I. Пояснительная записка
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования МБОУ СОШУИП № 3 предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Реализация программы предусматривает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательная деятельность организуется с помощью баз данных, образовательных платформ, электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих передачу информации и взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
Организация электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий регламентируется локальными актами школы.
В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- консультация,
- практическое занятие,
- самостоятельная работа,
Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- просмотр видеотренировок;
- прослушивание аудиофайлов;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов и т.д..
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
отбор лучших учащихся для участия в составе сборной команды города в Спартакиаде ЯНАО.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
II. Учебно-тематический план
Группа 1-го года обучения (144 часа).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 5 |
2 | Специальная подготовка техническая | 84 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 30 |
4 | ОФП | 20 |
5 | Соревнования | 15 |
Группа 2-го года обучения (144 часа).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 4 |
2 | Специальная подготовка техническая | 80 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 30 |
4 | ОФП | 20 |
5 | Соревнования | 10 |
Группа 3-го года обучения (216 часов).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 8 |
2 | Специальная подготовка техническая | 80 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 58 |
4 | ОФП | 50 |
5 | Соревнования | 20 |
Группа 4-го года обучения (288 часов).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 14 |
2 | Специальная подготовка техническая | 80 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 70 |
4 | ОФП | 66 |
5 | Соревнования | 58 |
Группа 5-го года обучения (288 часов).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 14 |
2 | Специальная подготовка техническая | 80 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 70 |
4 | ОФП | 66 |
5 | Соревнования | 58 |
III. Содержание программы
Первый год обучения
Основы знаний (5 часов). История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей.
Техническая подготовка (85 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1X1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (30 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Позиционное нападение (5 : 0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1:1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка (20 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростносиловых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60 м. Кросс 500-2000 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».
Соревнования (5 часов). Принять участие в одних соревнованиях.
Второй год обучения
Основы знаний (4 часов). Правила игры баскетбола. Правила игры 3х3 «Стритбол». Жесты судей.
Техническая подготовка (80 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1х1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (30 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5 : 0) без смены мест. Позиционное нападение (5 : 0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1 : 0), (2 : 1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 : 1). Двухстороння игра в баскетбол по упрощенным правилам. Двухстороння игра в баскетбол 3х3. Игра на одно кольцо в «Стритбол 3х3».
Общефизическая подготовка (20 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростносиловых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60 м. Кросс 500-2000 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».
Соревнования (10 часов). Принять участие в одних соревнованиях баскетбол. Принять участие в одних соревнованиях баскетбол 3х3 «Стритбол».
Третий год обучения
Теория (8 часов). Правила игры. Жесты судей.
Техническая подготовка (80 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от фуди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.
Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1:1)(1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (58 часов). Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1 : 0), (2 : 1), (3 : 2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Личная защита. Двустороння игра.
Общефизическая подготовка (50 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростносиловых.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2-3 х 20-30 м; 2-3 х 30-40 м. Бег 60 м с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с препятствиям от 60 до 100 м (количество препятствий — от 4 до 10, в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы). Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши).
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».
Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег с остановками и с резким изменением направления. Челночный бег на 5, 8, 10м (с общим пробеганием за одну попытку 25-35 м). Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом- отягощением или в куртке с весом. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.
Бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивание из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см как без отягощения, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Спрыгивание с возвышения 40-60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную в доступном месте, то же, но с разбега 7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5-8 отталкиваний в серии. Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух, одной ноге (правая, левая) под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением высоты). Прыжки с места вперед- вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50 раз). Ходьба в полуприсе- де с набивными мячами (50-100 м).
Соревнования (20 часов). Принять участие в трех соревнованиях.
Четвёртый год обучения
Теория (14 часов). Правила игры. Жесты судей. Участие в судействе соревнований.
Техническая подготовка (80 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Совершенствование поворотов без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Совершенствование техники ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Ловля высоколетящих мячей. Ловля мяча после отскока от щита. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней и дальней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения. Добивание мяча после отскока от щита. Бросок полукрюком, крюком.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (70 часов).
Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2 : 2, 3 : 3, 4 : 4, 5 : 5. Нападение быстрым прорывом (1 : 0), (2 : 1), (3 : 2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двустороння игра.
Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1 : 1) (1 : 2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3 : 2, 2 : 3.
Общефизическая подготовка (66 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростносиловых. То же, что и во 3-й год обучения.
Соревнования (58 часов). Принять участие в трех соревнованиях.
Пятый год обучения
Теория (14 часов). Правила игры. Жесты судей. Участие в судействе соревнований.
Техническая подготовка (80 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Совершенствование поворотов без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Совершенствование техники ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с активным сопротивлением защитника.
Совершенствование ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Ловля высоколетящих мячей. Ловля мяча после отскока от щита. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с активным сопротивлением защитника.
Совершенствование техники бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней и дальней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения. Добивание мяча после отскока от щита. Бросок полукрюком, крюком.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (70 часов).
Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2 : 2, 3 : 3, 4 : 4, 5 : 5. Нападение быстрым прорывом (1 : 0), (2 : 1), (3 : 2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двустороння игра.
Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1 : 1) (1 : 2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3 : 2, 2 : 3.
Общефизическая подготовка (66 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростносиловых. То же, что и во 4-й год обучения.
Соревнования (58 часов). Принять участие в четырёх соревнованиях.
IV. Система формы контроля уровня достижений
учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится
2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски - с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 8 | 8 | 20 | 17 |
4 | 6 | 6 | 23 | 15 |
3 | 5 | 5 | 25 | 11 |
Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски - с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 10 | 9 | 19 | 18 |
4 | 8 | 7 | 22 | 16 |
3 | 7 | 5 | 24 | 12 |
Нормативы технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 12 | 10 | 17 | 24 |
4 | 10 | 8 | 19 | 22 |
3 | 8 | 6 | 21 | 16 |
Нормативы технической подготовки. 4-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 13 | 11 | 13 | 28 |
3 | 11 | 9 | 15 | 26 |
4 | 9 | 7 | 17 | 22 |
Нормативы технической подготовки. 5-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передачи мяча в стену на скорость |
5 | 14 | 12 | 13 | 28 |
3 | 12 | 10 | 15 | 26 |
4 | 10 | 8 | 17 | 22 |
Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы физической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 6 минут.(м) |
м | д | м | д | м | д | м | д |
5 | 195 | 185 | 6.2 | 6.5 | 5.0 | 5.1 | 1300 | 1100 |
4 | 160 | 165 | 6.5 | 6.7 | 5.8 | 6.0 | 1000 | 900 |
3 | 140 | 130 | 6.7 | 7.0 | 6.3 | 6.4 | 900 | 700 |
Нормативы физической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 6 минут.(м) |
м | д | м | д | м | д | м | д |
5 | 200 | 190 | 6.2 | 6.5 | 5.0 | 4.9 | 1350 | 1150 |
4 | 165 | 165 | 6.5 | 6.7 | 5.8 | 5.6 | 1100 | 1000 |
3 | 150 | 135 | 6.7 | 7.0 | 6.3 | 6.0 | 1000 | 750 |
Нормативы физической подготовки. 3-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 6 минут. (м) |
м | д | м | д | м | д | м | д |
5 | 205 | 200 | 5.7 | 6.0 | 4.8 | 5.0 | 1400 | 1200 |
4 | 180 | 170 | 6.0 | 6.5 | 5.4 | 5.7 | 1200 | 1000 |
3 | 160 | 140 | 6.2 | 6.7 | 5.9 | 6.2 | 1000 | 800 |
Нормативы физической подготовки. 4-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 6 минут. (м) |
м | д | м | д | м | д | м | д |
5 | 220 | 205 | 5.0 | 5.2 | 4.5 | 4.9 | 1500 | 1300 |
4 | 200 | 175 | 5.2 | 5.5 | 5.1 | 5.5 | 1300 | 1100 |
3 | 180 | 160 | 5.5 | 6.0 | 5.5 | 6.0 | 1100 | 900 |
Нормативы физической подготовки. 5-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 6 минут. (м) |
м | д | м | д | м | д | м | д |
5 | 240 | 210 | 5.0 | 5.2 | 4.4 | 4.8 | 1500 | 1300 |
4 | 220 | 190 | 5.2 | 5.5 | 4.8 | 5.3 | 1300 | 1100 |
3 | 205 | 170 | 5.5 | 6.0 | 5.1 | 5.9 | 1100 | 900 |
Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве судей в поле (4, 5-й год обучения), судей на протоколе (4-й год обучения).
Участие в соревнования. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
Построение | Средства | ОМУ* |
1 | 2 | 3 |
Стойки, перемещения, остановки, повороты |
а) В шеренге О О О О О О О О б) в шахматном по- рядке О О О О О О О О О в) в кругу О О О О О О О По периметру пло- щадки лицом к центру (интервал 1,5-2 м) | Принять положение стойки баскетболиста по сигналу учите- ля, обращая внимание на поло- жение туловища, ног и отрыв пяток от площадки. То же, но с акцентом на поло- жение рук. То же, но обращая внимание на активное движение руками. Чередование различных стоек по команде учителя. Перемещения приставными шагами правым (левым) боком: - на счет «раз» - шаг левой ногой влево, «два» - подтянуть правую ногу на такое же расстояние; | Ступни расставлены на ширину шага и находятся на одной линии или одна выставлена вперед. Пятки приподняты, вес тела равномерно распределен на обе ноги, колени полусогнуты, туло- вище прямое, руки согнуты в локтях. В защитной стойке одноименная вы- ставленной вперед ноге рука направле- на вперед-вверх, другая рука в сторону- вниз. Руки должны постоянно двигаться, создавая сопернику помехи. Перемещение выполнять в защитной стойке. Приставные шаги должны быть недлинными и выполняться быстро, но в то же время мягко. Игрок не под- |
* ОМУ - организационно-методические указания
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
По периметру пло- щадки в колонне по одному (дистанция 1,5-2 м | -то же вправо, движение начи- нать с правой ноги; - по разметке площадки в спо- койном темпе; -на высокой скорости. Перемещения приставными шагами вперед (назад) в той же последовательности. Перемещения приставными шагами по сигналу учителя. 8. Перемещения приставными шагами правым (левым) боком на максимальной скорости. Игра «Смена мест». | прыгивает, а как бы скользит или сте- лется над поверхностью площадки. Не допускать скрещивание или сбли- жение ступней. Первый шаг делается ближайшей к на- правлению движения ногой. Затем де- лается шаг такой же длины толчковой ногой. Правая рука в сторону - перемещение влево, левая рука в сторону - переме- щение вправо, руки вверх-вперед, вниз- назад. До противоположной боковой линии и обратно. Соревнование между двумя командами. Повторить 4-5 раз. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
Лицом друг к другу (дистанция 2 м) | Перемещения приставными шагами в парах. Перемещения в парах: «нападающий» - «защитник». Передвижения различными способами. Подвижные игры: «Салки», «Коршун и цыплята», «Ловля парами», «Круговая охота». | Один из учащихся перемещается, неожи- данно меняя направление, другой зер- кально повторяет перемещения парт- нера. Нападающие, часто меняя направление бега, стараются оказаться за спиной у защитников и прорваться к противо- положной боковой линии. Защитники, перемещаясь приставными шагами, отступают и препятствуют этому. а) Рывок лицом вперед; б) бег спиной вперед; в) перемещение в защитной стойке спиной вперед, выполняя два пристав- ных шага влево, два - вправо и т. д.; г) обычный бег. Сохранять устойчивое положение на полусогнутых ногах, избегать скрещи- вания ног. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
По периметру баскет- больной площадки лицом в центр. По периметру пло- щадки в колонну по одному (дистан- ция 2м) | Остановка двумя шагами. И. п. - стойка баскетболиста. На счет «раз» - широкий шаг сзади стоящей ногой вперед, на счет «два» - короткий шаг другой ногой. Остановка прыжком. По сиг- налу учителя - шаг левой (пра- вой) ногой - толчок - остановка прыжком. Остановка у центральной ли- нии и в углах площадки: после ходьбы; после бега. Бег в колонне по одному. По сигналу - остановка. | Опорная нога ставится на площадку перекатом с пятки на носок и сгибает- ся, другая нога касается площадки всей ступней, обеспечивая упор. Игрок отталкивается одной ногой и де- лает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения. В безопорном по- ложении, опережая туловище, игрок выносит ноги вперед. Приземление осуществляется на обе ноги одновре- менно. Сохранять равновесие, не наклонять туловище вперед. Использовать звуковой (свисток) и зри- тельный (поднятие руки) сигналы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
| Повороты на месте вперед (назад). 19. Повороты на месте вперед- назад в различных сочетаниях без мяча и с мячом: - произвольно; -по команде учителя. 20. Сочетание приемов: бег - ос- тановка - поворот вперед (назад) на сзади стоящей ноге. 21. Упражнение в парах. 22. Эстафеты; «Пятнашки ногами» (в парах) | При повороте вперед игрок движется грудью по направлению вышагивания. При повороте назад движение выпол- няется спиной вперед. Пятка опорной ноги приподнята, опор- ную ногу от площадки не отрывать. Можно проводить соревновательным методом. Игрок, владеющий мячом, выполняет повороты, стараясь укрыть мяч туло- вищем и защитить его от соперника, который стремится выбить или запят- нать мяч. Затем игроки меняются ро- лями. |
Продолжение табл.
1 2 | 3 |
Ловля и передача мяча |
Дистанция 2-3 м; 4-5 м | 1. Ловля и передача мяча от гру- ди двумя руками на месте в парах: имитация ловли и передачи мяча; выполнение передачи с не- большой траекторией; в быстром темпе; со сменой положения ног после передачи; «Кто лучше»; «Кто быстрее»; «Кто больше». | В одной шеренге учащиеся стоят в и. п. для ловли, заранее вытянув руки вперед. В другой шеренге - в и. п. для передачи мяча. Акцент на амортизационное движение рук при ловле и перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу при передаче. Впереди должна находиться то левая, то правая нога. Учитель определяет учащихся, лучше всех выполняющих приемы. Побеждает пара, выполнившая быстрее 10-20 передач. Побеждает пара, выполнившая больше передач за 10, 20, 30 секунд. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
| 2. Ловля и передача мяча от гру- ди двумя руками на месте с по- следующим перемещением: 3. Подвижные игры: «Мяч сосе- ду», «Передал - садись», «Мяч среднему», «Гонка мячей по кру- гу», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу». | Постепенно увеличивая дистанцию. Использовать различные способы пе- ремещений: бег вперед, спиной вперед, перемещение приставными шагами правым и левым боком, лицом и спи- ной вперед. После перемещений чередовать оста- новку прыжком и двумя шагами с по- воротами вперед-назад. Повороты вы- полнять на носке осевой ноги. При определении победителя учитыва- ется быстрота и правильность выпол- нения передачи. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
Расстояние между партнерами меняется от 3 до 8 м | Передача мяча одной рукой от плеча на месте, в парах: - имитация ловли мяча двумя руками и передачи одной рукой от плеча; - ловля и передача мяча с увели- чением дистанции с 2-3 до 5-6 м; - с чередованием передачи пра- вой и левой рукой; - во встречных колоннах. Передачи от груди двумя ру- ками и одной рукой от плеча на месте, в парах. 6.Подвижные игры: «Кто луч- ше», «Кто быстрее», «Кто боль- ше», «Снайпер», «Перестрелка». | Впереди находится нога, разноименная передающей руке. Выполняя передачу, игрок переносит тяжесть тела на впере- ди стоящую ногу и, энергично выпрям- ляя руку, захлестывающим движением кисти посылает мяч партнеру. Прыжком, меняя положение ног. С перемещением в конец своей колон- ны, в конец встречной колонны. Если партнер находится на расстоянии 3-4 м, выполняется передача двумя ру- ками от груди, если дальше - одной рукой от плеча. Используя разученные способы пере- дач по заданию. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
| 7. Ловля и передача мяча от гру- ди двумя руками и одной рукой от плеча в движении: - во встречных колоннах; — в колоннах с последующим передвижением; | Используются встречные передачи в движении (мяч летит навстречу игро- кам), поперечные (мяч перемещается поперек направления движения игро- ков) и поступательные (мяч как бы до- гоняет убегающего игрока). Игроки одной колонны ловят и пере- дают мяч стоя на месте, игроки другой колонны - в движении. Первый игрок в движении последова- тельно передает мяч игрокам № 4, 5, 6, стоящим на месте, и получает от них обратные передачи. Закончив упражне- ние, он с мячом в руках бежит по боко- вой линии и встает в конец своей ко- лонны. После 2-3 повторений колонны меняются местами. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
| -поперечные передачи в движе- нии в парах; -передачи выходящему игроку. | Использовать не более 4-5 передач. Ловя и передавая мяч в движении, иг- рок не должен останавливаться, под- прыгивать, допускать «пробежку». Бег должен быть естественным и не- принужденным. Направляющий первой колонны пере- дает мяч игроку второй колонны, тот, получив мяч, выполняет откидку игроку, стоящему сзади, и прорывается в направлении третьей колонны; получив обратную передачу, немедленно отдает мяч направляющему третьей колонны. Упражнение продолжается в том же порядке. Можно добавить второй, третий мяч. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
Ведение мяча |
Расстояние 8-10 м В колонну по одному, дистанция 2 м. В шеренгах, колон- нах, по кругу. | Ведение мяча в парах: низкое ведение мяча на месте (5-6 ударов) и передача одной рукой от плеча партнеру; ведение с изменением высоты отскока с продвижением вперед, в сторону, возвращение в и. п. и передача мяча партнеру. Ведение мяча по периметру баскетбольной площадки: (3-4 удара); Ведение мяча с изменением высоты отскока в шеренгах: приблизившись к игрокам другой шеренги, перейти на низкое ведение; | Движение в основном осуществлять кистью, а рука в локтевом суставе поч- ти полностью выпрямлена. Как можно дальше сопровождать мяч рукой вниз, как можно ниже встречать мяч рукой с широко расставленными пальцами. Переходя с высокого ведения на низ- кое, сильно согнуть ноги, наклонить туловище и выполнить несколько ко- ротких частых толчков мяча вниз. Высота отскока мяча от площадки — 15-20 см. Соперники не оказывают активного сопротивления. Соперники могут выбивать мяч. Дриб- леры укрывают мяч туловищем. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
| Ведение мяча с изменением направления: на месте; шагом, бегом; по кругу; «елочкой», передача партнеру, передвижение в конец колонны. «Пятнашки с ведением мяча». | Два толчка мяча правой рукой об пол немного впереди и снаружи правой но- ги, толчок мяча об пол влево, два толч- ка левой рукой, вновь перевод мяча на правую руку и т. д. Обводить стойки дальней от них рукой. Обратить внимание на своевременный перевод мяча с одной руки на другую и правильное накладывание кисти на мяч. Игра проводится в парах и группах по 5-6 человек. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
Броски мяча |
В две шеренги лицом друг к другу. В две шеренги лицом друг к другу. | Броски мяча двумя руками от груди с места: имитация броска; выполнение всех движений, не выпуская мяча; передача мяча партнеру с раз- личной траекторией полета; с высокой траекторией полета, стараясь попасть в цель. Броски мяча в кольцо в парах: с одного и того же места в 1,5— 2 м от щита; под другим углом к щиту; до первого (второго) промаха. Бросок мяча одной рукой с места: | Обратить внимание на согласованность движений ног, рук, кистей. Деть мячу скатиться назад по тыльной стороне кистей. В заключительной фазе броска мяч как бы выдавливается движением кистей вовнутрь. Мяч прокатывается от осно- вания до ногтевых фаланг указатель- ных пальцев и, срываясь с них, получа- ет обратное вращение. Один выполняет броски, другой подби- рает мячи и передает партеру. После 5 бросков игроки меняются ро- лями. Расстояние 3-3,6 м. Одноименная бросающей руке нога впереди. Кисть находится сзади на мяче, а ло- коть опущен вниз. Другая рука под- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
В колоннах под раз- ными углами к щиту Из-за линии штраф- ного броска. | броски с близкой дистанции (1,5-2 м); броски со средней дистанции (3-3,6 м). Штрафные броски: выполнение штрафных бросков после физической нагрузки; выполнение штрафных бросков в условиях применения «сби- вающих» факторов. Игры-соревнования между командами: «Кто больше»; «До трех промахов». | держивает мяч спереди-сбоку. В мо- мент броска после согласованного вы- прямления ног и бросающей руки иг- рок срывает мяч с указательного паль- ца, и мяч получает обратное вращение. По правилам выполнения штрафных бросков с дистанции 3,5 м. Перед каждой серией бросков учащие- ся выполняют: а) по 10 прыжков; б) ускорения. Игроки, стоящие под щитом, отвлекают внимание игрока, пробивающего штрафные броски. Игроки по очереди выполняют бросок; ведется подсчет попаданий, в случае промаха счет начинается с нуля. Игроки по очереди выполняют по 2 броска подряд. Команда, забро- сившая наибольшее количество мячей до третьего промаха, объявляется побе- дительницей |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
В колоннах под углом 30-45° к щиту. На расстоянии 1,5 м справа от щита. На расстоянии 2,2 м от щита. На расстоянии 3,4 м от щита. | Бросок в движении одной ру- кой сверху после ведения: то же, но после шага левой но- гой; то же, но после ловли мяча под правую ногу; Ловля мяча в движении - ве- дение - бросок в движении и пе- редвижение в конец другой ко- лонны. | И. п. - левая нога, поставленная на пят- ку, впереди. Мяч в руках перед правым плечом. Перекатом с пятки на носок толчок левой ногой и мах правым бе- дром вверх - бросок правой рукой. Из и. п. - правая нога впереди. И. п. - ноги согнуты, левая - впереди, мяч перед грудью. Толчок мяча вперед- вниз правой рукой - после отскока шаг правой ногой и ловля мяча - бросок в движении. Шагом, на небольшой скорости, сред- ней скорости. Партнер, выполнивший передачу, бе- жит к щиту, ловит мяч, передает его следующему игроку своей колонны и переходит в конец другой колонны. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
В колоннах под раз- ными углами к щиту справа и слева от него | Ловля мяча в движении после передачи партнера из противопо- ложной колонны - ведение мя- ча - бросок в движении - пере- движение в конец другой ко- лонны. Поперечные передачи в дви- жении - ведение - бросок мяча в движении — передвижение в конец другой колонны. Игры-соревнования между командами: «Кто быстрее»; «Кто больше». | Выпускать мяч в высшей точке прыж- ка, полностью выпрямляя руку. Команда, забросившая мяч первой 5, 10, 15 раз, объявляется победительни- цей. То же, но победительницей объявляет- ся команда, забросившая большее ко- личество мячей за 3-5 минут. |
1 | 2 | 3 |
В колоннах под углом 45° справа (слева) от щита на расстоя- нии 3-4 м. На расстоянии 6-7 м. В парах. Интервал 3-4 м. | 11. Бросок в движении одной ру- кой сверху после ловли: бросок в движении после сня- тия мяча с руки партнера; бросок в движении после ловли; передачи мяча в движении, от одного щита к другому с бро- ском в движении после ловли. Игры-соревнования, эстафеты. | Направляющий делает широкий шаг правой (левой) ногой, беря во время полета мяч с руки партнера, и выпол- няет бросок в движении. Передачи выполняет учитель или по- мощники, стоящие в 1 м от лицевой линии, в 3 м в стороне от щита; на ли- цевой линии за щитом, под щитом. Мяч после броска подбирает игрок, сделавший последнюю передачу. а) Кто больше забросит мячей за 3 мин; б) кто быстрее забросит 5 мячей; в) кто быстрее забросит три мяча подряд. |
Продолжение табл.
V. Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 4 - 8 часов в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный,
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
VI. Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Щиты с кольцами - 2 комплекта.
Щиты тренировочные с кольцами - 4 шт.
Шахматные часы - 2 шт.
Стойки для обводки или фишки - 18 шт.
Гимнастическая стенка - 6 пролетов.
Гимнастические скамейки - 4 шт.
Гимнастический трамплин - 1 шт.
Гимнастические маты - 4 шт.
Скакалки - 30 шт.
Мячи набивные различной массы -30 шт.
Гантели различной массы - 20 шт.
Мячи баскетбольные № 5 – 20 шт.
Мячи баскетбольные № 6 - 20 шт.
Мячи баскетбольные № 7 - 20 шт.
Насос ручной со штуцером - 2 шт.
Дополнительные обобщающие материалы
Литература для учителя:
Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Коваль- ко. - М.: Советский спорт, 1960.
Коузи, Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр.-М. : ФиС, 1975.
Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Интернет – ресурсы:
http://www.bibliotekar.ru библиотека
http://ru.savefrom.net/ для скачивания видео с интернета
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://www.openclass.ru/sub/Физическая культура
Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество учителей физической культуры.
http://www.uchportal.ru Учительский портал.
http://www.kes-basket.ru/ Школьная баскетбольная лига.
Литература для учащихся:
М. Я. Виленского. Физическая культура. 5, 6, 7 классы. /Виленский М. Я., Туревский И. М., Торочкова Т. Ю. и др. — М.: Просвещение, 2019.
Физическая культура. 8-9 классы. / В. И. Лях. — М.: Просвещение, 2019.
Физическая культура. 10-11 классы. В. И. Лях. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2019.