ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж декоративно-прикладного искусства № 36
имени Карла Фаберже
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОД.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по специальности:
072501 ДИЗАЙН (по отраслям)
Москва
2013 гг.
ОДОБРЕНА Предметно (цикловой) комиссией № 1 Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин информационно-технологического отделения Протокол № ____ от «__» _________ 2013 г. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Обществознание», примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» автора Кишенкова О.В., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 072501 Дизайн (по отраслям). |
Председатель предметной (цикловой) комиссии № 1 _____________ /Хакимова О.Р../ | Заместитель директора по учебной работе ___________ / В.А. Осовская/ |
Составитель: | Никандрова Елена Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО КДПИ № 36 им. Карла Фаберже. |
Р ецензент | |

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей программы общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации рабочей парограммы общеобразовательной учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения общеобразовательной учебной дисциплины | 17 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.05 Обществознание
1.1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) образования в пределах ОПОП по специальности 072501 Дизайн (по отраслям). Дизайн в информационных технологиях, в соответствии с примерной программой Кишенкова О.В., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г., с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Обществознание входит в цикл общеобразовательных дисциплин и направлена на формирование общеучебных и общих компетенций. Учебная дисциплина формирует общеучебные компетенции:
самоорганизация,
самообучение,
информационная;
коммуникативная.
Общие компетенции включают в себя способность использовать умения и знания, получаемые в результате обучения по дисциплине:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» ‑ требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по четырем блокам: самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Изучение учебной дисциплины базируется на содержании учебного материала дисциплины «Обществознание» и предполагает наличие тесного междисциплинарного взаимодействия с такими дисциплинами:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» (процессы Глобализации)
- «История» (периоды развития человечества; вопросы становления и развития цивилизации);
- «Биология» (Тема 1. «Появление жизни на Земле»);
- «Литература» (развитие взглядов на общество).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
1) максимальной учебной нагрузки обучающегося по специальности «072501 Дизайн в информационных технологиях»171 часов, в том числе:
2) максимальной учебной нагрузки обучающегося по специальности «072501 Дизайн в легкой промышленности»166 часов, в том числе:
1.6.Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине
По содержанию рабочая учебная программа соответствует содержанию примерной программы. Рабочая программа по количеству часов соответствует примерным объемным параметрам ООП по программам СПО с учетом технического профиля получаемого профессионального образования ГБОУ СПО г. Москвы и рабочему учебному плану.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
по специальности 072501 Дизайн в информационных технологиях
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
лабораторные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
подготовка рефератов | 26 |
подготовка докладов | 20 |
конспектирование учебного материала учебника | 8 |
Итоговая аттестация в форме: 1 семестр- к,/р, 2 семестре зачета |
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
по специальности 072501 Дизайн в легкой промышленности
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 166 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
лабораторные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
подготовка рефератов | 21 |
подготовка докладов | 20 |
конспектирование учебного материала учебника | 8 |
Итоговая аттестация в форме: 1 семестр- к,/р, 2 семестре зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
| Подготовить реферат по теме: «Стратегия выживания человечества» Подготовить сообщение на тему: «Предназначение человека». |
Раздел 1. | Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 16 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. |
2 | Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. |
3 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. |
4 | Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. |
5 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. |
Тема 1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. |
2 | Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. |
3 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. |
Раздел 2. | Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 8 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. |
2 | Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
| Подготовить доклад по одной из тем: 1. Категории морали; 2. Высшие духовные ценности; 3. Моральный идеал; 4. Нравственная оценка деятельности. Подобрать материалы периодической печати по теме: «Москва – крупный научный и образовательный центр». |
Раздел 3. | Экономика | 24 | |
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. |
2 | Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. |
3 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. |
2 | Предложение. Факторы предложения. |
3 | Роль фирм в экономике. |
4 | Функции государства в экономике. Виды налогов. |
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. |
2 | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. |
3 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. |
2 | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 11(Ди-8) | |
| Подобрать материалы периодической печати по теме: «Государство и экономика». Составить письменные ответы на вопросы: Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Основные организационные формы бизнеса в России. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. |
Раздел 4. | Социальные отношения | 18 | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. |
2 | Социальная стратификация. Социальная мобильность. |
3 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Девиантное поведение, его формы, проявления. |
2 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. |
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
4 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
| Письменно ответить на вопрос: «Признаки молодежи как социальной группы». |
Раздел 5. | Политика как общественное явление | 16 | |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. |
2 | Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. |
3 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. |
Тема 5.2. Участники политического процесса. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. |
2 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации |
3 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. |
4 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. |
5 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
| Подготовить доклад по одной из тем: Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Гражданское общество и государство. |
Раздел 6. | Право | 24 | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. |
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. |
3 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. |
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. |
3 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. |
4 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России. |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. |
2 | Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. |
3 | Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. |
4 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. |
Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 9(Ди-7) | |
| Письменно ответить на вопрос: «Основные положения международных документов по правам человека». |
| ВСЕГО | 117 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
раздаточные материалы для практических работ;
комплект презентаций для проведения теоретических занятий;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
Технические средства обучения:
лицензионное программное обеспечение;
мультимедиа проектор и экран;
сеть Интернет, локальная сеть
В кабинете предусмотрен достаточный комплект методической литературы для преподавателя, включающий специальную методическую литературу, справочную литературу.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Примерная программа дисциплины.
Рабочая программа дисциплины.
Календарно-тематический план.
Фонд оценочных средств, включающий в себя:
Контрольные работы (по рабочему учебному плану)
Материалы разного вида контроля в соответствии с рабочим учебным планом ;
Тесты по дисциплине (по отдельным темам)
Задания для самостоятельной работы студентов.
Вопросы к дифференцированному зачету
Технологическая карта занятия
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Основные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Дополнительные источники:
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
4. Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание». Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а также в, а также сдачи студентами рубежного и дифференцированного зачётов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | | |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Формы контроля обучения: -домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы оценки результатов обучения: -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; -накопительная оценка, дифференцированный отчет. |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | ОК 1-9 |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | ОК 1-9 |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | ОК 1-9 |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | ОК 1-9 |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | ОК 1-9 |
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | ОК 1-9 |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | ОК 1-9 |
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | ОК 1-9 |
Знания: | |
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | ОК 1-9 |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | ОК 1-9 |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | ОК 1-9 |
особенности социально-гуманитарного познания; | ОК 1-9 |
10