Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе
Отрицательный ответ — 0 баллов Нейтральный ответ — 1 балл Положительный ответ — 3 балла
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе или не очень? 2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались только интересные предметы?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
У тебя в классе много друзей? 10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок:
25 — 30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и адаптации.
20 — 24 балла – средний уровень школьной мотивации и адаптации.
15 — 19 баллов – уровень внешней мотивации. 10 — 14 баллов – уровень низкой школьной мотивации.
Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, уровень школьной дезадаптации.
Десять правил работы со
«слабоуспевающими» учениками
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Не торопите ученика! Помните, что для
«слабоуспевающего» необходим период
«вживания» в материал. Научитесь ждать!
Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со
«слабоуспевающим» учеником.
Предлагайте ученикам однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Здесь идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации! Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом! Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со
«слабоуспевающими» учениками, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению
«слабоуспевающих» более сильных ребят.
Работа с неуспевающим учеником
Памятка для педагога
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этап урока:
Контроль подготовленности учащихся Виды помощи:
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 5.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой .
Профилактика:
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявлять типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
По окончанию изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.
Этап урока: Изложение нового материала
Виды помощи:
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Профилактика:
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать постановку вопросов к учителю со стороны учащихся при затруднениях в усвоении
Этап урока:
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Виды помощи:
1.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в
учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
Этап урока: Организация самостоятельной работы
Виды помощи:
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Профилактика:
1.Подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но данных в определенной системе, достичь большего эффекта. 2.Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
3.Инструктировать о порядке выполнения работы. 4.Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
При организации самостоятельной работы вне класса 1.Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно затруднения.
Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками.
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Алгоритм работы с неуспевающими учениками
Классный руководитель:
1.Определяет причину неуспеваемости учащегося через:
анкетирование;
беседу с психологом;
беседу с социальным педагогом для выяснения социальных условий;
беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет
«неудовлетворительную» оценку. 2.Ведёт контроль за:
посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику. 3.Уведомляет еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося. 4.Разрабатывает вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводит итоги по окончанию четверти.
Учитель-предметник:
1. Выстраивает систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей. 2.Планирует и осуществляет на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.