерево передними лапами. Когда все листья вокруг съедены, или просто хочется сменить местожительства, коала перебирается на другое дерево. Если дотянуться со старого дерева на новое не удается, коала нехотя и очень неуклюже спускается на землю. А вот прыгают с дерева на дерево они очень ловко и грациозно. В случае опасности они молниеносно взбираются на первое дерево на пути. Кстати, коалы умеют плавать. Какое животное вам напоминает этот мишка? (ответ детей) Есть в Австралии еще одно удивительное животное – утконос. Какое странное название?! Скажите, почему его так назвали? (ответ детей) Тело у утконоса приземистое, коротконогое; хвост уплощённый, похож на хвост бобра, но покрыт шерстью, которая с возрастом заметно редеет. В хвосте утконоса, откладываются запасы жира. Мех у него густой, мягкий, обычно тёмно-коричневый на спине и рыжеватый или серый на брюхе. Голова круглая. Морда утконоса вытянута в плоский клюв, но не жёсткий как у птиц, а мягкий, покрытый кожей. Лапы у утконоса пятипалые, приспособленные как для плавания, так и для рытья земли. Для плавания утконос использует не задние лапы, как другие полуводные звери, а передние. Задние лапы в воде выступают в роли руля. Отыскивая добычу, утконос во время подводной охоты непрерывно водит головой из стороны в сторону. Утконос, как и все звери, кормит своих детенышей молоком, но вылупляются они из яиц, как у птиц или пресмыкающихся. А вот и наши старые знакомые – волнистые попугайчики. Эти птички настолько хорошо чувствуют себя в неволе, что стали самыми распространенными домашними любимцами после собак и кошек. Они очень неплохо понимают и воспроизводят человеческую речь. Все животные, о которых мы сегодня говорили, могут жить только в Австралии!
Конспект по лепке в подготовительной группе «Черепаха» Цель: учить детей лепить черепаху скульптурным способом. Развивать целостность восприятия, композиции, умение соотносить предметы по величине. Закреплять технические приемы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание, расплющивание. Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу. Оборудование: иллюстрации с этапами лепки черепахи, пластилин, стеки, салфетки бумажные, дощечки, картон синего цвета. Ход занятия. Ребята, давайте поиграем. - Мяч лови, да бросай Животных жарких стран называй! (Ответы детей: лев, слон, тигр, жираф и др.). Дети садятся за столы. - Ребята, что это? Панцирь крепкий, как гранит, От врагов он защитит, И под ним не знает страха Медленная… Черепаха. - Правильно, ребята, молодцы! Показ картинки с изображением черепахи. Рассматривание картинки. -Ребята, посмотрите, вот такая черепаха. -Где живет черепаха? - Из каких частей состоит ее тело? - Какой формы ее туловище, лапки, голова нашей черепахи? -Какой формы панцирь? Ответы детей: овальной формы и т.д. Рассказ о черепахе. -Черепаха живет в жарких странах, любит греться на солнышке, лежа на желтом песке. Кладу на стол, заранее приготовленный пляж для черепахи на котором лежит одна черепаха Объясняем детям ход работы. Голова, лапы и хвост лепятся одинаково: - самая большая деталь это голова - четыре одинаковых валика это лапки - а самый маленький это хвост. 1. Скатываем большой шар и расплющиваем его в диск это будет панцирь (красного цвета) 2. Брюшко лепим из маленького желтого шарика (немного расплющиваем его) 3. Заготавливаем тонкие жгутики для панциря (желтого цвета) 4. Украшаем панцирь жгутиками 5. Лепим глаза и язычок Сборка изделия. 1. К брюшку прикрепляем лапы, голову и хвост 2. Сверху прилаживаем панцирь и придаем ему округлую форму 3. Стекой намечаем место для рта и глаз 4. Прикрепляем глаза и язычок Лепка черепах детьми. Звучит музыка «Малыш у моря». Рассматривание и оценка работ детьми. - Ребята, какие вы молодцы. Моя черепашка говорит всем большое спасибо, теперь ей очень весело и есть с кем поиграть. - Посмотрите, какие у нее красивые и разные друзья. Итог занятия: Повстречали черепаху, Что-то грустно было ей, Мы подумали немного, И слепили ей друзей. - Ребята, давайте поиграем с нашей черепашкой. «Море волнуется раз…» Оценивание работы детей. - Ребята, пусть ваши черепашки погреются на солнышке, лежа на песке. Их панцирь станет такой же крепкий, как у моей черепашки. И вы сможете ими играть.
М. Шкурина «Сказка про рассеянную маму-кенгуру»
В далёкой Австралии, где много лугов с сочной зелёной травой, и обитают необычные животные, жила-была кенгуру по имени Марта. Она паслась с другими кенгуру в широких австралийских прериях. В один из таких приятных солнечных денёчков кенгуру Марта со своим сыночком кенгурёнком отправились на прогулку. Вскоре они увидели группу других мамкенгуру. Их детишки кенгурята играли неподалёку, пока мамы дружно обсуждали последние новости о том, что у нелетающей птицы киви из яйца вылупился страусёнок, а коала, который во сне жевал сочные листочки эвкалипта, случайно укусил за хвост чёрного какаду. Марта, конечно же, присоединилась к другим кенгуру, а её малыш отправился играть со своими друзьями. Часа через полтора, а может и больше Марта вдруг вспомнила, что ей, по дороге домой, не плохо бы было заскочить в магазин, и стала звать своего кенгурёнка. Но вот беда: малыша нигде не было. Его друзья уверяли, что он только недавно играл вместе с ними и вдруг пропал. Как же испугалась мама-кенгуру! Она поскакала к ближайшему бушу, чтобы посмотреть, не заблудился ли кенгурёнок между деревьев и кустов. Вдруг её нога попала в яму. — Ой! – воскликнула кенгуру, — Извините. Она сразу поняла, что попала в нору вомбата, и ей стало стыдно, что она могла сломать его дом. — Под ноги надо смотреть, — проворчал вомбат, высовывая свою пушистую мордочку из норы, хорошо, что я далеко спал, в коридоре, и ты на меня не наступила. — Извините, пожалуйста! У меня кенгурёнок пропал! Может вы его видели? – спросила Марта. — Да я же говорю, что спал. Не видел я никого, — ответил вомбат и снова залез в свою нору. — Ой, ой, ой! Где же мой малыш? – воскликнула Марта. — Боюсь, как бы он не попался на глаза дикой собаке динго! Мне-то взрослой кенгуру динго не страшны, но мой малыш такой беспомощный! Кенгуру поскакала дальше и вскоре увидела ехидну, поедающую термитов. Она засовывала свой длинный липкий языком в муравейник и лакомилась любимой едой. — Ехидна Миранда! – закричала Марта. Ехидна от неожиданности вздрогнула и сейчас же свернулась в клубок, выставив свои острые колючки. — Миранада, извини. Не хотела тебя напугать, — произнесла Марта. – Просто я ищу своего кенгурёнка, который куда-то убежал. Ты его не видела? — Нет, не видела. Я только что проснулась и ужинаю, — ответила Миранда, разворачиваясь. – Спроси-ка у утконоса. Кенгуру кивнула и поскакала к реке, где ловила рыбу утконосиха Альба со своим малышом. — Альба, Альба! Могу я тебя что-то спросить? – закричала кенгуру. Альба подплыла к ней, вылезла на берег, стряхнула воду с пушистой шкурки, вылила остатки воды из своего утиного клюва и ответила: — Конечно, спрашивай. — Ты, случайно не видела моего кенгурёнка? Он пропал. — Нет, не видела, — фыркнула утконосиха. — Вот что происходит, если вместо того, чтобы следить за дитём, болтать с подружками! Я-то всегда знаю, где мой малыш. Вот он, в моей сумке. — Ох, сумка! – воскликнула Марта. – Я про неё совсем забыла! Она тотчас же открыла сумку, не ту, в которой носят продукты, а ту, что на животе у всех кенгуру, и увидела малыша, мирно спящего внутри. — Какая же я растяпа! – сказала кенгуру. — Вот и я о том же, — усмехнулась утконосиха Альба. – Разве ты забыла, что большинство австралийских животных носят своих детёнышей в сумках? Только Марта уже её не слышала. Она торопилась, чтобы успеть в магазин до его закрытия. Подвижная игра «Охотники и звери» Цель: формировать навыки двигательной активности, развивать ловкость. Ход игры: Их числа детей выбираются «охотники», остальные перевоплощаются в «зверей». По сигналу звери бегают, а охотники их ловят или бросают в них мяч; в которого попадут или дотронутся , те выходят из игры. Подвижная игра «Море вoлнуется» Цель: фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений. Ход игры: Дети стoят в кругу. Выбирается ведущий, он стoит в центре. Все произнoсят слова и прoизвольно двигаются, стараясь сoздать необычную фигуру: «Море вoлнуется раз, море вoлнуется два, море вoлнуется три, морская фигура на месте замри», по oкончании все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, тот станoвится ведущим. Пальчиковая гимнастика "В жарких странах" Если в жаркую страну Я случайно попаду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.) То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.) Кенгуру, гиппопотама, Обезьяну, тигра, льва, (Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.) Крокодила и слона. (Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.) Хорошо живётся им – (Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.) Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.) Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное» Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию. Дидактический материал: Карточки с изображением животных. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК» Цель игры: Продолжать знакомить детей с животными живущими в зоопарке. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, питании; кто и как их обслуживает. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах. Знать, что в зоопарке работают: рабочие зоопарка, директор зоопарка, заведующий хозяйством, экскурсовод, врач – ветеринар, проводник. Воспитывать интерес к игре, желание играть. Материал: строительный материал; игрушки изображающие животных: верблюд, обезьяна, слон; инвентарь: ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки. Вырезанные из картона клетки; бутафорские корма для животных; грузовики, фартуки; берёзы, ели; халат. Ход игры: -Ребята, мы с вами очень много говорили о животных, которые живут в зоопарке. А вы хотели бы поиграть в игру «Зоопарк»? Но сначала нам нужно распределить роли. Подсказывайте, кто нам нужен для игры? (директор, строители, рабочие зоопарка, заведующая хозяйством, смотритель за порядком, экскурсовод и врач-ветеринар). - Кто из вас будет директором? - Кто будет строителями? - Кто будет рабочими в зоопарке? - Кто будет заведующим хозяйством? - Кто будет врачом-ветеринаром? - Кто будет смотрителем? - Кто будет проводниками? - И осталось нам выбрать экскурсовода. - Ну что ж, роли все распределили, а теперь пора приступать к своим обязанностям. Строители строят зоопарк, клетки. Часть детей сооружают заповедники, пустыню, тайгу. Директор: - Проводники, получите путевые листы для поездки за верблюдом и медведем. Ребёнок: - Я еду в пустыню за верблюдом. Ребёнок: - А я за медведем в тайгу. Проводники берут грузовики и разъезжаются за животными. А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, подметают и моют пол. Заведующая хозяйством готовит корм. К зоопарку подъезжают грузовики. Их встречают директор и врач-ветеринар. Ветеринар осматривает животных. Ветеринар: - Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк. Директор: - Теперь животных нужно разместить и покормить. А вы, проводники, получите ещё путевые листы на лису и обезьяну. Проводники уезжают за животными. К зоопарку подъезжают проводники с животными. Их встречают директор и ветеринар. Ветеринар осматривает животных. Ветеринар: - Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк. Директор: - Животных нужно разместить и покормить. В зоопарке ещё одна свободная клетка. В неё можно завезти слона. Вот вам путёвка, отправляйтесь в путь. Желаю вам благополучно добраться. Проводник возвращается с животным. Его встречает ветеринар. Проводник: - Встречайте гостя. Посмотрите, какой он интересный. Ветеринар: - Он здоров. Можно поместить его в клетку. Директор: - Товарищ проводник, скажите рабочим, что надо покормить слона. - Ну что ж, все животные накормлены. Можно открывать зоопарк для посетителей. Рабочие зоопарка уходят на перерыв. Дети подходят к зоопарку. Их встречает экскурсовод. Экскурсовод: - Здравствуйте. Сейчас я покажу вам животных нашего зоопарка. Заходите. Дети заходят в зоопарк и рассказывают о животных. Верблюд: живёт в пустыне. Питается колючками. На спине у верблюда есть горб. Тело покрыто шерстью. Он сильный, терпеливый, перевозит грузы. Медведь: живёт в тайге. Питается на воле ягодами, грибами, рыбой. У него густая шерсть бурого цвета. Лиса: живёт в лесу. Питается мясом, рыбой. У неё густая шерсть рыжего цвета, длинный пушистый хвост. Она хитрая, ловкая. Обезьяна: живёт в Джунглях. Это травоядное животное, любит бананы. Ловко прыгает по деревьям, качается на лианах. Слон: живёт в Индии, Джунглях. Это сухопутное животное. Он сильный, огромный, серого цвета. У него есть длинный нос - хобот и бивни. Экскурсовод: - На этом наша экскурсия закончена. А наш зоопарк закрывается на санитарный час. После перерыва экскурсия продолжится. Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
Консультации по теме «Животные жарких стран».