СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОБЖ 6 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта 2009 год и авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, 2014 год

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОБЖ 6 класс»

Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»





Принято:

Методическим советом школы

Протокол № __ от «__»__2017г

Согласовано:

Зам. директора по УВР

_________/Чигакова С. Л./

«__» __2017 г

Утверждаю:

Директор школы:

_______/ Копылова Л. И./

Приказ № ___ от «__»__2017 г





Рабочая программа

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Образовательная область:

«Безопасность жизнедеятельности»

Основное общее образование

6 класс

Срок реализации: 2017 - 2018 учебный год





Составитель:

Плотникова Татьяна Валентиновна

учитель ОБЖ





с. Лосиха 2017 г

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009 год, в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы «Основы безопасности жизнедеятельности», под общей редакцией А.Т. Смирнова, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2014 год.

Данная программа учитывает особенности детей ОВЗ (ЗПР) и учитывает индивидуальный подход к обучению и оценке знаний данной категории обучающихся.

Обоснование выбора УМК:

Учебно-методический комплект вошел в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-20186 год.

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2015.

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь: 6 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа имеет цели:

  • усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений:

  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.


Ценностные ориентиры содержания учебного процесса

Учебный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом свойх возможностей;

  • формирование у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Общая характеристика организации учебного процесса

Одной из главных технологий УМК является системно-деятельностный подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

  • Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары, демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.


Режим занятий – 45 мин.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35учебных недель).

Изменения в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты

Личностные результаты:


Будут сформированы: не менее 70%

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.


Получат возможность для формирования: не менее 77 %


  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

Будут сформированы: не менее 70%

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Получат возможность для формирования: не менее 77 %

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:

Будут сформированы: не менее 70%


  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.


Получат возможность для формирования: не менее 77 %

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;



Планируемые результаты с (ОВЗ)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

Применять в повседневной жизни:

  • Доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • Перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций и во время ЧС;

  • Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

  • Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

  • Обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

  • Безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);

  • Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • Оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.



Содержание курса учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность

Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Тема 3.Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных при¬ родных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них.  и его профилактика.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении; при укусах змей и насекомых.

  Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровье человекаи факторы на него влияющие

Профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.



Содержание тем учебного курса



п/п


Наименование раздела и темы

Количество

часов

Виды учебной деятельности

I

Безопасность человека в природных условиях

25


1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при следовании речным или морским транспортом. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы формирования навыков для безопасного существования в природной среде. Формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку людям, попавших в экстремальные условия в природной среде. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Характеризуют основные погодные явления, случающиеся в вашем регионе, и их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные и насекомые представляют при встрече. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10


6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают навыки оказания первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударов, при отморожении и ожогах. Сравнивают порядок оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

Объясняют положения о том, что здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека. Характеризуют пагубное влияние употребления наркотиков на здоровье человека. Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков. Отвечают на вопросы и выполняют задания.


Всего часов:

35






Тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе



урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Комментарии учителя



I. Безопасность человека в природных условиях

25




1. Подготовка к активному отдыху на природе

6



1

1.1 Природа и человек.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.


2

1.2 Ориентирование на местности.

1

Комбинированный


3

1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

Комбинированный


4

1.4 Подготовка к выходу на природу.

1

Комбинированный


5

1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

Комбинированный


6

1.6 Определение необходимого снаряжения для похода.

1

Комбинированный



2. Активный отдых на природе и безопасность

5



7

2.1 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

1

Комбинированный


8

2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Комбинированный


9

2.3 Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Комбинированный


10

2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

Комбинированный


11

2.5 Велосипедные походы и безопасности туристов.

1

Комбинированный



3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6



12

3.1 Факторы, влияющие на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


13

3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Комбинированный


14

3.3 Акклиматизация человека в горной местности.

1

Комбинированный


15

3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Комбинированный


16

3.5 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом.

1

Комбинированный


17

3.6 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом.

1

Комбинированный



4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4



18

4.1 Автономное пребывании человека в природной среде.

1

Комбинированный


19

4.2 Добровольное пребывание человека в природной среде.

1

Комбинированный


20

4.3 Вынужденное пребывание человека в природной среде.

1

Комбинированный


21

4.4 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.



5. Опасные ситуации в природных условиях

4



22

5.1 Опасные погодные явления.

1

Комбинированный


23

5.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

Комбинированный


24

5.3 Укусы насекомых и защита от них.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


25

5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.



II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10




6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4



26

6.1 Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


27

6.2 Оказание первой медицинской помощи при травмах.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


28

6.3 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


29

6.4 Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.



7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6



30

7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


31

7.2 Компьютер и его влияние на человека.

1

Комбинированный


32

7.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Комбинированный


33

7.4 Влияние социальной среды на здоровье человека

1

Комбинированный


34

7.5 Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.


35

7.6 Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

1

Комплексное применение ЗУН учащимися.



Всего часов:

35




Учебно-методическая и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Печатные пособия:


  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.

  3. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

  4. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2014.

  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2014

  6. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль. - М.: Просвещение, 2015.




Интернет-ресурсы:


  1. http://varb.ru/uchebnaya-literatura-dlya-srednix-i-starshix-klassov/drugie-discipliny


  1. http://www.uroki.net/docfizcult.htm


  1. http://festival.1september.ru/articles/511352/