Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Рассветовская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Рассветовская СОШ
Приказ от 30.08.2019г. № 232-1
_________________ /Крат С.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
Уровень общего образования (класс): основное общее, 9 класс(ы)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 34
Учитель: Живой Сергей Георгиевич
Программа разработана на основе авторской программы:
Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа /Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Программно-методические материалы:
Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник /Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 4-е издание, стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Программа составлена на основе авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: Вентана-Граф, 2014 – 48 с.
Программа взята без изменений и реализуется по УМК Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет ОБЖ изучается на уровне основного общего образования в 9 классах в общем объеме 34 часа за год (по одному часу в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного предмета ОБЖ
9 класс (34 часа)
Когда человек сам себе враг (7 часов).
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков.
Воздействие алкоголя на организм человека.
Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека.
Токсикомания.
Основные виды учебной деятельности.
Знать об опасностях сигаретного дыма для растущего организма школьников.
Аргументированно спорить со сторонниками «безопасной доли алкоголя».
Уметь воспитывать в себе психологическое неприятие алкоголя.
Представлять опасность даже однократного употребления наркотиков и токсических веществ.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (17 часов).
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения.
Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время него. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.
Основные виды учебной деятельности.
Знать основные положения закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Понимать, как устроена и функционирует система оповещения населения о ЧС.
Уметь характеризовать все основные виды ЧС природного и техногенного происхождения, составить план личных действий при наступлении ЧС на заданной территории.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации (10 часов).
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Особенности проведения спецопераций.
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
Итоговое контрольное тестирование.
Итоговое повторение и обобщение.
Основные виды учебной деятельности.
Анализировать наиболее опасные террористические акты. Применять правила при возможной опасности взрыва.
Характеризовать государственную политику противодействия экстремизму и терроризму в России.
Иметь представление о правовом режиме контртеррористической операции.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Содержание учебного материала
Название раздела | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» | 2 часа | | |
Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека | 4 часа | | |
Правильное питание | 4 часа | | |
Психическое здоровье человека | 2 часа | | |
Социальное здоровье человека | 2 часа | | |
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана | 3 часа | | |
Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту | 9 часов | | |
Разумная предосторожность. Опасные игры | 6 часов | | |
Итоговое контрольное тестирование | 1 час | 1 час | 1 час |
Итоговое повторение и обобщение | 2 часа | 2 часа | 2 часа |
Опасности, с которыми мы cталкиваемся на природе | | 7 часов | |
Современный транспорт и безопасность | | 10 часов | |
Безопасный туризм | | 14 часов | |
Когда человек сам себе враг | | | 7 часов |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика | | | 15 часов |
Противодействие экстремизму и терроризму | | | 7 часов |
Национальная безопасность Российской Федерации | | | 2 часа |
Итого: | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
| | | | |
| | Календарно-тематическое планирование. | | |
| | | Дата проведения |
| № | Тема урока | План | Факт |
| п/п | | 9Г |
| 1 | Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. | 03.09.2019 | |
| 2 | Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. | 10.09. | |
| 3 | Воздействие алкоголя на организм человека. | 17.09. | |
| 4 | Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем. | 24.09. | |
| 5 | Первая помощь при отравлении алкоголем. | 01.10.2019 | |
| 6 | Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. | 08.10. | |
| 7 | Токсикомания. Контрольная работа по основам ЗОЖ. | 15.10. | |
| 8 | Определение чрезвычайной ситуации. | 22.10. | |
| 9 | Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». | 05.11.2019 | |
| 10 | Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. | 12.11. | |
| 11 | Общие правила эвакуации. | 19.11. | |
| 12 | Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. | 26.11. | |
| 13 | Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. | 03.12.2019 | |
| 14 | Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. | 10.12. | |
| 15 | Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. | 17.12. | |
| 16 | Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. | 24.12. | |
| 17 | Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. | 14.01.2020 | |
| 18 | Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении. | 21.01. | |
| 19 | Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | 28.01. | |
| 20 | Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. | 04.02. | |
| 21 | Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. | 11.02. | |
| 22 | Аварии на гидродинамических объектах. | 18.02. | |
| 23 | Правила поведения при авариях различного вида. | 25.02. | |
| 24 | Контрольная работа по ЧС природного и техногенного характера. | 03.03.2020 | |
| 25 | Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. | 10.03. | |
| 26 | Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | 17.03. | |
| 27 | Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. | 31.03. | |
| 28 | Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. | 07.04.2020 | |
| 29 | Особенности проведения спецопераций. | 14.04. | |
| 30 | Что такое национальная безопасность Российской Федерации. | 21.04. | |
| 31 | Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | 28.04. | |
| 32 | Обороноспособность Российской федерации. | 05.05. | |
| 33 | Итоговое повторение и обобщение. | 12.05. | |
| 34 | Итоговое контрольное тестирование | 19.05. | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |